В Совете Федерации прошли парламентские слушания по вопросам развития инфраструктуры в моногородах России. Представители органов местного самоуправления и региональных органов госвласти признались, что сложнейшей проблемой является привлечение инвесторов. Почему бизнес не интересуют моногорода – в материале «ФедералПресс».
Государство – навстречу моногородам
В России сегодня насчитывается 319 монопрофильных муниципальных образований, в которых живет свыше 13 миллионов россиян, то есть почти десятая часть населения всей страны. После финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов, повлиявшего на деятельность многих градообразующих предприятий, проблемы моногородов обострились, и возникла необходимость действенных мер, направленных на развитие этих муниципальных образований.
Примерно в 70 моногородах уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский показатель в два и более раз. По мнению председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко, трудные условия жизни в моногородах чреваты оттоком трудовых ресурсов из моногородов или же их деградацией.
«Фонд развития моногородов готов поддержать инициативы нижегородских муниципалитетов»
Эксперты, как мэры моногородов, среди факторов, влияющих на сохранение кризисной ситуации, выделяют масштабное сокращение производства из-за неблагоприятной конъюнктуры (низкая рыночная цена продукции или низкая конкурентоспособность из-за технологической отсталости производства) на внутреннем и внешнем рынках, прекращение градообразующим предприятием хозяйственной деятельности, нахождение предприятия в процессе банкротства, низкую загрузку мощностей и другие проблемы.
В такой ситуации особую остроту приобретает процесс поиска и привлечения инвесторов для организации новых и развития старых предприятий для обеспечения жителей моногородов рабочими местами, а также создания сопутствующей инфраструктуры (вода, газ, электричество, электросети и др.).
Впервые на госуровне проблему кризисного состояния моногородов обозначил президент Путин. В одном из своих посланий Федеральному Собранию РФ он заявил, что нормализация ситуации в моногородах – особое и очень важное направление, а также подчеркнул, что это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах, а также стимулы для частных инвестиций.
Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность экономически слабых территорий, правительством был принят ряд мер. Создан Фонд развития моногородов. Его деятельность направлена на софинансирование расходов регионов и муниципалитетов по созданию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестпроектов в моногородах, а также организацию финансирования инвестпроектов и формирование подготовленных команд (через обучение и т. д.), управляющих проектами развития.
Государство также дает возможность создавать на территории моногородов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с сопутствующим предоставлением льгот по налогам и обязательным платежам во внебюджетные фонды. В рамках этой программы ставка налога на прибыль для резидентов ТОСЭР установлена не более 5 процентов в первые пять лет (с момента получения первой прибыли), затем – не менее 10 процентов в течение следующих 5 лет; при этом ставки налогов на имущество и землю – ноль процентов. Также существенно снижаются всевозможные тарифы по обязательным платежам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Почему инвесторы не идут
Генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов полагает, что для привлечения инвестиций с целью укрепления и развития моногородов требуется серьезная экспертиза инвестиционных проектов. Однако многомесячные сроки экспертиз лишь отпугивают и разочаровывают инвесторов, вследствие чего они уходят в другие города или регионы, полагают многие мэры моногородов и городских поселений, а также представители районных администраций.
Апатию инвесторов по отношению к моногородам один из представителей бизнеса как раз и объяснил тем, что «очень медленно идет экспертиза инвестпроектов, и очередь в госструктуру при реализации проекта и инвестиций сильно изматывает». «Конечно, все понимают, что у самих экспертов очень высокая ответственность в таких случаях, – сказал председатель совета директоров ООО «Алма «Медицинские системы» Алексей Марговенко, – но разве у инвесторов ответственность меньше?!». Он добавил, что для успешного привлечения инвесторов в моногорода очень важна личность руководителей монопрофильных муниципальных образований, их умение договариваться и помогать.
Например, как считает первый зампред правительства Пензенской области Андрей Кулинцев, «инвесторам нужны такие условия, чтобы они не уходили на другие территории, так как сегодня для этого имеются большие возможности». «Если есть проблемы с инфраструктурными проектами, инвесторы легко уйдут из той же Пензенской области, скажем, в Татарстан», – заметил Кулинцев.
