«ФедералПресс» продолжает информационно-аналитическую программу «Смыслы недели». На текущей неделе самыми знаковыми событиями стали призыв партии «Яблоко» отменить муниципальный фильтр, призыв Ройзмана бойкотировать выборы, противостояние Генпрокуратуры и Центробанка по поводу санации банка «Югра», а также подведение итогов работы Госдумы в весеннюю сессию. Для «ФедералПресс» детально разбирались в этих событиях ведущие политологи России.
Муниципальный фильтр и призыв Ройзмана к бойкоту
Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман не сможет участвовать в выборах губернатора Свердловской области из-за невозможности пройти муниципальный фильтр. В связи с чем чиновник-политик призвал бойкотировать выборы губернаторов до отмены этого самого фильтра. По словам одного из основателей партии «Яблоко» Григория Явлинского, данный фильтрационный механизм кандидатов является «механизмом узурпации власти» и он был создан для того, чтобы не допустить конкуренции на выборах. В связи с чем «Яблоко» предложило отменить муниципальный фильтр. Что касается призыва Ройзмана о бойкоте, то сразу же стали появляться мнения, что он якобы и не хотел реально участвовать в выборах, а имел желание всего лишь напомнить о себе как о политике. Ранее большинство политологов, опрошенных «ФедералПресс», высказывали сомнение, что Ройзману не удастся пройти муниципальный фильтр.
Комментирует президент РАПК Алексей Куртов:
«Мне лично муниципальный фильтр, как механизм очень не нравится, так как он не всегда исполняем. Например, ситуация с выборами в Севастополе мэра города это наглядно показала. Кандидатов попросту оказалось больше чем депутатов, которые могут отдать голоса. Чисто технически это весьма несовершенная форма, и от нее надо уходить. Муниципальный фильтр удобен не только «Единой России», но и всей управленческой системе для регулирования предвыборных процессов. Для такой большой страны как Россия, это эффективно. Думаю, что на данном этапе муниципальный фильтр отменить невозможно.
Если говорить о ситуации с недопуском на выборы Ройзмана, то мне кажется, что у него были самые серьезные намерения идти на выборы. В пользу этого говорит тот факт, что он согласовывал свои намерения в тех кабинетах, которые этим занимаются. Я полагаю, что недавний приезд в Москву Куйвашева каким-то образом изменил имеющиеся договоренности. Вероятно, расстройство избирательных планов у Ройзмана вылилось в такую форму как бойкот выборов».
Комментирует генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов:
«Муниципальный фильтр сейчас это даже не инструмент, а уже институт, с помощью которого происходит выдвижение кандидатов и формирование коалиций вокруг кандидатов в губернаторы. Разумеется, это структурирует политическое поле и элиту. У этого института есть и проблемные аспекты, главная из которых – имиджевые потери как у правящей партии, так и у партий оппозиционных. Муниципальный фильтр предусматривает определенное количество подписей депутатов, а также другое требование – определенное структурирование этих подписей по уровням власти. Такая система приводит к тому, что определенное число подписей есть у «Единой России» и еще у одной, максимум двух оппозиционных партий. Далее приходится вступать в консультации, делегировать депутатов «Единой России» , и, соответственно, оппозиционным партиям приходится обращаться к ней за помощью публично или непублично. Здесь и кроются имиджевые потери, потому что трудно обосновать мотивы такой помощи партий друг другу. Трудности при сборе подписей сдерживает участие политических партий в политическом процессе. Позитивные и негативные стороны муниципального фильтра довольно заметны, поэтому вокруг него постоянно идет дискуссия в политической среде и экспертном сообществе. Думаю, что эта дискуссия в среднесрочной перспективе, то есть, в горизонте двух-трех лет, приведет к определенной коррекции этого выборного института. Оппозиция выступает за отмену фильтра, но этого нельзя делать в период выборов, так как отмена означала бы кардинальное изменение установленных правил игры.
Призыв Ройзмана к бойкоту, вероятно, это следствие обиды. Хотя он не очень рационально себя повел и невнятно позиционировался в ходе этой кампании. На мой взгляд, эти выборы с главным призом поста губернатора его явно не интересовали. Ройзман в другие периоды своей политической карьеры убедительно показывал, что может достигать поставленных целей, а здесь я не смог найти в его действиях желания стать губернатором. Другой важный момент – он поздно вступил в кампанию, поздно нашел политического партнера в лице «Яблока», не просчитал правовые и временные проблемы, а также проблемы с фильтром. Его участие в кампании по ряду аспектов было недостаточно подготовленным. Призыв к бойкоту – это странный призыв. Он мог бы призвать голосовать за кого-то другого, а бойкотирование в данной ситуации означает понижение явки и снижение интереса к выборам, что означает преференции на выборах для действующего губернатора. Фактически – это призыв в интересах Куйвашева. Что является неверным ходом для серьезного политика».
Комментирует директор ФЭП Глеб Павловский:
«То что Ройзман призвал бойкотировать выборы губернаторов до отмены муниципального фильтра – призыв правильный, но запоздалый».
