Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Неспортивное поведение. Ответит ли Леонид Рапопорт за футбольный распил?

Как мусор, трава и бетон создали новую прослойку миллионеров на Среднем Урале

Спортивные стройки стали одним из крупнейших драйверов экономики последних лет. Структура участников федерального рынка отличается максимальной непрозрачностью: речь идет о компаниях, учрежденных никому не известными людьми, добивающимися крайне высокой экономической эффективности исключительно на госконтрактах. Аудиторские проверки, в ходе которых выявляются колоссальные нарушения, ничем не заканчиваются, как это произошло на Урале. Подробности – в нашем материале.

Почти год назад Счетная палата Свердловской области выявила многочисленные факты нецелевого расходования средств, завышения цен и сомнительных манипуляций с документацией при реконструкции стадиона «Уралмаш» - на нее ушло более полумиллиарда рублей (56%) средств, предусмотренных госпрограммой подготовки тренировочных площадок для команд. В Счетной палате, судя по документам, попавшим к нам, были подготовлены обстоятельные аудиторские акты с анализом первичной документации (далее – документы СП, имеются в распоряжении редакции) – но они так и не были рассмотрены официально коллегией палаты и, соответственно, остались в недрах ведомства и не вынесены на публичное обсуждение. Причины этого – отдельный вопрос. Информация о многочисленных нарушениях, которая имеется в этих документах СП, однако же, также не опровергнута ни Счетной палатой, ни другими инстанциями. Отдел областного ГУВД по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции, да и другие надзорные и силовые органы, тоже до сих пор не отреагировали на эту поистине сенсационную информацию.

Далее мы вкратце изложим содержание обоих актов, авторство которых, судя по глубине погружения в материал, с огромной долей вероятности действительно принадлежит аудиторам СП, имевшим доступ к архивам заказчика и подрядчика. Множество фактов, изложенных там, подтверждается также и судебными решениями (тоже публикуются нами).

Нелишне отметить, что, скорее всего, именно по итогам аудита, спустя два года после завершения работ, заказчик реконструкции – Уральская футбольная академия (УрФА) – подал иск в свердловский арбитраж о возврате более 23 млн рублей, которые, по мнению истца, необоснованно получил подрядчик – московское ООО «ЭлинАльфа».

Арбитражный суд Свердловской области, по нашим данным, начнет рассматривать материалы дела 18 мая 2017 года.

Секрет фирмы

«ЭлинАльфа» была зарегистрирована в Москве в 2005 году и до 2007 года без оборотов по расчетному счету. У учредителей фирму выкупает некто Алексей Мочалов, и в 2012 году выручка компании вырастет на 1457% или 5,5 млрд рублей. С тех пор каждый финансовый год компании будет более чем эффективным, потому что в стране начались масштабные «спортивные стройки». В 2014 году компания заключила два госконтракта общей стоимостью 3,5 млрд рублей, в 2015 году – три мегастройки, объемом почти 4 млрд. В прошлом году еще четыре госконтракта на 7,4 млрд рублей. Обо всем этом, в частности, писали в свое время «Ведомости», указывая, что «миллиардные контракты на строительство, экипировку спортсменов и проведение соревнований доставались фирмам, связанным с руководителями ФГУПов Росспорта...».

Итого 15 млрд за четыре года у компании, которая получила право на реконструкцию Академии биатлона, строительство училища олимпийского резерва по хоккею в Ярославле, перепланировку судейской и замену светильников в Федеральном центре по зимним видам спорта. Заказчики «ЭлинАльфа» – Минспорта России и ФГУП «Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта».

В Екатеринбурге подрядчик появился в 2013 году. Есть признаки того, что компанию целенаправленно ввели на стройку, используя уловки при составлении документации. В документах СП сказано, что УрФА при проведении конкурса включила в состав лота работы, технологически и функционально НЕ СВЯЗАННЫЕ с предметом торгов. Это позволяет говорить о стремлении повлиять на результат отбора и о пристрастности конкурсных процедур.

Начальная цена контракта составила 594 млн рублей. Эта сумма, сформированная на основании стоимости «аналогичных работ», должна была быть разбита на несколько траншей в рамках госпрограммы до 2018 года.

