Top.Mail.Ru
Происшествия
Санкт-Петербург
0

Год со взрыва в метро Петербурга: анонимный террор, театр безопасности и настоящие герои

Ровно год назад в петербургском метрополитене произошел взрыв, который унес жизни 15 человек, более сотни людей пострадали. СК утром заявил, что установлены все причастные к теракту, и расследование находится на финальной стадии. Сегодня горожане и официальные лица вспоминают о жертвах трагедии, но некоторые выводы из нее не сделаны – метро не стало безопаснее, несмотря на внешние эффекты и неудобства для пассажиров.

Взрыв стал шоком

Поезд метро двигался по «синей» ветке метрополитена, когда в одном из вагонов между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» террорист-смертник в 14:30 мск привел в действие самодельную бомбу. О том, что случилось, стало известно из социальных сетей. Уже в 14:40 мск 3 апреля очевидцы опубликовали первые сообщения и кадры с места события: искореженный вагон с выбитыми дверьми, окровавленные люди, лежащие на полу в вестибюле.

Почти сразу пресс-служба метро подтвердила версию о теракте. Управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти сообщило, что около 15:00 мск на станции метро «Площадь восстания» обнаружено другое самодельное взрывное устройство, снаряженное поражающими элементами. Его мощность была вдвое больше – до полкилограмма тротила, эту бомбу удалось вовремя обезвредить.

Жизнь города в тот день перевернулась с ног на голову, в воздухе повисла тревога. Сначала из-за работы оперативного штаба перекрыли одну из крупнейших улиц – Московский проспект, на котором находится станция «Технологический институт», затем метрополитен закрыли на полную проверку. Возникший транспортный коллапс преодолевали всем миром.

«У меня 3 апреля был выходной. Когда узнал, что случилось, сел в машину и поехал развозить людей. Подъезжал к станциям метро, спрашивал, кому куда надо, брал и вез просто так. Сделать удалось всего три рейса: были очень большие пробки», – вспоминает 25-летний житель Петербурга Михаил.

Таких, как он, в тот день были тысячи. Они организовали чат взаимопомощи, предлагали свои услуги. На фоне этого никто особенно не придал значения единичным случаям, когда наиболее «предприимчивые» бомбилы наоборот подняли цены перевозок.

 

Крупные теракты с большим количеством жертв в российском метро происходили и ранее, например, в Москве в 2004 и 2010 годах. Но для Петербурга взрыв стал шоком – терактов в городе не было даже в неспокойные годы чеченских кампаний.

Послание Путину

Когда пострадавших от взрыва уже доставили в больницы, рядом со станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь» стали разрастаться стихийные мемориалы в память о погибших. К одному из них, у «Техноложки», уже около полуночи подъехал президентский кортеж, и Владимир Путин возложил траурный букет. 3 апреля он планово прибыл в Петербург для участия в медиафоруме региональных СМИ «Правда и справедливость», который проводил ОНФ. В этот же день Путин встречался в Петербурге с лидером Белоруссии Александром Лукашенко. На момент встречи президент уже знал, что случилось.

 

Заговорили о том, что дата теракта в метро совпала с визитом президента в его родной город неслучайно. Позже стало известно, что бомбу в вагоне метро подорвал 22-летний террорист-смертник, уроженец киргизского города Ош Акбаржон Джалилов. Он якобы был проводником интересов международного терроризма, который привык доносить политические требования с помощью убийства людей. Какой именно месседж имелся в виду тогда, до сих пор не вполне ясно. В СМИ высказывали соображения, что он про Сирию и участие России в боевых действиях на ее территории.

25 апреля 2017 года мониторинговая компания SITE Intelligence Group, отслеживающая онлайн-активность исламистских организаций, сообщила, что ответственность за теракт в Петербурге взяла на себя никому не известная группировка «Катибат аль-Имам Шамиль», связанная с запрещенной в России «Аль-Каидой». В заявлении предполагаемых террористов сообщалось, что смертник Джалилов действовал по приказу лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири. В этом заявлении содержалось требование вывести российские войска из Сирии под угрозой новых терактов.

6 марта 2018 года ФСБ официально заявила, что заказчиком взрыва в метро является 27-летний гражданин Киргизии Сирожиддин Мухтаров, более известный как Абу Салах, лидер запрещенной в России террористической организации «Джамаат Таухид валь-Джихад» («Армия единобожия и войны»).

Какие выводы из этого должны делать жители Петербурга, каждый день спускающиеся в метро, непонятно. Как и в случае с официальным расследованием дела о теракте, в котором 11 фигурантов. Сами обвиняемые утверждают, что не догадывались, что их действия – подготовка теракта.

Следствие полагает, ключевую роль в преступлении сыграли браться Аброр и Акрам Азимовы. Младший Аброр якобы организовал теракт технически, а старший Акрам был посредником, который получил в Турции деньги у действующего террориста. Однако и здесь не без противоречий. Сразу после задержания Азимовых появилось множество публикаций, что сотрудники ФСБ инсценировали оперативные видео с их задержанием. Проверить это, естественно, почти невозможно.

Вместе с Азимовыми по делу проходят 9 человек, часть из них были знакомы со смертником Джалиловым – они вместе работали с ним в ресторане, делали суши. Все фигуранты арестованы и находятся в Москве. Содержательных новостей о ходе расследования не было уже давно.

Сегодняшнее заявление СК явно сделано к годовщине теракта, ведомство отделалось общими словами, за исключением очередного упоминания мессенджеров. «Особую сложность представлял тот факт, что заказчик, организатор и исполнители террористического акта не были знакомы между собой и поддерживали связь посредством современных средств коммуникации», – сказала представитель СК Светлана Петренко. По ее словам, расследование находится на завершающей стадии, все причастные лица установлены. Напомним, что теракт в Петербурге стал одной из причин претензий ФСБ к Telegram Павла Дурова.

