Top.Mail.Ru
Общество
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Самые популярные мифы о жизни на Крайнем Севере развеяли эксперты: простуды, алкоголизм и вредное производство

Ненцы
Развеиваем мифы о жизни на Крайнем Севере

От переезда на Крайний Север людей отделяет стена стереотипов и мифов, а в отпуск сюда приезжают немногие. Россиян пугают трескучие морозы ниже −50 градусов и другие особенности жизни в Арктике. «ФедералПресс» разобрал самые популярные мифы о здоровье северян.

Миф № 5 – хронические простуды, гриппы и ОРЗ

Существует стереотип, что из-за сурового климата северяне чаще других болеют простудами и имеют проблемы с дыхательной системой.

Но данные диспансеризации совершеннолетних ямальцев за пять месяцев 2018 года показали, что проблемы эндокринной системы, ожирение и сахарный диабет чаще мучают северян, чем простуды. На втором месте болезни кровообращения, в том числе инфаркты и инсульты. На третьем – патология мочеполовой системы. Аналогичные данные были и в 2017 году.

Миф № 4 – опасная работа на месторождениях

Бытует мнение о том, что промышленная разработка северных месторождений негативно влияет на здоровье северян. Оно может подкрепляется тем фактом, что у работников в зарплате учитывается коэффициент за «вредность труда». Люди боятся, что испарения газа вызывают гипоксию и меняют мозг человека. По этому вопросу ученые разделились во мнении, но сразу два крупных специалиста опровергли этот миф.

Развеваем мифы о жизни на Крайнем Севере

Как объяснил «ФедералПресс» главный внештатный специалист департамента здравоохранения Ямала, главврач ГБУЗ ЯНАО «Центр медицинской профилактики» Сергей Токарев, такое мнение действительно существует, но для его подтверждения нужны исследования и научные доказательства, а их пока нет.

«Когда осваивалась Западная Сибирь, велась геологоразведка. В виде шутки была установлена четкая корреляция: в одной оси – открытие запасы, по второй оси – количество затонувших, выведенных из строя тракторов, бульдозеров…Чем больше работ, тем больше происшествий. Поэтому такие аналогии можно продлевать. Та территория, которая осваивалась, для жилья не очень подходит. То, что какое-то количество газа поступает с больших глубин, – вещь известная. Мы занимаемся газовой съемкой для прогноза месторождений. У нас есть фон, и в Тюмени есть определенное дыхание Земли, оно есть везде, в районе месторождений тоже есть, и там оно в определенных зонах несколько больше. Это всегда разница в разы, но не многократно», – рассказал директор Западно-сибирского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики им. Трофимука СО РАН, д. г.-м. н, профессор, заведующий кафедрой геологии месторождений нефти и газа Тюменского индустриального университета Аркадий Курчиков.

Заслуженный геолог РФ считает, что аномальных мест в зонах месторождений не выявлено. При составлении проектов разработки делается огромное количество замеров шумов, воздуха и т. д.

«Это обязательная работа. Месторождения разрабатываются не только в районе Уренгоя, но и по всему миру. Нам повезло в какой-то степени, что между отложениями газоносными или нефтегазоносными залегает очень мощная толща глины, которая составляет 700 и более метров. Через нее газ поступает диффузионным или еще каким-то путем, но это незначительные количества, больших естественных выбросов быть не может», – уточнил Курчиков.

Миф № 3 – необратимые процессы

Еще одно заблуждение о жизни на Севере – якобы от долго проживания в северных регионах запускаются необратимые изменения в организме: хронические заболевания, повышенная утомляемость и преждевременная старость.

«Природные условия Арктики негативно влияют на здоровье человека, и дело здесь не только в суровом климате, низкой температуре и магнитных бурях, но и в режиме освещенности. «Световой голод» тормозит выработку «гормона радости» серотонина. Проживание человека в дискомфортных или экстремальных условиях приводит к более быстрому истощению резервов организма, но когда это произойдет, зависит только от самого человека, его образа жизни, отдыха, питания и многих других факторов», – прокомментировал для «ФедералПресс» Сергей Токарев.

Приезжие не сразу привыкают к погодным условиям, адаптация зависит от места проживания, быта, питания и организма каждого человека. Состояние может нормализоваться в течение полугода, нескольких лет и даже десятилетий, а на истощение резервов организма может уйти более десяти лет. При этом продолжительность нормального периода может быть как значительно меньше, так и значительно больше десяти лет.

Миф № 2 – на Севере быстро спиваются

Нередко звучит мнение о том, что на Севере люди быстро спиваются, особенно неустойчивы к алкоголю коренные жители. Байки о том, как пьют вахтовики и приехавшие на заработки мигранты, на слуху уже не одно десятилетие.