Площадка для диалога и уже «небешенный принтер»
Пятница стала завершающим рабочим днем работы Госдумы в весенней сессии. Данная сессия, то ли с приходом на пост спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина и его команды, то ли в силу меняющихся запросов к Госдуме от общества и исполнительной власти, продемонстрировала, что законодательная власть может быть ближе к народу, чем исполнительная. Особенно наглядно это проявилось на парламентских слушаниях по реновации московских пятиэтажек.
Другой интересной инициативой стало создание экспертно-консультативных советов (ЭКС) для предварительного обсуждения законодательных инициатив. Таких ЭКС было создано 12. Их роль не в дублировании комитетов, а в самостоятельных дискуссионных площадках по вопросам права. За время сессии ЭКС рассмотрели 265 законодательных инициатив, большинство из которых было поддержано. Резонансной инициативой стало обсуждение детских самоубийств под воздействием администраторов «групп смерти» в интернете. Другой важной инициативой стали поправки по усилению ответственности вербовщиков террористов. В заслугу Госдумы надо поставить и внесение поправок, которые исключила муниципальные сельские аптеки из числа тех, на кого распространяется действие 44-ФЗ. Данный закон обязывал данные учреждения проводить закупки исключительно на основании объявленного в Интернете тендера, что для сельской местности было весьма проблемным.
Другими важными темами, обсуждаемыми в Госдуме, стали законопроекты о беби-боксах, об удалении противоправного контента из социальных сетей, о курортном сборе, о внедрении национальной платежной системы «Мир, о поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, об усилении контроля Роспотребнадзора за открытием детских оздоровительных организаций. Также нижняя палата парламента вела обсуждение в правительством принятия закона о доведении в течение двух лет МРОТ до уровня прожиточного минимума.
Не оставила законодательная власть и попытки дальше регулировать ученый мир, приняв закон, касающийся порядка формирования руководства Академии наук. Покусилась Госдума и на права предпринимателей в пользу его работников, хотя и в незначительной мере. В частности, в первом чтении был принят законопроект, устанавливающий право представителей работников или профсоюзов участвовать в работе коллегиальных органов управления организаций с правом совещательного голоса. Впрочем, что из этого в итоге выйдет пока непонятно.
И, наконец, очень важной стала тема принятия бюджета. При его формировании на 2017 год депутаты согласились с правительством, пойдя консервативному сценарию и установив цену – 40 долларов за баррель. Это стало гарантией исполнения социальных обязательствах, а дополнительные доходы бюджета были направлены на ремонт автодорог, развитие агросектора, медицину, на поддержку отраслей отечественной промышленности, являющихся локомотивами роста, а также на поддержку регионов для исполнения ими социальных обязательств и экологических программ. Еще одни итогом работы нижней палаты парламента стала ее пожелание о создании парламентского телевидения.
Комментирует член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева:
«Новый состав Думы для заинтересованных наблюдателей и экспертов запомнится, думаю, тремя моментами: Во-первых, изменением регламента и закручиванием гаек в вопросах дисциплины депутатов, связанных с обязательным посещением пленарных заседаний и личным голосованием на них. Во-вторых, «депутатским исходом» . На моей памяти впервые так много людей в первый же год добровольно отказались от своих мандатов. И, в-третьих, принятием резонансных законопроектов. В первую очередь, запомнился закон о реновации, который на пару-тройку месяцев определил информационную повестку Москвы. Особенно здесь стоит отметить вмешательство спикера Госдумы, который неожиданно для многих, в том числе московских властей, отложил второе чтение для поиска компромиссного варианта, устроившего бы большую часть населения.
А в последнюю «ударную» неделю, что называется «под занавес», ГД приняла сразу несколько законов: спорный закон о регулировании мессенжеров, вызвавший неоднозначную реакцию среди отраслевых экспертов, закон об анонимайзерах, закон, вводящий с мая следующего года курортный сбор, и прошедший как-то незаметно закон о телемедицине, предусматривающий создание единой информационной госсистемы в здравоохранении.
Если подходить системно, то сейчас было бы любопытно замерить уровень информированности населения о данных законах и отношение к ним. И было бы интересно начать мониторить правоприменительную практику».
Комментирует генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов:
«Единая Россия» – партия большинства в Госдуме и данные опроса Левада-центра свидетельствуют, что 63 процентов готовы голосовать за эту партию. То есть, видна прямая взаимосвязь «Единой России» и работы парламента. К самой Думе существенно выросло доверие населения, и этому есть вполне конкретные причины. Президент Путин в конце избирательной кампании в Госдуму дал важный импульс поддержки, и этот ресурс до сих пор активно используется. Хотя количество законопроектов оказалось меньше, чем было рассмотрено в предыдущую сессию с другим созывом депутатов, но качество принятия законов оказалось выше. В целом, весьма заметно повышение эффективности работы депутатского корпуса.
Что очень важно, Дума стала самой главной дискуссионной трибуной страны. Наглядный пример тому – парламентские слушания, посвященные реновации пятиэтажек и проблем дольщиков, где активно участвовали протестные группы населения. Весьма важным оказался и серьезный диалог с региональными элитами по вопросам бюджетной политики. Участие в слушаниях по бюджету глав бюджетных комитетов целого ряда региональных заксобраний (от Воронежской области до Ямала) говорит само за себя.