Глава города Кирово-Чепецка Кировской области Елена Савина пожаловалась на весьма типичную проблему инфраструктуры моногородов – дороги. В ее городе они выложены плитами, а это значит, что «они могут легко лопнуть при активном использовании для самых что ни на есть практических нужд – при вывозе из города произведенной продукции». Конечно, кроме дорожного покрытия, требуется и усиленная модернизация объектов ЖКХ, полагает глава Кирово-Чепецка. Также надо понимать, что сами предприятия пользуются объектами городского хозяйства.
Что касается обслуживания инфраструктуры моногородов, то Савина считает, что «нужно определить, кто за какие объекты инфраструктуры отвечает: за какие – город, а за какие – бизнес-инвесторы».
Очевидно, первое, что интересует в моногородах инвесторов, – это инфраструктура (дороги, газ, электричество, вода и даже – детские сады, поликлиники и школы). «Инвесторы просто бегут от нас из-за отсутствия различных мощностей (если нет газа, электричества или ГРЭС (газораспределительной станции)», – сообщила глава Сясьстройского городского поселения Ленинградской области Ирина Богомолова.
Инвесторам трудно приходить в моногорода, поскольку у Фонда развития моногородов слишком жесткие требования по развитию инфраструктуры, полагает замглавы города Чапаевска Самарской области Алексей Овчинников. «Все дело в том, что зачастую инвесторы не готовы в свои бизнес-планы включать различные риски преодоления дефицита электромощностей и по ряду других вещей, – отметил он. – Кроме того, у Фонда излишне жесткие требования по срокам реализации инфраструктурных проектов». По мнению Овчинникова, «год-два – мало, нужно не менее пяти лет».
Также Овчинников посетовал на то, что диверсификация экономики его моногорода была проведена без поддержки федеральных властей.
Еще один участник круглого стола по проблемам моногородов, гендиректор ООО «Завод сухих строительных смесей «Велес» Евгений Кузнецов признался, что причиной миграции по различным городам его инвестпредприятия являлись прежде всего административные барьеры. «Власти на местах не помогали с обеспечением электромощностями, с возможностью активного использования автодорог и с другими вещами, – сказал он. – В итоге мы сами строили дороги, проводили электролинии и т. п. и т. п.».
При всем при этом стоит отметить, что несколько мэров в интервью «ФедералПресс» пожаловались на то, что сегодня самих глав моногородов зажимает крупный бизнес через «блатные» связи в федеральном центре: «продавливают те условия, которые им нужны». А если это так, то такое положение вещей может являться одной из главных причин апатии самих мэров моногородов, которая проявляется в нежелании торопиться навстречу инвесторам. И эта социально-психологическая ситуация не может не вызывать тревоги.
Конкретные предложения
О том, что может радикально помочь развитию моногородов, на своем живом примере корреспонденту «ФедералПресс» рассказал глава городского поселения Лебедянь Липецкой области. В первую очередь, убежден Алексей Хрипченко, нужно внести только одну поправку в 44-й федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». «Это сократит процедуру отбора поставщика и подрядчика, сократит сроки принятия решений о выделении денежных средств на реализацию государственных программ в установленные сроки», – заявил мэр моногорода Лебедянь.
Хрипченко отметил также, что сегодня предприятия, которые осуществляют электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, а также обеспечение монопоселений топливом, не находятся в прямом подчинении органов местного самоуправления, а являются либо федеральными, либо областными, либо вообще частной собственностью. «И это большая проблема, так как на урегулирование проблем обеспечения уходит много времени и сил, – пояснил глава городского поселения Лебедянь. – А изменить эту ситуацию поможет только поправка в статью 14 федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
«Конечно, все моногорода в России разные, – заключил Алексей Иванович, – но у всех проблема одна – не хватает финансирования на содержание городов: на содержание дорог, на уличное освещение, а инфраструктура вообще изношена на 80 процентов».
Фото: моногорода.рф, Дмитрий Алексеев