Иск «Роснефти» и «Башнефти» к АФК «Система» можно смело назвать самым громким судебным процессом этого года. Неординарная по своей сути история в среду пополнилась новым поворотом – после публикации «Системой» отзыва на исковое заявление в деле появился еще один истец. Республика Башкортостан также выразила свое недовольство реорганизацией «Башнефти», проведенной ее бывшими собственниками. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Третий не лишний
По информации «Интерфакса», 24 мая министерство земельных и имущественных отношений республики, которое от имени Башкирии реализует права акционеров «Башнефти», подало бумагу в арбитражный суд с просьбой включить министерство в состав соистцов.
«Основанием иска являются недобросовестные, по мнению госоргана (акционера), действия ответчиков по ряду реорганизационных мероприятий внутри АНК «Башнефть» и компаний группа «Система». Вопрос об увеличении исковых требований будет дополнительно рассмотрен после принятия судом решения о вступлении министерства в судебный процесс», – цитирует «Интерфакс» представителя пресс-службы.
Суд уже подтвердил получение документа: «В Арбитражный суд Башкирии поступил документ от Минимущества Башкирии с просьбой включить ведомство в состав соистцов по иску «Роснефти» к «Системе», – приводит слова представителя арбитража «Прайм».
Отметим, накануне «Роснефть» также подала в республиканский арбитраж ходатайство об уточнении размера исковых требований. Содержание ходатайства в иске не раскрывается, однако пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев уже уточнил ТАССу, что сумма увеличена до 170,6 млрд рублей.
«В сторону увеличения, естественно (пересмотрели сумму исковых требований – ред.), в сторону пересчета с учетом обесценения рубля с момента совершения тех действий, которые являются предметом иска. До 170,6 миллиарда рублей», – сообщил Леонтьев ТАССу.
Ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что оценка потерь от действий АФК «Система» в 106 млрд рублей осуществлялась на дату подачи иска. По его словам, если учесть цены на момент, когда совершались действия ответчика, то сумма потерь «Башнефти» может достигать 180 млрд рублей. По данным картотеки арбитража, предварительное заседание назначено на 6 июня.
Ущерб мог быть нанесен не только компании, но и региону
«Представьте себе ситуацию: некто приобрел актив. Потом этот актив ему приходится возвращать, в случае с «Башнефтью» – потому, что он приобрел его незаконно. С точки здравого смысла он должен вернуть ровно то, что получил. Требования «Роснефти» состоит в следующем: нам дали нечто, что после пребывания в руках у «Системы» выглядит совсем не так, как должно было бы выглядеть. Вот и все. В этом смысле в требовании нет ничего удивительного. Если же мы посмотрим на политику «Системы», то увидим политику типичного «прихватизатора», который точно знает, что он актив получил незаконно, задача – выкачать из него все соки, а там хоть трава не расти. Иск «Роснефти» – это первый иск, в котором объясняется, что политика «прихватизаторов» была не совсем корректной, и что больше так делаться не будет», – прокомментировал «ФедералПресс» экономист Михаил Хазин.
Он предположил, что мотивом для Башкирии выступить в качестве соистца могло стать нарушение интересов республики в части налоговых выплат «Башнефти».
«Поскольку «Башнефть» (на момент реорганизации – прим. ред.) располагалась на территории Башкирии, то «скидывание» с нее активов и денег автоматически означает сокращение налоговой базы. Поэтому там есть свои соображения. Кроме того, мы понимаем, что переход «Башнефти» в руки «Системы» происходил с нарушениями со стороны предыдущего руководства Башкирии», – отметил Хазин.
Схожую оценку ситуации в беседе с «ФедералПресс» высказал и юрист, партнер «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко.
