Финансовая группа «Будущее» (входит в O1 Group Бориса Минца) официально объявила о возможной смене собственника из-за долга по кредиту. Претендентом на приобретение четырех НПФ, входящих в группу, выступает кипрский офшор RT&I. Представители группы уже обсуждают с ним реструктуризацию активов. В подробностях ситуации разбирался «ФедералПресс».
В группе «Будущее» впервые официально подтвердили планы по передаче контроля над НПФ. «Ведутся переговоры о переходе контроля в отношении ПАО «ФГ «Будущее», которому принадлежат НПФ «Будущее», НПФ «Телеком-Союз», НПФ «Социальное развитие» и НПФ «Образование», компании Riverstretch Trading & Investments (RT&I)», – говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте НПФ «Будущее».
Смена владельца будет совершена для урегулирования задолженности группы по кредиту, полученному от «Московского кредитного банка». Прежде СМИ сообщали, что МКБ уступил право требования по займу тому же RT&I.
«Качество активов на балансе НПФ группы «Будущее» существенно ухудшилось за последний год, в том числе, в связи с санацией банков ФК «Открытие» и Промсвязьбанка. Выбор компании Riverstretch обусловлен в первую очередь наличием у Riverstretch большого профессионального опыта работы со сложными и проблемными активами», – говорится в сообщении. Сейчас представители иностранной компании вместе с менеджментом группы разрабатывают стратегию улучшения качества активов. На запрос «ФедералПресс» в ФГ «Будущее» ответили, что пока не могут раскрыть дополнительных деталей.
За первую половину этого года ФГ «Будущее» понесла убытки в 14 млрд рублей. Это больше чем в 30 раз хуже результатов за первое полугодие 2017-го (убытка в 437 млн). Причем рыночная капитализация группы сократилась с 26,9 до 11,2 млрд. Значительно снизились показатели рентабельности активов (с 0,8 % до 46 % со знаком минус). Сумма непокрытого убытка с учетом предыдущих лет составила 23 млрд или 76 % балансовой стоимости активов.
СМИ сообщали, что в прошлом году «Будущее» потеряло 12 млрд рублей из-за санации ФК «Открытие». Сейчас одноименный НПФ пытается отсудить такую же сумму у банка «Траст» (находится под контролем «Открытия»). Фонды группы пытаются также взыскать в арбитраже с «Промсвязьбанка» и «Промсвязькапитала» в общей сложности более 17 млрд.
В проблемах НПФ виноваты не только сдвиги в банковской системе. Раньше в отчете группы сообщалось, что к убыткам привели «продолжающаяся неопределенность в пенсионной отрасли, связанная с заморозкой пенсионных накоплений, и задержкой принятия закона о переходах и закона об ИПК (индивидуальном пенсионном капитале. – Ред.)» и существенное снижение ключевой ставки ЦБ. От ставки зависела величина мультипликатора стоимости акций и уровень доходности фондов.
В группе констатируют «существенное замедление развития отрасли». В отчете НПФ «Будущее» указывается, что в этом году значительно снизился переход клиентов из других фондов. Взносы по договорам обязательного пенсионного страхования составили 26 млрд, что на 15 млрд ниже, чем за тот же период 2017-го.
Еще одним поводом для снижения стоимости активов группы стали вложения в проекты собственной O1 Group, а также дефолты ООО «Прайм Финанс» и ООО «Рислэнд», с которыми НПФ теперь судятся, требуя досрочного погашения облигаций на общую сумму более 12 млрд.
Владельцы офшора RT&I пока остаются неизвестными. В прессе указывалось, что он мог быть связан с ГК «Регион», однако в PR-службе «Региона» «ФедералПресс» сообщили, что никакого отношения к кипрской компании не имеют. O1 Group также зарегистрирована на Кипре. Борис Минц, по сообщениям СМИ, живет в Великобритании.
Аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова сказала «ФедералПресс», что пока неизвестно о решении нового собственника, разговоры о будущем группы будут некорректными: «Есть высокая вероятность, что новый собственник выступит своего рода санатором фонда, и последний избежит банкротства. Что касается клиентов НПФ, то они проявляют беспокойство уже давно, что, к слову, не лучшим образом сказывается на отчетности фонда».