Накануне президентской кампании на политической карте Южного Урала появилась еще одна горячая точка – Верхний Уфалей, где готовится к приостановке градообразующее предприятие «Уфалейникель». Подобное развитие событий ставит моногород на грань социального взрыва и делает вероятным сценарий по типу ленинградского Пикалёво. Уже сейчас местные жители отказываются верить обещаниям властей. Эксперты говорят о том, что экономические проблемы были заложены еще во времена Петра Сумина и потому требуют длительного решения. Но так или иначе происходящее сегодня вокруг Верхнего Уфалея и его главного предприятия может стать для губернатора Бориса Дубровского своеобразным тестом на профпригодность в глазах Москвы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Верхний Уфалей в эти дни погружен в уныние. Все разговоры – на работе, на улицах и на частных кухнях – о том, что происходит на градообразующем «Уфалейникеле» и, разумеется, о собственных страхах. Назвать их необоснованными нельзя. Почти каждая сеймья в городе связана с заводом.
«Идеальный вариант для «Уфалейникеля» – найти инвесторов на промплощадку»
Собеседники «ФедералПресс» из числа местных жителей рассказывают, что из-за отсутствия информации рабочие предприятия пребывают в замешательстве: «Информация не доходит даже до начальников цехов, только слухи. и то зачастую недостоверные. С рабочими никто не разговаривает. Никто ничего не объяснил рабочим – просто отправили в простой». Бедственное положение предприятия, как объясняет минэконом области, обусловлено «падением рыночных цен на никель и ростом цен на кокс, который определяет себестоимость продукции». В третьем квартале 2016 года компания показала 1,4 миллиона убытка.
Примечательно, что по официальным данным, компания не имеет долгов ни перед сотрудниками, ни перед налоговой и фондами. Однако по данным источника «ФедералПресс» в Верхнем Уфалее, зарплата на предприятии сократилась. Официально она составляет порядка 20,6 тысяч, между тем, в частном общении уфалейцы называют другие цифры. По их словам, мастер плавильного цеха получил за январь около 15 тысяч рублей.
По данным «Спарк», за последние десять лет предлагалось несколько вариантов вывода верхнеуфалейского завода из кризиса. В том числе построить новое предприятие в относительной близости к рудной базе (Серовский рудник). Работа была свернута в связи с экономическим кризисом. В 2007–2008 годах в качестве альтернативного сырья использовали никель – медную руду с Камчатки, но из – за падения цен на никель на мировых рынках и дороговизны ее перевозки, переработка руды стала нерентабельной. В 2014 году были завершены работы по перевооружению всех пяти шахтных печей с дооборудованием металлургических агрегатов подогревателями воздуха для эффективного использования тепла отходящих дымовых газов.
На момент январского визита министра экономического развития Сергея Смольникова в Верхний Уфалей на предприятии уже была остановлена работа двух печей из пяти, сроки простоя тогда не были названы. В минувшую пятницу к проблеме подключился губернатор Борис Дубровский, который побывал в городе и провел там выездное совещание. В ближайшее время главе региона придется пройти очередную проверку на качество управленческих подходов. В отличие от ситуации вокруг Златоустовского метзавода в первые дни своей губернаторской карьеры в первой половине 2014-го, решать проблемы Верхнего Уфалея Борису Дубровскому придется, вероятнее всего, без прямой поддержки Москвы. А задача стоит не из легких – как самостоятельно решить проблемы завода, при этом не допустив социального взрыва в и без того проблемной депрессивной территории.
На совещании под председательством Дубровским выступили представители восьми компаний, готовых инвестировать деньги в производственную площадку предприятия. К тому же, Верхний Уфалей пытается получить статус территории опережающего развития (ТОСЭР). Это позволит инвесторам обнулить налог на землю и имущество на пять лет, снизить страховые выплаты с 30 % до 7,6 % на десять лет, а налог на прибыль – до 5 % на пять лет. Также инвесторы могут претендовать на федеральные деньги Фонда развития моногородов под 5 % годовых в размере до млрд рублей и подключение к инфраструктуре за госсчет.
Как рассказал собеседник информагентства, горожане не верят ни в ТОСЭР, ни в инвесторов. «Если Снежинск два месяца не может попасть в этот проект ТОСЭР, чего ждать нам? Если честно, люди обиделись, что губернатор к ним не вышел, не пообщался с рабочими, не проехал в город. Ведь у нас помимо завода много других проблем – здравоохранения, незаконная продажа недвижимости. Местные СМИ ничего не пишут, люди в недоумении, не понимают, что происходит. Думают, раз ищут инвесторов, значит все, градообразующему предприятию кранты. Почему не рассматривается вариант спасения завода, разработки Черемшанского месторождения, открытого еще в СССР как стратегическое? Собственники предприятия из Москвы, им нет дела до проблем завода, лишь бы быстрее выкачать деньги», – говорит собеседник «ФедералПресс», попросивший не упоминать его имя и фамилию в тексте.