«В юриспруденции есть такое понятие как «конкуренция исков». Когда нарушенные права могут быть защищены несколькими способами – в том числе, и путем предъявления иска к другому лицу. Допустим, если кто-то украл у меня вещь, перепродал ее кому-то, теоретически я могу пойти и истребовать эту вещь у того, кто ею сейчас владеет. А могу предъявить иск о возмещении вреда к тому, кто у меня вещь украл. Это и называется «конкуренция иска». У «Роснефти» позиция такова – предыдущий акционер совершал действия, которые причинили вред обществу («Башнефти» – прим. ред.), из-за этого стоимость активов общества уменьшилась. По этой причине и предъявляется иск к тому, кто такие действия совершал. В этом ничего необычного нет, это право «Роснефти», – объяснил Бевзенко.
Реакция «Системы» – традиционно категоричная
Рынок оперативно среагировал на информацию об увеличении исковых требований к «Системе» – бумаги АФК «Система» 24 мая на бирже в Лондоне стремительно подешевели. Так, глобальные депозитарные расписки (GDR) «Системы» подешевели почти на 7 %. По состоянию на 10:33 мск стоимость GDR (глобальных депозитарных расписок) АФК «Система» снижалась на 6,66 %, до 4,59 доллара. Расписки же «Роснефти» в это же время росли в цене на 0,88 %, до 5,46 доллара.
Однако куда более стремительно дешевели акции АФК «Система» – к 10:03 мск среды бумаги АФК дешевели на 8,6 %, с утра падали уже на 17 %.
В АФК «Система» прокомментировали увеличение суммы иска «Роснефти», сказав, что «это уже из области ненаучной фантастики».
«Мы и по поводу предыдущей суммы требований говорили, что она абсолютно не обоснована. А 170,6 миллиарда рублей – это уже из области ненаучной фантастики», – цитирует «Прайм» представителя холдинга Сергея Копытова.
Котировки бумаг АФК «Система» по-прежнему будут лабильными
Отраслевики, в свою очередь, указывали ранее на несостыковки в оценке реорганизации «Башнефти» ее бывшими собственниками. Так, по утверждениям АФК «Системы», процесс завершился финансовыми успехами – в том числе, ростом капитализации «Башнефти». Однако при изучении остальных финпоказателей компании картина становится не столь очевидной, обратил внимание член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев в материале Lenta.ru.
«В 2010 году компания вместе со всеми непрофильными активами стоила 8,4 млрд долларов, в 2014-м – 4,6 млрд. За то время, что башкирской компанией владела АФК, затраты на добычу выросли почти в два раза с 19 до 36 млрд рублей, коммерческие, общехозяйственные и административные расходы – более чем на 40 %, с 11 до 16 млрд рублей. В 2014 году «Башнефть» сильно уступала компаниям отрасли по эффективности затрат. Удельные операционные расходы компании на баррель добычи (273 рублей) были значительно выше аналогичного показателя конкурентов», – подсчитал аналитик.
«Сейчас владельцы «Системы» вновь надувают щеки, что, как мне кажется, вполне может свидетельствовать о том, что они готовятся к досудебной капитуляции, не забывая при этом давать многочисленные комментарии и «опровержения». По повадкам же своим напоминают они Попандопулу из «Свадьбы в малиновке», делившего награбленное имущество с комичным персонажем «Сметаной». Его убежденность в собственной правоте и законности дележа просто поражает. Когда смотришь этот эпизод, невольно задаешься вопросом, неужели такое возможно в реальности», – дал свою оценку эксперт.
Финансисты же предрекают дальнейшую нестабильность ценных бумаг АФК «Система»: «Размер требований сопоставим с капитализацией компании и составляет около половины от ее балансовой стоимости. Дело далеко от завершения, и волатильность в акциях «Системы сохранится», – поделился прогнозом с «ФедералПресс» начальник управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Подробнее о сути исковых требований «Роснефти», а также об ответных аргументах АФК «Система» и об их оценке экспертами читайте в нашем прошлом материале.
Спор «Роснефти» и АФК «Система»