Жители иркутского поселка Листвянка, расположенного на берегу Байкала, пожаловались в Роспотребнадзор на повышенный радиационный фон. В превышении норм они обвинили застройщиков, которые незаконно вскрыли горные породы. Экологи отметили, что доля истины в их словах есть, но нельзя сбрасывать со счетом испытание водородной бомбы, которое до сих пор обеспечивает Иркутской области повышенный уровень радиации. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Вскрыли китайцы
В Роспотребнадзоре по Иркутской области признаются, что уже работают по жалобе жителя Листвянки, в которой говорится об «увеличении радиационного фона» на территории поселка. Пока специалисты управления не подтвердили «имеет ли место факт увеличения».
Раскрывать имена жалующихся в ведомстве не стали, однако еще до официального обращения на прошлой неделе жалобы «на радиацию» появились на страницах нескольких жителей области. Большинство обеспокоенных сельчан повышение радиационного фона объясняют «работой китайских предпринимателей», вскрывающих горные породы в ходе строительства гостиниц на берегу Байкала.
«Вскрытие горных пород в Листвянке китайскими строителями, возможно, повлекло увеличение радиационного фона, – сообщает Григорий Красовский. – Сегодня утром один из жителей Листвянки сообщил мне об увеличении в местах вскрытия горных пород китайскими предпринимателями, где при строительстве срезали скалу, радиационного фона до 35 МКР/час. При допустимой норме – 20».
Экологи на вопрос о реалистичности подобных выводов конкретный ответ дать не могут, осторожничая в формулировках и ссылаясь на отсутствие точных данных.
«Несколько лет назад «Сосновгеология» делала там масштабные исследования, вам лучше спросить у них. Насколько я помню, некий уровень там зафиксировали, – замечает известный иркутский эколог, руководитель проекта «Байкальская экспедиция» Марина Рихванова. – Ну, это автоматически не означает сразу серьезное превышение радиационных норм».
По словам активиста Красновского, именно в ходе этой разведки специалисты «Сосновгеологии» обнаружили залежи урановых руд, расположенные крайне близко к поверхности земли. «Месторождение урана нашли на 60 километре Байкальского тракта в местечке «Ангарские хутора», в Бохане и так далее. Об этом мне рассказывал мой дед, работавший в «Сосновгеологии», – сообщает Красовский.
Косвенно его версию подтверждает областная прокуратура, зафиксировавшая факт «вскрытия горных пород» во время незаконной стройки в прибайкальском поселке.
«Прокуратура Иркутского района проверила факт строительства в водоохранной зоне озера Байкал в поселке Листвянка, в том числе вскрытие горных пород и изменение рельефа на двух земельных участках, – сообщает ведомство. – В ходе обследования установлено, что разрешение на строительство гражданину Китая выдала администрация Листвянского муниципального образования. При этом согласно выписке из Единого госреестра недвижимости, земля принадлежит на праве собственности гражданину России. Прокуратура района вынесла главе муниципального образования протест. На сегодня разрешение на строительство отменено».
На втором участке, как выяснилось, разрешение на вскрытие горных пород вообще не выдавалось, там также были остановлены все работы.
Дело в бомбе
До начальника ГеоЭкологического Центра «Сосновгеологии» Юрия Федина, как посоветовали в приемной компании, «ФедералПресс» дозвониться не удалось, однако на сайте предприятия есть краткие итоги исследований 1989-2007 гг., когда «Сосновгеология» вела «широкий комплекс радиоэкологических и геоэкологических исследований» на всех территориях, где работала. В Иркутской области радиоэкологические исследования, включающие аэрогамма-спектрометрическую, автогамма-спектрометрическую, пешеходную радиометрическую и частично радоновую съемки, компания провела в 23 городах и селах.
«Выявлено более 600 пунктов техногенного загрязнения твердыми радиоактивными веществами, в девяти населенных пунктах установлена высокая степень радоноопасности, а в поселках Белая Зима и Октябрьский – чрезвычайная радоновая ситуация, – сообщает отчет компании. – В 13 крупных городах Иркутской области провели комплексные снегохимические и почвенные съемки для картирования техногенного загрязнения атмосферы и почв – и в самих городах, и в пригороде. В Южном Прибайкалье, включая Иркутско-Черемховский район и юг озера Байкал, проведена снегохимическая съемка на общей площади 12 000 квадратных километров для оценки степени и состава техногенного загрязнения озера Байкал и прилегающей территории от промышленных выбросов в атмосферу».
Исследования трех тысяч проб почв и донных осадков, отобранных с территорий всего Байкальского региона, установили, что содержание радиоцезия-137, плутония 239,240 и стронция-90 достигает катастрофических размеров «с проникновением в глубину почв на 40-60 сантиметров». Правда, самой вероятной причиной загрязнения Иркутской области ученые назвали вовсе не урановые залежи, а испытание первой водородной бомбы мощностью в 400 килограммов тротилового эквивалента, произошедшего на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года. При этом взрыве в стратосферу было выброшено радионуклидов больше, чем при всех остальных (456 испытаний до 1991 года) взрывах на этом полигоне вместе взятых. В Приангарье радиоактивные осадки в наибольшей концентрации выпали, по данным ученых, в городах Ангарск и Слюдянка, а также в поселке Листвянка. Эти выводы частично подтверждает медицинская статистика, отмечающая повышенное число больных онкологией именно в этих городах (плюс еще в соседнем со Слюдянкой Байкальске).
Общественник Красовский также напоминает о подземных ядерных взрывах «Рифт-3» и «Метеорит-4», произведенных именно в Иркутской области. По мнению активиста, принимавшего участие в январе 2004 года в одном из немногих иркутских митингов против радиационного загрязнения, все жители Приангарья имеют право на медицинскую и социальную помощь за счет федерального бюджета, согласно федеральному закону №149 от «О соцзащите граждан, подвергнувшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Виноваты оба
«Кому тут верить? – вздыхает иркутский эколог, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. – Я полагаю, что могут сказываться последствия и того, и другого. Правда, я бы не говорил прямо о залежах урановых в Листвянке. Скорее всего, гранитные породы. Как правило, небольшую радиактивность они имеют. Так что не исключено, что при вскрытии породы, когда часть скалы снесли, обнажилась поверхность, которая ранее была скрыта в том числе и грунтом. Она сейчас и фонит. С другой стороны, «Сосновгеология», действительно, давно доказывала, что после взрыва под Семипалатинском выпадали радиационные осадки, в том числе над Приангарьем. В итоге на Байкале образовались очевидные пятна радиационных загрязнений. Думаю, сейчас два фактора сразу могут влиять».
Фото РИА "Новости"