Как рассказал верхнеуфалейский депутат Алексей Сагдеев, присутствовавший на закрытом совещании, речи о поиске инвесторов для спасения самого «Уфалейникеля» не было, для этого необходим огромный объем инвестиций. «Среди присутствующих инвесторов особую заинтересованность высказали представители кремниевого производства, и производства по переработке пыли, образованной от литейки. Последние рассказали, что одно из предприятий отказалось поставлять пыль, поэтому они серьезно рассматривают размещение производства в Верхнем Уфалее», – уточнил он. По словам Сагдеева, на совещании ясно не прозвучало, планируют ли собственники закрывать производство или ограничатся только его частичной приостановкой. Что касается обслуживания котельной, от которой питаются около трети всех домов, то она проработает в прежнем режиме до окончания отопительного сезона.
Между тем, на местных форумах одни горожане высказывают надежду, что предприятие удастся оживить: «Если посмотреть финансовые новости, можно увидеть, что никель дорожает последнюю неделю, благодаря закрытию на реконструкцию 24-х шахт на Филипинах. Так что, надежда есть. Акции «Норникеля» опять растут в цене». В то же время более скептически настроенные южноуральцы, опираясь на решение собственников предприятия «избавится от неудобного актива», приходят к выводу: «Дубровский сдал город. Комбинат готовят к демонтажу».
По данным пресс – службы губернатора Челябинской области, в планах компании – временная приостановка работы предприятия. Собственники и кредиторы «Уфалейникеля» ищут стратегического инвестора. Связаться с представителями «Уфалейникеля» на момент подготовки материала не удалось, телефоны пресс – службы не отвечали. Собеседник агентства считает, что единственный для «Уфалейникеля» вариант – выжить в условиях крупного холдинга и замкнутого производственного цикла.
Заместитель редактора «Металлоснабжение и сбыт», руководитель отдела цветных металлов Леонид Хазанов считает, что проблемы у «Уфалейникеля» появились не сегодня, они накапливались годами. «Предприятие использует устаревшее оборудование, а технологическая цепочка производства никеля слишком длинная и затратная. К тому же качество никелевых руд (в силу геологических условий их формирования) уступает добываемым в Новой Каледонии, Индонезии или на Филиппинах, поэтому сырьевая база «Уфалейникеля» нуждается в улучшении и расширении», – говорит эксперт.
По его мнению, нельзя сказать, что ни прежние, ни нынешние собственники «Уфалейникеля» ничего не делали для улучшения работы предприятия. «Они прикладывали немалые усилия, чтобы выправить ситуацию, но груз прошлых лет продолжает негативно сказываться на функционировании предприятия. Поэтому спасением для «Уфалейникеля» было бы внедрение современных технологий и оборудования, однако, это будет стоить огромных денег, которые найти не так уж и легко в нынешних непростых экономических условиях. Другой подход – найти инвесторов, которые согласились бы на площадке Уфалейникеля создавать свои собственные производства. Идеальный вариант – если бы это было какое – то металлургическое производство, скажем, заготовка и переплавка лома и отходов меди или алюминия, возможно, выпуск ферросплавов, ведь необходимая инфраструктура на «Уфалейникеле» есть», – заключает Хазанов.
Он полагает, что несмотря на периодический подъем мировых цен, предприятие продолжает генерировать убытки, а нынешняя стоимость металла вряд ли окажет сколь либо сильное положительное влияние на рентабельность его производства. И даже если вдруг завтра возобновят работу остановленные на Филиппинах рудники, то цены на никель, скорее всего, пойдут вниз. Полностью с комментарием Леонида Хазанова можно ознакомиться в рубрике «Экспертное мнение».
Справка «ФедералПресс»:
Месторождение никеля вблизи Верхнего Уфалея было открыто еще в 1907 году. Предприятие построили в рекордные сроки к 1934 году, так как страна нуждалась в металле. По данным областного минэконома, «Уфалейникель» – второй по величине в России производитель никеля, его доля на внутреннем рынке – 15%, на мировом – 1%. Мощности завода позволяют выпускать до 15 тысяч тонн продукции в год. Около 80 % производимого никеля используется для выплавки нержавеющих сталей и специальных сплавов, при производстве чугунного и стального никельсодержащего литья.
Согласно данным «Спарк», компанией владеют четыре фирмы, зарегистрированные в кипрских офшорах. У всех них практические равные доли в 24 процента. Последние 0,027% принадлежат ЗАО ПО «Режникель». Директором предприятия с 5 декабря прошлого года является Тимофей Сасыков. Ранее он был назначен руководителем столичной ООО УК «Русникель» (управляет «Уфалейникелем»). Прежний директор «Русникель» Олег Цвигун 15 ноября 2016 года назначен старшим вице – президентом «Внешэкономбанка».
В 1999 году предприятием владел известный челябинский предприниматель Марк Лейвиков. В 2004 году он с партнерами продал завод столичному банку «Акрополь». До 2008 года у предприятия были номинальные владельцы, затем им стал Евгений Зубицкий, который владел «Уфалейникелем» до 2011 года. Уставный капитал предприятия на май 2016 года составлял 920 млн рублей. Компания является ответчиком по 34 делам на общую сумму чуть более миллиарда и истцом по 143 делам на сумму 177 млрд рублей. Численность сотрудников – 2195 человек из которых 730 отправлены в простой.
Фото с сайтов «Правда УрФО» и «Челябинский Обзор»