«Саратовские авиалинии», которые после отзыва лицензии перевозчика занимаются только аэропортовым обслуживанием, просят поддержки у правительства области. Им необходимо, чтобы региональные власти вступились за них перед ФАС и помогли добиться повышения расценок на услуги аэропорта. Кроме того, перевозчик требует денег из бюджета. Чиновники считают, что компания сама загоняет себя в угол.
Саратов лишится авиасообщения?
Авиакомпания пытается привлечь к себе внимание власти с июля. На днях в правительство поступило письмо от профсоюзной ячейки. Тон у обращения обвинительный: глава профсоюза упрекает губернатора Валерия Радаева в бездействии. Отмечается, что на предприятии были сокращены 700 человек. «Имеются основания полагать, что это произошло и по вашей вине в том числе. Вы не предприняли, по моему мнению, каких-либо значительных действий для того, чтобы сохранить предприятие, которым нужно было гордиться по праву», – говорится в письме, под которым стоят подписи 124 человек.
Если в кратчайшие сроки не будет принято решение по пересмотру тарифов на аэропортовую деятельность и по бюджетному софинансированию работы аэропорта, «Саратовские авиалинии» не смогут поддерживать на должном уровне состояние взлетно-посадочной полосы, рулежек и перрона, а значит и безопасность полетов, указывают в компании. Это может повлечь аннулирование свидетельства о госрегистрации и годности аэродрома. В результате будут уволены оставшиеся 400 человек, а город полностью лишится авиасообщения.
По данным Росавиации, количество пассажиров в аэропорту Саратова в первом полугодии сократилось на 11 % (в остальных крупных городах поток, напротив, вырос). Менеджмент компании заявлял, что убытки компании составляют 8-9 млн в месяц и к концу года могут составить 55 млн рублей, а к лету 2019-го – 86 млн. На перевозчике до сих пор висит долг перед пассажирами: из 450 млн выплачены пока 240 млн. С такими темпами компания может скоро оказаться в банкротстве.
Прежде прибыль ей приносили полеты, перед авиакатастрофой она значительно расширила географию и интенсивность рейсов (в 2016 году прибыль составляла 151 млн рублей). Деятельность аэропорта оставалась убыточной (на ней компания в прошлом году потеряла 53 млн).
Авиакомпания четырежды за лето обновляла свою тарифную сетку на услуги аэропорта в рамках разрешенных ФАС расценок. «ФедералПресс» попросил авиакомпанию раскрыть размер предлагаемых тарифов, однако пресс-служба проигнорировала запрос.
Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта у «Саратовских авиалиний» 31 мая. Компания не выполнила требования, предъявленные ей в результате проверок после крушения Ан-148 в Подмосковье, которое 11 февраля унесло жизни 71 человека. Авиаперевозчик уже грозил закрыть аэропорт, однако тогда ему объяснили, что по собственной воле он сделать этого не может.
«Оснований повышать тариф нет»
Правительство области особенно не волнуется по поводу перспектив закрытия аэропорта: в 30 километрах от города строится новый авиаузел. Ожидается, что он будет открыт летом следующего года, хотя уверенности в сроках нет из-за выявленных при строительстве дефектов. Территория нынешнего аэропорта по генплану отходит под застройку. А сотрудникам «Саратовских авиалиний» чиновники прежде уже предлагали трудоустроиться у оператора будущего аэропорта (холдинг «Аэропорты регионов», входящий в «Ренову»).
Известно, что многие бывшие сотрудники «Саратовских авиалиний» смогли найти работу в других компаниях. Долго не пришлось искать место пилотам, которых российской авиации сейчас не хватает. По данным областного минтруда, в службу занятости обращались 24 бывших сотрудника компании.
На обвинения в адрес власти ответил зампред правительства Вадим Ойкин. По его словам, обращение авиакомпании «не содержало ни анализа финансово-хозяйственной деятельности, ни детализации расходно-доходной части предприятия, на основе которых можно сделать объективные выводы». В пакет документов, который нужно подавать ФАС, должны входить 18 документов. На запросы правительства авиакомпания не ответила.
«К сожалению, мы столкнулись с полной закрытостью компании и нежеланием идти на диалог. Предлагаю руководству предприятия не заниматься перекладыванием ответственности, спекулируя на проблемах коллектива, а предпринять все усилия для исправления ситуации», – заявил Ойкин.
В авиакомпании продолжили заочную дискуссию и назвали слова чиновника несоответствующими действительности. Документы они предоставляли, дополнительную информацию власти не запрашивали. Из всех запросов чиновникам ответ получен только из минфина о том, что финансирование работы аэропорта не планируется, утверждают «Саратовские авиалинии».
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев сказал «ФедералПресс», что местные власти, как правило, поддерживают убыточные аэропорты. В случае «Саратовских авиалиний», по его мнению, основная проблема – не в том, что аэропорт не может зарабатывать на своей деятельности, а в том, что нужно выполнять обязательства перед пассажирами и кредиторами.
«Получить кредиты, чтобы выполнить эти обязательства в условиях, когда уже в относительно близкой перспективе будет открыт новый аэропорт, а действующий прекратит свое существование, довольно проблематично. Единственная возможность свести концы с концами – это все-таки повышение тарифов. Вероятность того, что придут новые авиакомпании, можно оценить как незначительную. Вероятность повышения доходов от неавиационной деятельности – тоже не то, на что можно сейчас рассчитывать. Я понимаю, что особых оснований у антимонопольной службы повышать тариф нет, потому что речь не идет об увеличении аэропортом количества оказываемых услуг или повышении их качества. Но вполне вероятно, что при поддержке региона такое решение может быть принято», – отметил эксперт.