Межрегиональный фонд «Сибирская политика», председателем экспертного совета которого является политолог, депутат Совета народных депутатов Кемеровской области Игорь Украинцев, известен в Новосибирске проведением опросов по самым актуальным темам развития мегаполиса. Перед Новым годом фонд провел соцопрос на тему: «Как жители Новосибирска оценивают городской общественный транспорт?» Как и предполагали эксперты, новосибирцы однозначно считают, что приоритет должен быть отдан развитию метрополитена. В частности, строительству новых станций. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Общественный транспорт является одной из важнейших составляющих жизни крупнейшего города Сибири. Планы его развития, разумеется, есть, и весьма разнообразные, но ситуация ставит перед непростым выбором – что именно делать в первую очередь? Строить дороги или трамвайные линии, делать выделенные полосы или парковки? Сооружать развязки или отдать приоритет строительству новых станций метро? Социологи решили поинтересоваться у горожан: каким видом транспорта они пользуются, насколько это их устраивает или не устраивает, и что нужно развивать в первую очередь.
«Сибирская политика» провела уличный опрос с 1 по 15 декабря во всех районах города. В нем приняли участие 1080 человек из разных возрастных групп. Логично, что пользующихся общественным транспортом горожан значительно больше, чем тех, кто передвигается исключительно на автомобиле – 86%. От сюда следует вывод: «тема общественного транспорта, его развития и проблем, которые в этой сфере имеются, касается подавляющего большинства новосибирцев».
Какой общественный транспорт оказался в Новосибирске наиболее популярным? В лидерах – троллейбус, автобус и метро, которыми пользуются более 70%. Показатель маршрутного такси – 55%, трамвая – 27% и электричек – 13%.
Далее социологи решили определить наиболее устраивающие горожан виды общественного транспорта. С большим отрывом на первом месте идет метро – 58%. Ближайший конкурент подземки – троллейбусы и автобусы – имеет только 13% симпатий новосибирцев, поделившихся своим мнением. Что интересно, те же автобусы и троллейбусы вместе с трамваем больше всего и не устраивают новосибирцев – треть голосов говорят об этом. Метро и электричка получили только по 3 процента негатива.
Представители «Сибирской политики» делают вывод: «Как мы видим однозначным фаворитом у новосибирцев является «метро». Причём если мы отдельно посмотрим тех, кто в ответе на вопрос «Каким общественным транспортом вы пользуетесь?», выбрал вариант «метро», то уровень непосредственных его пассажиров, одобрительно отметивших этот вид общественного транспорта, в третьем вопросе окажется ещё более высоким (83%)».
Понятно, что эксперты не могли не поинтересоваться – насколько стоимость проезда на конкретном виде общественного транспорта соответствует уровню комфорта и безопасности в представлениях новосибирцев. Вопрос был формулирован следующим образом: вопрос был следующим образом: «В каком общественном транспорте, Вы считаете, что цена завышена?» Наибольшее число респондентов отметило как общественный транспорт с наиболее завышенными ценами «маршрутное такси» – 74%. Самый низкий показатель оказался у метрополитена – только 9%. Троллейбус и автобус получили 16%. В целом же, как отмечает «Сибирская политика», все виды общественного транспорта «выглядят вполне достойно», за исключением маршрутного такси.
Решено было также выявить предпочтения горожан в отношении транспортной стратегии Новосибирска, которой сегодня уделяется немало внимания. Вопрос был формулирован так: «Какое направление в общественном транспорте необходимо развивать в первую очередь?» А ответы предлагались следующие: строительство новых станций метро, строительство новых линий трамвая. организация новых выделенных полос для автобусов, троллейбусов и маршрутных такси, развитие сети городских электричек, строительство перехватывающих парковок. развитие единой транспортной карты (универсального проездного), строительство новых дорог и развязок. развитие сети городского наземного общественного транспорта.
И в этом случае явным лидером оказался метрополитен: строительство новых станций метро выбрали 69% респондентов. Второе и третье места поделили организация новых выделенных полос для автобусов, троллейбусов и маршрутных такси и развитие сети городского наземного общественного транспорта.
Эксперты «Сибирской политики» делают вывод, что «именно «метро» новосибирцы выделяют для себя как наиболее комфортный и желанный вид общественного транспорта». Кроме того, «более всех остальных желают появления новых станций метро жители именно тех районов, в которых новые станции есть в планах, но пока эти планы остаются только на бумаге». Так поддержали вариант строительства новых станций метро 86% опрошенных жителей Октябрьского района, 84% – Дзержинского и 79% – Заельцовского.
Социологи также решили провести экспресс-опрос респондентов, которые оставили свой телефон для обратной связи (это было вовсе не обязательно). Таковых оказалось 169 человек: из них 38 «автомобилистов» и 131 горожанин, пользующийся общественным транспортом. Всем им был задан только один вопрос: «Что Новосибирску сегодня нужнее и что нужно построить в первую очередь: четвёртый «центральный» мост или три новые станции метро?» Пользующиеся общественным транспортом высказались совершенно однозначно: за новые станции метро проголосовали 94% опрошенных! Весьма примечательно, что эту же точку зрения разделяют даже 40% автомобилистов.
Специалисты «Сибирской политики» по итогам опроса сделали вывод: «горожане однозначно выступают за развитие общественного транспорта в Новосибирске, в особенности метрополитена». По мнению Игоря Украинцева, эта тема заслуживает дальнейшего изучения.