Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Умма бьется за умы. Исламский молодежный форум пройдет без кавказцев

С 15 до 22 июля в Татарстане пройдет IV форум мусульманской молодежи. На мероприятие пригласили гостей из Башкортостана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Кировской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского АО, Пензы, Москвы, Волгограда и даже Подольска. А вот кавказских республик в списке почему-то не оказалось, что довольно странно, ведь жители этих регионов в подавляющем большинстве мусульмане. Эксперты говорят о разногласиях между кавказскими и татарскими мусульманами. В причинах разбирался «ФедералПресс».

Уже в четвертый раз в России проходит форум исламской молодежи. В этом году он пройдет в городе Болгар Татарстана. Казалось бы, такое важное для мусульман нашей страны мероприятие должно проходить при участии представителей всех народов-носителей ислама. Тем более что проходить форум будет в условиях серьезных угроз, которые несет деятельность ИГ ("Исламское государство" — организация, запрещенная в России) в России по вербовке молодежи в свои ряды. Однако жителей Кавказа на форуме не будет. Причин, по которым сложилась такая странная ситуация, несколько. Все они говорят о том, что сегодня единства в российском мусульманском обществе нет.

Кавказцы более радикальны

Одна из причин — противоречия между мусульманами Кавказа и Поволжья. Эксперты заявляют о том, что эти два религиозных полюса конкурируют между собой за установление своей духовной повестки в стране. При этом отличают мусульман Кавказа от мусульман Поволжья не только географические особенности, но и идеологические. По мнению политолога, исламоведа Алексея Малашенко, такая картина устраивает обе стороны.

«В России нет единой мусульманской общины, а есть два сравнительно слабо взаимосвязанных сообщества. Татарские имамы «не проходят» на Северном Кавказе, кавказцы не выступают в татарских мечетях. Координация между духовными лидерами заметна в основном при решении общих для мусульман задач, поставленных перед ними светской властью. Сложившееся положение устраивает духовенство обоих сообществ», - считает Малашенко.

В самом исламском обществе признают наличие двух религиозных полюсов. Причиной, по которой сегодня татарские мусульмане слабо контактируют с кавказцами, может быть склонность к радикализму и традиционализму последних. Бывший заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров заявил «ФедералПресс», что ислам на Северном Кавказе отличается от ислама, который исповедуют в Повольжье. В Татарстане, по его словам, мусульмане более миролюбивы из-за того, что придерживаются ханафитского мазхаба (школа шариатского права). К тому же татары глубже интегрированы в современное общество. Стоит отметить также, что и крымские татары придерживаются этого мазхаба.

«Исторически уместно так говорить, что у нас есть два центра: Поволжье и Кавказ. Это связано с тем, что у нас разные мазхабы. У татар и башкир это ханафитский мазхаб, а у большинства народов Северного Кавказа это шафиитский мазхаб. В этом смысле два центра вырисовываются. Ну есть много ритуальных вещей, которые отличаются друг от друга. Из серии двумя или тремя пальцами креститься. В данном случае как руки держать во время намаза и тому подобное. Но если говорить о глобальных различиях, то это связано и с мазхабом и с историческим опытом наших нардов. Татары имеют почти 500 лет опыта проживания с другими конфессиями. Это ориентация на миролюбие, на толерантность. Отчасти это можно увязать с догматической составляющей. И ханафитский мазхаб соответствует вот этой букве миролюбия», - отметил Батров.

Структурный хаос

Да, кавказцы и татары отличаются друг от друга в вопросах ритуального характера. Но насколько это серьезное обоснование для того, чтобы не приглашать кавказскую молодежь на форум — вопрос открытый. Дело, судя по всему, не только в догматике, но и в том, что уровень взаимодействия между исламскими духовными структурами сегодня очень низок. На развалинах советского ДУМЕС (Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири) в России появились десятки духовных управлений и муфтиятов, слабо связанных между собой. При этом фактор желания отдельных духовных лиц устанавливать свои правила на местах есть.

«Когда в 90-е годы пошел парад религиозных суверенитетов, единое духовное управление рассыпалось на множество. В исламских странах эти проблемы проще решаются. Но в итоге у нас получился такой кавардак, когда существует 80 духовных управлений. Иногда нашим религиозным мужам хочется быть мелкими князьями, в итоге мы получаем вот эти 80 духовных управлений», - заявил Батров.

Проведение таких мероприятий, как форум исламской молодежи логично в условиях необходимости выстраивания мусульманской молодежной политики. Но привлекать к работе необходимо все заинтересованные стороны. И если раньше можно было говорить о том, что только молодежь Северного Кавказа подвергается воздействию вербовке экстремистских групп, то сегодня эта мысль теряет актуальность. Эксперты уже отмечают проникновение радикальных толкований ислама в Татарстан. Как заявил «ФедералПресс» политолог Аббас Галлямов система выстраивания работы с молодежью, склонной к радикализму, рухнула после ухода Минтимера Шаймиева. Ситуация близка к критической.

«В целом, Кавказ подвержен влиянию радикального ислама в гораздо большей степени, чем Поволжье. Однако, в последние годы ситуация на Волге тоже ухудшается, в первую очередь в Татарстане. Если в Башкирии власти смогли отстроить систему контроля за молодёжью, склонной к радикальному исламу, то в Татарстане она была слабее изначально, а после ухода Шаймиева вообще почти развалилась. Поэтому мечетей, контролируемых проповедниками, пропагандирующими "чистый" ислам, от которой до ваххабизма буквально один шаг, в Татарстане на порядок больше, чем в соседней Башкирии», - заявил Галлямов «ФедералПресс».

В подобных условиях выстраивать единую исламскую молодежную политику необходимо и в то же время проблематично. Наличие большого количества религиозных структур, внутренние противоречия, отсутствие единой повестки приводят к тому, что молодежь легче подвергается воздействию радикальных толкований ислама. Работу по выстраиванию молодежной политики российскому мусульманскому обществу и государство еще предстоит наладить. В этом отношении главное обойтись без перегибов. К насаждению религиозной повестки мусульмане более чувствительны, чем люди, исповедующие христианство. Отток мусульманской молодежи из страны в таком случае может быть увеличен. Остается надеяться на то, что проведение форумов исламской молодежи в будущем сможет помочь в решении этих проблем.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.