Top.Mail.Ru
Общество
Москва
3

Мусорное лобби в Общественной палате. Как связана ликвидация российских свалок с офшорами на Сейшелах

«Более 14 лет на рынке. Безупречная репутация у клиентов и поставщиков» - так о себе говорит корпорация «Газэнергострой», которая занимается переработкой отходов на территории России. Корпорацию возглавляет руководитель комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. С позволения Дмитрия Медведева он взял на себя работы по ликвидации самых грязных точек на карте России. Если внимательно присмотреться к деятельности Чернина и непосредственно ГК «Газэнергострой», возникает много вопросов и безупречная репутация перестает быть таковой. Каким образом члену общественной палаты удалось стать «королем» российской свалки и как с этим «грязным» делом связаны Сейшельские оффшоры – в материале «ФедералПресс».

Сами себе лоббисты

С 2013-го года компания «Газэнергострой» пропагандирует внедрение в России уникальной технологии прямоточного ферментирования при производстве газа, что в теории позволяет получать топливо из отходов. Подобные футурологические идеи пришлись по духу премьер-министру России Дмитрию Медведеву и в 2016 году он назначил единственным подрядчиком работ по устранению экологического ущерба в Нижегородской области «Газэнергострой». А рекомендовал корпорацию в качестве подрядчика комитет Общественной палаты по экологии, который возглавляет Сергей Чернин – глава ГК «Газэнергострой». Что называется, зарекомендовал себя сам. Этот процесс проходил без предварительной конкурсной процедуры, а условия действительно были беспрецедентными.Даже представители Федеральной антимонопольной службы были удивлены развитием событий и выступали против передачи прав на работы одной компании.

Свалка «Чёрная дыра», шламонакопитель «Белое море», полигон бытовых отходов «Игумново» -объекты экологического ущерба в нижегородской области. «Черная дыра», к примеру, официально считается самым грязным водоемом планеты. Впрочем, это не только объекты экологического ущерба, но и объекты госфинансировнаия с объемом более 3,5 миллиардов рублей. Но деньги, как говорится, не пахнут, даже если речь идет о мусорных свалках и отходах. Работы на этих точках всегда сопровождались скандалами, в том числе и коррупционными. Как итог – задержания, аресты, штрафы и конечно смены подрядчиков. Когда «Газэнергострой» под руководством Чернина «зашел» в регион многие вздохнули с облегчением. Местные экологи и жители посчитали, что отныне дело сдвинется с мертвой точки и в городе Дзержинске скоро можно будет дышать полной грудью, не боясь за свое здоровье. Но прошел уже год, а работы до сих пор не ведутся. Главгосэкспертиза пока не одобрила проекты «Газэнергостроя».

Казалось бы, член общественной палаты должен находиться в постоянном контакте с обществом по вопросам решения экологических проблем в регионе. Но жители и общественники свидетельствуют об обратном. Директор экологической организации «Вьюница» Владимир Орехов рассказал «ФедералПресс», что доступа к проектам по устранению экологически опасных объектов ни у кого нет на сегодняшний день, а все замечания экспертов остаются незамеченными.
«У общества сегодня нет никакой возможности даже подойти к информации о проектах и работах. Мы провели процедуру оценки воздействия на окружающую среду. Эта процедура по каждому объекту была проведена в конце прошлого года. Мы озвучили кучу предложений, замечаний. По нашему мнению, сейчас многое делается неправильно. По моему глубокому мнению, многие решения не соответствуют экологическим интересам. Это все написано в экспертных заключениях. Госэкологическая экспертиза наших замечаний не увидела и дала положительное решение в пользу Газэнергостроя», - заявил эксперт.

Никакой ликвидации не будет

Как выяснилось, никакой ликвидации шламонакопителя «Белое Море» и полигона «Игумново» не предвидится. Технология, о которой говорят в «Газэнергострое», заключается в гидроизоляции свалок, в покрытии их специальной мембраной. Как заявляют в компании, это уникальный нанополимерный материал российского производства. Специалисты утверждают, что таким образом объекты будут не ликвидированы, а законсервированы. Более того, как считает руководитель организации «Голос Дзержинска» Сергей Вилков, такая технология таит много опасностей для экологии региона.