Комментирует доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман:
«Согласно новой думской политики все значимые общественно-политические сюжеты должны обсуждаться на площадке Госдумы, или, по крайней мере, к этому следует стремиться. Практика подобных слушаний первый раз была опробована на слушаниях перед вторым чтением законопроекта о реновации. Затем были слушания по проблеме дольщиков и по законопроекту о курортном сборе. Эти три мероприятия были слушаниями, так сказать, «народными» с участием граждан а, в случае с курортным сбором, – с участием мэров городов, которых эта мера затронет. В целом, если говорить именно о форме работы, то я бы оценила её положительно. Публичность лучше, чем непубличность, открытость лучше, чем закрытость. Демонстрация представительской функции парламента лучше, чем отсутствие этой функции.
Что касается парламентского телевидения. Чтобы сделать парламентскую жизнь интересной зрителю, нужен незаурядный человек. Если на должность главного редактора придет яркий журналист, который начнет снимать сюжеты о том, что волнует людей, может получиться живой канал информации. В противном случае получится тот же «Парламентский час», что и сейчас».
«Югра» раздора: Центробанк vs Генпрокуратура
Первое публичное противостояние между собой двух регуляторов – ЦБ и Генпрокуратуры – заметно оживило сторонников конспирологических версий о подковерной возне разных ведомств вокруг якобы крышуемых ими финансовых ресурсов. В начале мая ЦБ внепланово проверил банк «Югра» после сбоя в его работе, затруднившем работу с клиентами. После чего в «Югре» была введена временная администрация и на три месяца введен мораторий на выплаты по требованиям кредиторов. Последняя мера, очевидно, имела целью сделать невозможным вывод активов, чем обычно занимаются банки в предбанкротном состоянии.
Генеральная прокуратура России оспорила два приказа Банка России, касающихся введения временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ), а также установления моратория на выплаты. По мнению Генпрокуратуры, приказы изданы безосновательно, так как ранее ЦБ при осуществлении надзорных функций и проведения проверок не выявлял нарушений данным банком обязательных нормативов.
Хочется сразу отметить, что несмотря на роль и авторитет Генеральной прокуратуры, в данном споре побольше компетенций и возможностей именно у ЦБ, так как именно он несет ответственность за стабильность финансового рынка и предотвращение злоупотреблений с активами банков.
Вчера АСВ начало выплаты вкладчикам «Югры», несмотря на предостережение Генпрокуратуры в письме ЦБ их не начинать. Выплаты АСВ для физлиц могут достичь 170 млрд рублей и именно эту сумму Генпрокуратура якобы пытается сохранить для бюджета, вторгаясь в зону регулирования ЦБ. Большие сомнения, что прокуратура имеет о состоянии и проблемах «Югры» какую-то дополнительную информацию, неизвестную ЦБ. А это означает, что вопрос лишь в трактовке этой информации двумя ведомствами. Ранее решение ЦБ по «Югре» явило на свет почти панику о возможном крахе всей банковской системы. Хотя дело здесь вероятно, всего лишь в том, что санация данного банка затронула интересы весьма серьезных людей. И попытка торможения этой санации вероятно означает лишь желание вывести некие активы до того, как банк окончательно рухнет.
Комментирует политический аналитик Валерий Соловей:
«В данной ситуации имеет место конфликт между силовиками и финансово-экономическим блоком. Это конфликт давнишний, он время от времени обостряется. Сейчас он обострился в связи с тем, что по слухам, подчеркну – именно по слухам, в этом банке были финансовые интересы некоторых высокопоставленных силовиков. Если говорить о правовой стороне дела, то у нас что полиция, что Генпрокуратура, что Следственный комитет очень гибко и избирательно подходят к правовым категориям. Они их используют, если только им – этим организациям, очень надо. В данный момент им это потребовалось».
Комментирует адвокат АБ «Резник, Гагарин и партнеры» Андрей Самойлов:
«Введение временной администрации в соответствии с законодательством о банкротстве возможно в частности, если банк допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на двадцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, или нарушает любой из нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка, или нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на десять процентов.
В информационном сообщении Генпрокуратуры указано на то, что приказы ЦБ РФ изданы безосновательно, так как не было учтено, что Банк России, как при осуществлении надзорных функций, так и в ходе проведения проверок, не выявлял нарушений банком «Югра» обязательных нормативов.
Мы не располагаем сведениями о том допускал ли Банк нарушения обязательных нормативов, установленных ЦБ. Однако Банк России имеет возможность контролировать эти нормативы и без проведения проверок. Банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях и по форме отчетности «Данные о концентрации кредитного риска» . Кроме того, ЦБ РФ вправе истребовать у банков расчет обязательных нормативов на внутримесячную дату.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» протест прокурора выносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Он должен быть обязательно рассмотрен в течение десяти дней. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест не будет удовлетворен, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене указанных решений».
Фото: jugra.ru
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»