Театр безопасности

Естественно, власти Петербурга должны были как-то реагировать на теракт. Реагировать так, чтобы жители города это ощущали. В ход активно пошли рамки металлоискателей, ленты рентгеновских аппаратов и новостные ленты. После взрыва в подземке сумки пассажиров начали досматривать намного тщательнее. Ростнанснадзор провел в метро проверку и выявил многочисленные нарушения безопасности на станциях, а федеральные ведомства сформулировали новые требования к ее обеспечению в метро.

В ответ в июле петербургский метрополитен ввел сплошной досмотр пассажиров на станциях «Спасская», «Звенигородская», «Электросила» и «Крестовский остров». Об усилении контроля жителей города никто не предупредил, на станция образовались очереди, ждать в которых приходилось по 20-30 минут. По данным метро, в час на одной станции можно проверить всего около 200 человек – в отличие от аэропортов пункт досмотра только один.

 

Уже через неделю, когда возмущение горожан невозможно было игнорировать, «эксперимент» признали неудачным. Ространснадзор предложил федеральным властям скорректировать новые требования к безопасности метрополитенов, такие же предложения подготовила администрация Петербурга.

Как проводимые мероприятия должны были способствовать безопасности, до конца не понятно. Зато был понятен посыл начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, который этим экспериментом объяснил транспортным чиновникам, что не стоит злоупотреблять его терпением. И что если предъявлять к подземке слишком много претензий, этим чиновникам придется иметь дело с целым городом разозленных пассажиров, миллион которых каждый день ездит на метро.

Между тем, большинство экспертов сходятся, что сплошной досмотр пассажиров приведет к транспортному коллапсу, а новые меры безопасности порождают новые угрозы – очередь представляет удобную цель для террориста – ему даже не нужно заходить в метро. Стоит отметить, что если бы смертника обнаружили 3 апреля при досмотре в вестибюле, то жертв было бы больше, а сотрудники метро никак не смогли бы предотвратить самоподрыв или обезвредить террориста. 

В то же самое время, эксперты приводят условно удачный пример со сплошным досмотром в пекинском метро, а потери времени называют платой за безопасность. Другой вопрос, что организовать зоны досмотра в петербургском метро едва ли возможно, как и из-за отсутствия места, особенно на старых станциях, так и из-за пассажиропотока. 

По данным метрополитена, за год при входе было досмотрено более 27 млн человек, это менее 5 % пассажиров. Заметную проблему представляют забытые вещи, в большинстве случает это приводит к закрытию станций на время проверки, редкий день обходится без таких сообщений. Если верить телеграм-каналу метро, проверка бесхозного предмета в среднем занимает полчаса. А 3 тысячи закрытий станций за год дают суммарный простой более чем два месяца. По официальной статистике, никаких взрывных устройств со взрыва 3 апреля в вестибюлях не нашли.

«У нас как всегда все происходит. Если что-то случается, следует мгновенная реакция, а потом все опять затихает. Проверки пассажиров – это, наверное, лучше, чем ничего. Просто потому, что это психологически оказывает влияние на человека, который что-то хочет совершить. Он понимает, что он будет досмотрен, прежде чем что-то совершить. – спустя год после теракта делится соображениями петербуржец Михаил, который развозил людей в день трагедии. – Насколько все эти меры действенны – большой вопрос. В целом мне кажется, что в метро довольно сложно организовать тщательный и эффективный досмотр. Как это сделать в приемлемой форме, лично я не очень представляю».

О жертвах и героях

Памятные мероприятия в годовщину жертв теракта в Петербурге во вторник начались с панихиды в Измайловском соборе в 13:00 мск. Часом позже у станции метро «Технологический институт» состоится возложение венков. Вечером в БКЗ «Октябрьский» пройдет концерт «Музыка против террора», куда приглашены волонтеры, сотрудники экстренных служб, родственники погибших и пострадавших.

Метро Петербурга сегодня проводит акцию памяти «Тысяча белых роз» – волонтеры будут раздавать цветы у станции метро «Технологический институт» в память о погибших. Также подземка презентует ранее анонсированную «Книгу памяти», где собраны 15 историй родных и близких каждой из жертв теракта. Сейчас в Петербурге обсуждают возможность установки мемориальной доски рядом со станцией.

В годовщину стоит вспомнить и тех, кто показал себя настоящими героями, просто ответственно выполняя свою работу. 50-летний машинист с 15-летним стажем Александр Каверин, в поезде которого произошел взрыв, был представлен к ордену Мужества. «Я действовал по инструкции согласно указаниями диспетчеров. В тот момент о страхе думать было некогда, надо было работать. Паники не было. Когда открылись двери первого вагона, все пассажиры стояли и хором объясняли, что произошло, даже не вышли из вагона. Они говорили, что произошел хлопок. В данной ситуации я обязан был вывести поезд на станцию, что я и сделал. После произошедшего состав продолжал движение», – сказал Каверина в день теракта.

Медалью «За спасение погибавших» награждена дежурная по станции Нина Шмелева. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награжден инспектор службы контроля на метрополитене Альберт Сибирских, который нашел бомбу на станции «Площадь Восстания». К наградам были представлены еще десять сотрудников метро, ликвидировавших последствия теракта.

Власти города не раз заявляли, что в день трагедии 3 апреля 2017 года все петербуржцы сумели сплотиться перед лицом трагедии, показать свое бесстрашие и готовность помогать ближним. Несмотря на известную долю пафоса в словах чиновников, они в целом правдивы. Жаль только, что это, как иногда кажется, самый убедительный ответ на террор, который мы пока можем дать, а проявление этих качеств требует таких обстоятельств.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.