Однако в ноябре 2013 года после совещания под руководством тогда еще зампреда правительства Свердловской области Валентина Грипаса министерству спорта было поручено перераспределить объемы финансирования с 2016 – 2018 годов на 2015 год, то есть выдать всю сумму МАКСИМАЛЬНО БЫСТРО, не размениваясь на несколько траншей.

Еще один «подарок» подрядчику, говорится в документах СП, оказался скрыт в проектном блоке: согласно условиям договора, аванс подрядчика за разработку проектной документации должен был составить 3% от стоимости договора (17,7 млн), однако фактически подрядчику был перечислен аванс в размере 15% (107 млн рублей).

Мусором не пахло?

Если верить документам СП, многое, что впоследствии происходило на стройке, показывает степень пренебрежения к работе по закону и профессиональным стандартам. В ходе проверки установлено, что при разработке рабочей документации произведена полная перепланировка помещений, предусмотренных проектом, БЕЗ внесения в него соответствующих изменений, а общая площадь помещения в проекте уменьшена на 30,6 кв. м.

Дальше – больше. В разрешении на ввод здания в эксплуатацию фактические характеристики объекта НЕ соответствуют проектным характеристикам, указанным в положительном заключении государственной экспертизы.

Фактическая общая площадь помещений составила 2 143 тыс. кв. метров, что меньше площади, предусмотренной проектом, на 129 «квадратов». Фактическая площадь подтрибунных помещений меньше проектной на 40 кв. м, фактическая площадь эксплуатируемой кровли меньше проектной на 60 кв. метров.

В чертежах рабочей документации в административном здании стадиона был предусмотрен лифт, который из проекта, прошедшего через экспертизу, ИСЧЕЗ. Шахты лифтов и другие подобные конструкции отнесены к работам, прямо влияющим на безопасность объекта, поэтому все изменения в конструктив должны были пройти повторную экспертизу, чего не произошло.

Согласно информации ГАУ СО «Управление государственной экспертизы», проектная документация на повторную экспертизу НЕ поступала. Кроме того, установлено, что из рабочей документации ИСКЛЮЧЕНЫ (читаем – украдены) работы и оснащение на 117,7 млн рублей. Например, проектом предусматривался инвентарь по уходу за полем на сумму 12,4 млн рублей, рекламные щиты по периметру поля на сумму 6,4 млн, уличное оборудование на сумму 2,3 млн, табло электронное на сумму 486,2 тыс. рублей.

Далее публикуем выдержки из Акта проверки использования средств областного бюджета, выделенных на проектирование и реконструкцию стадиона «Уралмаш» в рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года»

Также проектом предусмотрены сиденья RECARO с подогревом для кабинок игроков в количестве 55 штук стоимостью за каждое – 266 тыс. рублей на общую сумму 14,7 млн (с учетом сборки и монтажа). Однако в локальном сметном расчете вместо RECARO с подогревом появились сиденья за 30 тысяч рублей (на общую сумму 1,4 млн рублей с оплатой сборки и монтажа). То есть, для обоснования расходов компания закладывала дорогостоящие компоненты, но фактически поставила на стадион самые дешевые аналоги, не отвечающие, по-видимому, требованиям безопасности.

Исключения работ на 100 млн НЕ ПРИВЕЛИ к изменению условий договора с УрФА. Более того, «ЭлинАльфа» уже год требует от заказчика через суд ЕЩЕ 86,6 млн рублей плюсом к тем деньгам, что получила. В трех инстанциях компании было отказано, и сейчас дело направлено в Верховный суд.

Дальнейший аудит показал, что в отдельных случаях расходы в локальных сметах к рабочей документации увеличились (!!!). Так, например, демонтаж подорожал на 16,2 млн рублей (74%, до 38 млн рублей), общестроительные работы стали дороже на 10,5 млн рублей (рост 83,2%, до 22,9 млн). А экспертиза рабочей документации на предмет достоверности сметной стоимости объекта не проводилась (!!!).

Одной из причин увеличения стоимости общестроительных работ явилось завышение цен на материалы и завышение объемов работ и материалов. В документах СП сказано, что только результатом завышения стоимости товарного бетона, арматуры и металлоконструкций, кирпича и щебня стал рост цены на 22,4 млн рублей. ЭТО СУММА ИЗ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, КОТОРАЯ ИЗРАСХОДОВАНА НЕЗАКОННО. Замена качественного материала на более дешевый была произведена по полному кругу работ: на кровле и при грунтовых работах.

