Top.Mail.Ru
Промышленность
Свердловская область
0

Винтики, ржавчина и керосин. На каком оборудовании создавался первый титановый слиток ВСМПО-АВИСМА

Верхнесалдинская корпорация ВСМПО-АВИСМА отмечает памятную дату — с тех пор как на предприятии выплавили первый титановый слиток прошло 60 лет. Сегодня четырехкилограммовый «первенец» диаметром 100 миллиметров хранится в заводском музее. Слиток с гордостью демонстрируется всем большим и малым гостям предприятия – от президентов до школьников. О том как и где создавался титан, кто стоял у его истоков и что сегодня представляет собой титановая корпорация в Верхней Салде — в материале РИА «ФедералПресс».

В Верхнюю Салду титан «привез» Гавриил Агарков - кандидат технических наук, директор завода в период с 1952 по 1958 и с 1966 по 1981 гг. Он вместе с главным металлургом ВСМПО-АВИСМА Владимиром Добаткиным организовал в 1955 году опытно-экспериментальный цех на заводе №95 (прежнее название ВСМПО-АВИСМА — прим. ред) во главе с молодыми специалистами - Николаем Аношкиным и Иваном Бузником. Всячески помогать им было поручено заместителю главного инженера предприятия Всеволоду Лимарю.

Осенью 1956 года в условиях строжайшей секретности титановая тема стартовала. В опытно-экспериментальном цехе была создана группа, в которую вошли шестеро молодых парней - Юрий Прилуцких, Петр Павлов, Юрий Кунцев, Александр Щетников, Александр Андреев и Владислав Тетюхин. Все они — выпускники технических вузов Москвы. Именно им суждено было в 1957 году выплавить первый титановый слиток. «В дальнейшем все участники нашей группы состоялись как большие специалисты: Юрий Кунцев – как исследователь, Юрий Прилуцких – как производственник и технолог, Петр Павлов – как организатор производства, Александр Щетников – как конструктор. Группа занималась разработкой технологии плавки – вначале с использованием лабораторной печи, привезенной из Всесоюзного института авиационных материалов, потом на более мощной печи уже собственной конструкции и далее – на полупромышленных и промышленных печах ЦЭП-317 и ЦЭП-334 конструкции ВНИЭТО, которые изначально проектировались для других металлов. В предельно сжатые сроки была разработана промышленная печь собственной конструкции – ВД 650, в значительной мере учитывавшая особенности процесса плавления титана», - вспоминает один из участников титановой истории ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин.

Агрегатом для выплавки первого титанового слитка, который по сей день хранится в заводском музее, стала маленькая печка под названием «учебная парта», которая ранее была частью лабораторного оснащения Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ, Москва), а затем списанная за истечением срока эксплуатации. Как вспоминают «первопроходцы», старенькая печка была разобрана по винтикам, очищена от ржавчины и отмыта керосином. То, что было тогда и то, что есть сейчас на ВСМПО-АВИСМА практически невозможно сравнить. Ведь сегодня парк плавильного оборудования титанового предприятия составляют преимущественно печи вакуумно-дугового переплава. Причем современное программное обеспечение для них было разработано специалистами ВСМПО-АВИСМА без привлечения сторонних организаций.

Выплавка титановых слитков проходит несколькими способами: вакуумно-дуговым, методами консолидации куска и консолидации стружки, а также с использованием разновидности вакуумно-дугового переплава – гарнисажный переплав. На ВСМПО-АВИСМА четыре гарнисажные печи. Первые две появились в 1984 году. А в апреле 2015 года завершилось строительство нового участка с еще двумя современными усовершенствованными плавильными агрегатами. «Эта технология была разработана в восьмидесятых, а мы сегодня совершенствуем то, что было придумано раньше», - констатирует заместитель директора по плавильно-литейному производству ВСМПО-АВИСМА Игорь Пузаков.

Первый слиток, появившийся на ВСМПО-АВИСМА 60 лет тому назад, весил всего 4 килограмма. Сегодня на предприятии выплавляют слитки преимущественно весом около пяти тонн. Но технические возможности плавильного оборудования одного из цехов позволяют производить слитки весом в три раза больше. Первый гигант-пятнадцатитонник появился на свет в 70-х годах. Но в силу экономической нестабильности интересы заказчиков резко сократились до сортамента типичных слитков. Время от времени практиковались в производстве тяжеловесов для зарубежных заказчиков. Например, для японской компании был выплавлен слиток массой 12 тонн, который вошел в историю под именем «Джумба» – слон.

Все воспоминания участников титановой истории, архивные документы и фото вошли в юбилейную книгу, изданную ВСМПО-АВИСМА. Вышедший с ленты екатеринбургской типографии «Уральский рабочий» в феврале 2017 года, подарочный том «Эры большого титана. Начало» уже получили ветераны предприятия. Кроме того, она «поселилась» и на полках заводского музея, составив компанию тому самому, четырехкилограммовому слитку.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.