Жителей Новосибирской области после наступления нового года поджидал весьма неприятный сюрприз – в регионе в очередной раз повысились цены на бензин. Повышение, как обычно, коснулось самых ходовых марок – АИ-92 и АИ-95, причем выросли и розничная, и оптовая стоимость на всех заправках – от местных до крупных сетевых («Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКойл»). Каковы причины удорожания и стоит ли ожидать дальнейшего роста цен? Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Цены снова пошли в гору
Новосибирскстат выпустил очередной релиз по ценам на моторное топливо – ведомство сообщило, что за неделю они выросли еще на 0,1 %. До этого специалисты подсчитали, что после Нового года бензин подорожал на 0,2 %. На первый взгляд, повышение ничтожное, однако по сравнению с декабрем 2016 года один литр самого ходового бензина АИ-92 стал дороже на 22 копейки – теперь он стоит 34,03 рубля. АИ-95 подорожал на 21 копейку, до 37,98 рубля за литр. И это средние цены: специалисты Новосибирскстата зафиксировали максимальные отпускные цены на АИ-92 – 34,2 рубля, а на АИ-95 – 38,5 рубля.
В гору идут цены и на дизельное топливо: если месяц назад литр солярки стоил в среднем 36,94 рубля, то сейчас – 37,31 рубля. Максимальная стоимость дизтоплива – 37,55 рубля за литр.
Практически все средства массовой информации почему-то связали повышение стоимости бензина со сговором продавцов на рынке. Однако цены выросли не только в Новосибирской области, но и в соседних регионах.
Рост цен на бензин – вслед за акцизами?
СМИ поторопились в очередной раз обвинять крупные компании, рассказал «ФедералПресс» генеральный директор московской компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. По мнению эксперта, недавнее повышение цен на бензин полностью вызвано произошедшим ростом акцизов.
«После падения курса национальной валюты покупательная способность населения резко упала, – констатирует Танкаев. – Любое повышение цен на бензин ведет к сокращению его потребления, так как население и бизнес могут потратить на бензин фиксированную сумму денег. Нефтяные компании, естественно, не заинтересованы в падении объемов продаж, поэтому рублевые цены на бензин не выросли. В результате в России сейчас самые низкие цены на бензин в Европе, а выпадающие прибыли от продажи бензина нефтяные компании компенсируют за счет повышения цен на другие нефтепродукты. Но сейчас из-за повышения акциза и других налогов нефтяные компании просто вынуждены повысить цены и на бензин», – считает эксперт.
Действительно, 1 декабря минувшего года стало известно о том, что государство решило с нового года повысить акцизы на табак, алкоголь и топливо. Причем повышение акцизных ставок будет проходить ежегодно – закон принят на плановый период до 2019 года.
По мнению независимого новосибирского эксперта по транспорту Александра Колпакова, рост акцизов на бензин – это закономерный процесс. «Хотя еще недавно министр финансов Антон Силуанов докладывал о том, что страна преодолела так называемую «голландскую болезнь» – негативный эффект, связанный с недостаточной диверсификацией экономики, высокой доли нефтегазовых доходов в бюджете. Просто пятнадцать лет заклинаний о том, что надо слезать с нефтяной иглы приводят к тому, что страна при первом же серьезном падении стоимости нефтяной бочки обращается к фискальным методам основного источника дохода», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» Колпаков.
Новосибирский блогер и автомобилист Михаил Докукин не видит на бензиновом рынке Новосибирской области никакой монополизации. «Я могу точно сказать, что тот рост цен на топливо, который наблюдался в прошлом году, и продолжается, увы, в нынешнем, произошел из-за роста акцизных ставок. По моим наблюдениям, за год бензин подорожал на полтора рубля. К сожалению, многие мои знакомые вынуждены теперь заправляться на несетевых АЗС – а там зачастую «льют» некачественный поддельный бензин. Риск поломки автомобиля громадный. А что делать, денег нет, а для многих машина – единственный источник дохода».
Что год грядущий нам готовит…
Общественник и член оргкомитета Фонда городских инициатив Дмитрий Холявченко в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил, что топливо – это один из продуктов, который влияет на стоимость всех товаров. «Увеличение стоимости бензина влечет за собой снижение объемов потребления. А ведь потребительский рынок был практически единственным драйвером роста российской экономики в недавнем прошлом, а сейчас держит ее на плаву. Увеличение спроса и снижение цен на ТНП – это важнейшая задача для поддержания экономики в живом состоянии. Стоимость бензина в основном состоит из акцизов и других налогов, но выгода от их получения вряд ли покрывает негативные моменты, связанные с удорожанием логистики товаров. Необходимо налоги снижать – даже в ущерб любых расходных статей бюджета», – считает общественник.
Автопутешественник из Новосибирска Антон Страдымов с тревогой ожидает дальнейшего роста цен. «С прошлого года планируем путешествие на целый месяц – сначала на Байкал, потом Хакасия, Тува, Монголия, и через Алтай домой. Столько вечеров потратили на проработку маршрута, поиск информации. И так недешево получалось – а если бензин еще подорожает, то интереснейшая поездка может и не состояться. Мало того, что растут цены на продукты, на квартплату, так нам еще и вот чем власти «порадовали», – переживает Страдымов.
Да, рост цен на бензин – это лишь часть картины. Неустойчивое положение дел в экономике заставляет государство прибегать к весьма непопулярным методам пополнения казны. К сожалению, большинство россиян сейчас вынуждены экономить буквально на всем, а видимых улучшений не видно – лишь в квитанциях на оплату ЖКХ появляются новые строки, тарифы увеличиваются, а на ценниках появляются пугающие цифры.
«ФедералПресс» следит за развитием событий. В следующем материале мы подробно рассмотрим, как и за счет чего формируется розничная цена на бензин.