Этот миф для «ФедералПресс» развенчал заведующий поликлиническим отделением ПНД ЯНАО Александр Двинских. Он считает, что рассказы о пьянках на вахтах сильно преувеличены. По работе доктор общается с представителями разных организаций и уверяет, что там, где речь идет о промышленном производстве, царит сухой закон: слишком тяжелыми могут быть последствия алкогольных возлияний. Выпивают вахтовики обычно по дороге на вахту и обратно.

Развеваем мифы о жизни на Крайнем Севере

Что касается коренных жителей – здесь тоже нет однозначного мнения.

«Генетика – наука сравнительно молодая, и все аспекты медико-генетических связей до конца не изучены. Ученые только предполагают наличие или отсутствие генов, отвечающих за алкогольное опьянение. В организме человека существуют два фермента, таких как алкоголь-дегидрогеназа и ацетальдегид-дегидрогеназа. Первый расщепляет спиртное на безвредные элементы. Если процесс идет медленно, то опьянение наступает быстро, если активно, то опьянение скоро проходит. Второй фермент действует на промежуточное вещество. Если он работает плохо, то это промежуточное вещество накапливается, и наступает интоксикация. У представителей монголоидной расы второй фермент неактивен, отсюда и мнение, что люди из юго-восточной Азии мало пьют. Просто у них накапливается промежуточное вещество, и они не могут пить», – пояснил Двинских.

Два фермента активны у людей, проживающих в местах с развитым виноделием, например в Средиземноморье. Поэтому они могут часто употреблять спиртное, и им не бывает плохо. Там, где нет больших виноградников, люди не имеют таких генетических особенностей. Население России представляет собой что-то среднее между среднеазиатским и средиземноморским типом, а людей из числа КМНС по генетическим особенностям можно отнести к монголоидной расе.

Около 70 % пьющих людей имеют наследственную предрасположенность к пагубной привычке. Генетические изменения накапливаются тысячелетиями, но отпечаток накладывает и образ жизни. Исторически так сложилось, что на Север ехали купцы и везли спиртное, которое у местного населения обменивали на рыбу, шкуры и другие товары. Так коренные северяне познакомились с алкоголем, а дальше уже все зависело от образа жизни, окружения и других факторов.

Отметим, что, по данным официальной статистики, сейчас число алкозависимых ямальцев снижается.

Миф № 1 – полярная ночь портит зрение

Мнение о том, что полярная ночь способна серьезно подорвать зрение, также не находит подтверждения у врачей. По их мнению, в большей степени на органы зрения влияет полярный день, а если быть точнее – смена этих затяжных периодов. Во время полярной ночи северяне много времени проводят при искусственном освещении, а летом, наоборот, световой день не заканчивается.

Развеиваем мифы о жизни на Крайнем Севере

«Бытует мнение, что неблагоприятные условия окружающей среды: климат, вредное производство, экологические и техногенные стрессы, вредные привычки и неправильный образ жизни, могут негативно отразиться на органе зрения и вызвать связанные с этим заболевания. В условиях Крайнего Севера нагрузка неблагоприятных условий на организм человека многократно возрастает, а значит и орган зрения в этих условиях становится очень уязвимым и подвержен многим заболеваниям. Официальной статистики о более высокой заболеваемости, воспалительных и дегенеративных заболеваниях глаз у северян нет. Однако из практического опыта у данной категории больных мы видим более раннее возникновение, более быстрое прогрессирование и более тяжелое течение таких заболеваний, как катаракта, первичная открытоугольная глаукома, возрастная макулярная дегенерация, осложнения сахарного диабета, дегенеративная близорукость, частичная атрофия зрительных нервов», – поделилась мнением с «ФедералПресс» начальник отдела организации медицинской помощи Областного офтальмологического диспансера Татьяна Малишевская.

Офтальмолог считает, что ранее проявление возрастных болезней северян связано с нарушением биологических ритмов. Даже однократное изменение периодичности сна и бодрствования снижает физическую и умственную работоспособность. Долгая смена этих ритмов в условиях полярных дней и ночей приводят к болезням кровообращения, пищеварения, обмена веществ, нарушению сна и депрессии. Татьяна Малишевская рекомендует ямальцам тщательно следить за зрением, питьевым режимом, питанием и психоэмоциональными нагрузками.

Читайте также рекомендации нутриолога о том, какие витамины нужно пить жителям Западной Сибири зимой, чтобы не было сезонной хандры из-за полярной ночи.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Мария Гридина, Дмитрий Шевалдин, Дарья Сеймовская

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.