Реформирование в структуре кремлевской администрации и в аппарате Госдумы продолжилось созданием новых подразделений, в том числе «экономических». Перетряска кадров и полномочий в АП и ГД идет параллельно. В экспертном сообществе происходящие изменения называют усилением позиций главы внутриполитического блока Администрации президента (АП) Сергея Кириенко и спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина. Однако по отдельным полномочиям Володин вполне может переиграть своего сменщика в Кремле.
Экономический уклон УВП
Как ожидается, в УВП появится еще одна должность заместителя начальника, которую, скорее всего, займет заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Ольга Аллилуева. Ее документы на проверку переданы еще около месяца назад. Тогда, правда, не было четкой информации, какую роль отведет Кириенко своей давней соратнице (еще в 1998 году Аллилуева была у Кириенко, на тот момент премьер-министра России, советником по экономике, в 1999 году они стала финансовым советником Кириенко, возглавившего фракцию СПС в Госдуме).
Возможное появление поста «куратора экономических вопросов во внутриполитическом блоке» ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков не считает экспромтом. По его мнению, это – «часть давно наметившейся тенденции», ведь «еще накануне назначения Сергея Кириенко в Администрацию президента многие предполагали, что его деятельность будет касаться и экономических аспектов региональной политики».
Введение должности еще одного заместителя главы УВП директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов объясняет усилением внутриполитического блока. Под новое направление работы и была подобрана кандидатура Ольги Аллилуевой, экономиста с серьезным бэкграундом, и, ко всему прочему, надежного члена команды самого Сергея Кириенко.
Предполагалось, что в сферу полномочий Аллилуевой войдет оценка экономической и электоральной ситуации в российских регионах. Сейчас с большой долей вероятности эксперты говорят о том, что она также возглавит работу по подготовке предложений по расходованию средств резервного фонда президента (речь идет не более чем об 1% расходов федеральной казны, которые могут быть направлены исключительно на социально значимые нужды). По мнению политолога Романа Колесникова, за Ольгой Аллилуевой будут закреплены и те, и другие функции. «Без вдумчивого экономического анализа такую оценку вряд ли можно сделать. Аллилуева – подходящий человек, поскольку является профессиональным финансистом, и, что важно именно для этой должности, она уже давно работает в связке с нынешним куратором внутриполитического блока», - отметил Колесников.
Эксперт не связывает происходящие в кремлевской администрации структурные изменения с предстоящими выборами (использовать средства резервного фонда на эти цели запрещено) и в целом не видит в этом процессе признаков усиления экономических блоков в АП – это, по его мнению, только перераспределение полномочий. «Цель появления нового функционала у УВП – исключительно аппаратное усиление управления и лично Сергея Кириенко, - уверен Колесников. – Какую-то другую причину найти сложно, поскольку, к примеру, с расходованием резервного фонда на социальные нужды, что само по себе работает на пользу президенту, и раньше все было в порядке».
Вместе с тем, по мнению политолога Аббаса Галлямова, «интерес УВП к Резервному фонду президента» все-таки может быть связан с приближающимися президентскими выборами. «Экспансия в смежные области есть естественная форма существования бюрократии, поэтому, когда такая возможность есть, чиновник всегда наложит руку на соседний отдел. В данном случае оправданием послужило приближение выборов и необходимость тратить те скудные деньги, что остались у государства, с большей политической эффективностью», - пояснил эксперт.
«Это лично усилит Володина»
В свою очередь, предшественник Сергея Кириенко, спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже продолжает реформирование аппарата нижней палаты. Структурные изменения уже одобрены депутатами. Они касаются аналитического и экономического управлений – их упразднят, а также управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ – его разделят.
Новыми подразделениями станут финансово-экономическое и экспертно-аналитическое управления. При этом последнее получит полномочия по проведению конкурсов и закупок на услуги по экспертизе вносимых законопроектов и, по сути, станет центром госзакупок для нижней палаты парламента. Ранее данную работу могли выполнять сами думские фракции, получившие из бюджета на эти цели по 10 млн рублей. Теперь возможности партий самостоятельно найти подрядчиков, возможно, сократятся.
Впрочем, по мнению политолога Вячеслава Смирнова, с созданием нового подразделения никто не запретит партиям самостоятельно проводить законотворческие экспертизы. Другой вопрос – нужно ли это им самим. «Экспертиза всегда была в зоне ответственности спикера и председателей комитетов, - отметил Смирнов. – Фракциям, а, вернее, партиям, никто не запрещает также проводить экспертизы за счет средств партий. Но, насколько я знаю, кроме ЕР, экспертиза мало кого волнует. Лоббисты заинтересованы в том, в чем заинтересованы, а партии меньшинства заинтересованы в пиаре своих инициатив, а не в экспертной оценке».
Политолог Роман Колесников считает, что спикер Госдумы Вячеслав Володин, который с первого дня в этой должности старался играть «самостоятельную роль», пытается «обезопасить себя от популистских законопроектов отдельных депутатов». «По факту, депутат Госдумы все больше теряет самостоятельность, отдавая её условному «совету экспертов», который под видом плохо проработанных и неактуальных законопроектов сможет отсекать самые разные инициативы, - пояснил Колесников. – Безусловно, защита от законов вроде того, что каждая девушка должна родить до 23 лет, нужна, но их и сейчас никто не принимает, а экспертная работа ведётся на уровне фракций».
Таким образом, по мнению Романа Колесникова, проведение «главной» экспертизы «на уровне всей ГД, а не отдельной фракции», «усилит лично Володина». А в определенной мере он даже будет иметь аппаратное преимущество перед Сергеем Кириенко. «Если раньше АП могла вносить свои инициативы через некоторых депутатов, - напомнил эксперт, - то теперь, видимо, это придётся делать через спикера, который уже в свою очередь будет поручать внести нужный законопроект тому или иному депутату».