Отдельно стоит остановиться на вывозе мусора, потому что эта статья расходов стала причиной тщательно скрываемого скандала. В материалах аудиторов сказано, что при расчете затрат были использованы методики, которые позволили заложить на эту статью расходов на 18,6 млн рублей БОЛЬШЕ, что классифицируется Бюджетным кодексом РФ как НЕЦЕЛЕВОЕ использование бюджетных средств. Вес мусора был завышен почти на 30 тыс. тонн.

Строительный мусор отнесен к категории отходов 4 класса опасности, и в 2014 году УрФА заключила договор на утилизацию строительного мусора при сносе здания. Сторонами договора выступили субподрядчик УрФА - ООО «СпецСтройМонтаж-Урал» и ЕМУП «Спецавтобаза» как исполнитель работ. Однако подтверждения того, что эти работы были выполнены, – НЕ нашлось. ЕМУП получил заявку от ООО «СпецСтройМонтаж-Урал» на заключение договора по утилизации мусора, выдал заказчику 2 экземпляра договора на согласование и счет – и заказчик работ исчез. В итоге, говорится в документах СП, в счет платы за сомнительную утилизацию мусора из бюджета уплыли почти 4 миллиона рублей.

Повторим еще раз – все эти данные мы видим в обстоятельных документах СП, так и оставшихся, видимо, под спудом. Хорошо аргументированной фактуры, часть которой уже подтверждена мировым судьей, тут вполне хватит для другой проверки – следственной.

А если проверит FIFA?

Стадион был торжественно сдан. В ответе Оргкомитета «Россия – 2018» сказано, что инфраструктура стадиона «Уралмаш» соответствует основным требованиям и рекомендациям FIFA к размещению команд к тренировочным площадкам. Но при этом – не в полной мере соответствует Типовым требованиям, утвержденным приказом Минспорта РФ от 11 апреля 2014 года (с изменениями от 20.10.2014).

На арене НЕ было выполнено требуемое покрытие (спортивный газон с высотой ворса), тренировочная площадка НЕ оснащена помещением для пресс-конференций должного размера,а количество мест в нем вдвое меньше, чем установлено требованиями. Типовым требованиям Минспорта НЕ соответствуют ограждения и ворота тренировочной площадки. Хотя на установленные конструкции Dfence было потрачено 6,6 млн рублей.

Оргкомитет – наша отечественная АНО. А если сама FIFA проведет инспекцию и обнаружит несоответствия – позору не оберемся.

В любом другом случае такой объем нарушений стал бы причиной возбуждения уголовного дела в отношении ответственных лиц. Отметим: документы СП касаются лишь одной из 4 спортивных площадок области, где идет реконструкция перед большим чемпионатом. Ключевой вопрос – кто именно должен отвечать за возникновение мутной финансовой цепочки? На уровне области дать объяснения мог бы непосредственный распределитель бюджета – областное Минспорта и его глава Леонид Рапопорт. И, конечно, экс-куратор «мегастроек», для которого специально придумали должность в региональном правительстве – Валентин Грипас. По слухам, он ездил для консультаций в Москву напрямую, но при этом старался ничего не подписывать, делегируя эту почетную обязанность Минспорта области.

В неофициальных беседах представители местных силовых структур говорят, что ожидают появления команды из Москвы на отработку материалов не раньше, чем пройдет мундиаль. Хотя и не исключают, что такой команды может не последовать вовсе – для этого нужна политическая воля и аппаратный вес. Любое уголовное дело по стройкам мундиаля, по их словам, будет расцениваться, как атака силовиков на проект, находящийся под патронажем высших должностных лиц региона или даже РФ. Между тем, очевидно, что усилия первых руководителей области и страны, направленные на лоббирование интересов Родины при подготовке к мундиалю, уже сегодня компрометируются такими вот «футбольными распилами», которые организуются предприимчивыми деятелями, сидящими во власти на пару этажей ниже.

Федеральные правоохранительные органы и представители Росгвардии на устный запрос выразили определенную уверенность в том, что ряд уголовных дел на основании имеющихся материалов проверок Счетной палаты можно возбудить уже сегодня, не дожидаясь новых распилов и многомиллионных нецелевых трат бюджетных средств. Заявления в соответствующие структуры последуют.

Сюжет по этой теме
28 июля 2016, 10:53

ЧМ-2018

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.