«Произошла подмена понятий. Ликвидацию поменяли на консервацию. Помойка никуда не денется, ее присыпают песочком, он продолжает существовать на нашей земле. Представляете, «Белое море» накрывается плёнкой сроком на 50 лет. И сверху присыпается землей. Через 50 лет эта пленка приходит в непригодность при идеальных условиях. Контакт с грунтовыми водами остается при этом. И в случае подъема Чебоксарского водохранилища, контакт активизируется по-новому, грунтовые воды еще выше станут. Когда отрапортуют, что все ликвидировано, а на самом дело законсервировано, получается, что можно поднимать Чебоксарское водохранилище, потому что эти свалки будут представляться как неопасные. Для Дзержинска и для Нижнего Новгорода – это ужасно. Особенно для Нижнего, потому что это всё поплывет туда вниз по течению. Это выдастся так, будто проблема решена. Какой смысл тратить 5 миллиардов рублей на подмену понятий?», - заявил Вилков в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

В распоряжении Правительства России от 28 апреля 2016 года, подписанным Медведевым, говорится о ликвидации объектов экологического ущерба, а не о консервации. Насколько соответствуют действия «Газэнергостроя» этому распоряжению – вопрос открытый.

Комментировать происходящее и ход работ на «Черной дыре» и «Белом море» представители корпорации отказываются. Сам Чернин также не комментирует ситуацию в Дзержинске.
«Мы подались на Главгосэкспертизу. Это всё, что мы можем сказать. И до ее окончательного решения никаких комментариев давать не будем», - заявил «ФедералПресс» один из представителей ГК «Газэнергострой», близкий к руководству корпорации.

Сочинский недострой

На самом деле скандал вокруг свалок в Нижегородской области далеко не первый в истории ГК «Газэнергострой». Действия компании в Краснодарском крае привели в 2013-ом году не просто к социальному протесту, а к столкновениям местных жителей с полицией и частными охранными предприятиями. Тогда корпорации была выделена земля под Сочи в посёлке Кудепста для строительства энергетического гиганта – Кудепстинской ТЭС. Строительство началось без одобрения Главгосэкспертизы, а деньги уже были вложены. 20 миллиардов рублей – так оценивалась стоимость Кудепстинской ТЭС.

Эксперты-экологи видели в строительстве этого объекта серьезную угрозу, так как он должен был располагаться совсем неподалеку от жилого массива. Кудепстинцы буквально бросались на трактора, чтобы не допустить возведения ТЭС. Жителей поддержали не только экологи, но и многие политические силы. Лидер КПРФ Геннадий Зюганова обращался к Дмитрию Медведеву с требованием исключить станцию из списка объектов олимпийского строительства. Да и со сроками строительства «Газэнергострой» очевидно не справлялся. В итоге работы были приостановлены и дело вокруг Кудепстинской ТЭС стало одним из самых громких дел о «недостроях» Сочинской олимпиады. В то время Сергей Чернин говорил, что, проект выглядел инвестиционно привлекательным, поскольку Минэнерго обещало станции полную загрузку мощностей (367 МВт) и возврат инвестиций.

Сейшельские оффшоры и путь на Байкал

Не только методы и история корпорации вызывают определенные вопросы, но и её финансовая деятельность. По данным единого государственного реестра юридических лиц, у ООО «Газэнергострой – экологические технологии» (подрядчик, выполняющий работы в Дзержинске) есть учредитель – фирма «Союзэнерго». У нее в свою очередь имеется единственный московский акционер ООО «Континент». А у «Континента» два учредителя: Альянс Проджект Инк и Интерэнерго Энтерпрайс корп. Эти организации зарегистрированы на Сейшельских островах. Иначе говоря, это не что иное, как оффшоры.

Но на всём этом деятельность корпорации и лично Сергея Чернина не заканчивается. В последнее время его пристальный взор всё чаще обращается на озеро Байкал. Уже было проведено несколько встреч Чернина с учеными и политиками. 20 февраля этого года он посетил Иркутскую область, где встречался с местным губернатором Сергеем Левченко, врио главы Республики Бурятия Алксеем Цыденовым и замминистра экологии РФ Сергеем Ястребовым. Тогда был подготовлен предварительный расчет стоимости работ по ликвидации негативного воздействия отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Стоимость составила почти 7 с половиной миллионов рублей. Предложит ли Чернин свою кандидатуру в качестве спасителя водоёма и накроют ли наномембраной озеро Байкал пока неизвестно. Как и неизвестно, на что уходят федеральные средства, выделяемые «Газэнергострою» и его дочерним кампаниям. Ведь более-менее успешным проектом «Газэнергостроя» на сегодняшний день можно считать всего лишь одну биогазовую электростанцию в Калужской области.

Фото: Руслан Кривобок, РИА Новости

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.