Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

«Стая летящих гусей». Как Россия намерена потеснить Южную Корею в судостроении

Фото: www.sskzvezda.ru

В нашей стране с нуля создается совершенно новую отрасль промышленности: тяжелое судостроение. Даже во времена СССР в стране не было ничего подобного, и крупные танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа – все это закупалось за границей. И уже три года на Дальнем Востоке на судостроительном заводе «Звезда» строится сверхсовременная верфь, где производится принципиально новая линейка судов. Как судостроительный кластер, который создает «Роснефть», может стать дайвером развития всего Дальнего Востока – в материале «ФедералПресс».

«Роснефть» с декабря 2015 года создает судостроительный комплекс «Звезда». Это стратегически важный для Дальневосточного региона и отечественной судостроительной промышленности проект. В городе Большой Камень Приморского края появится первая в России верфь крупнотоннажного судостроения. Она сможет удовлетворить потребности российских заказчиков в строительстве морской техники для добычи природных ресурсов на континентальном шельфе страны, а также буровых платформ коммерческих судов для транспортировки грузов по внутренним и внешним морским путям и газовых танкеров типа «Афрамакс» и «Суэцмакс».

«Сухой док» для самых современных кораблей

«В 2015 году мы начинали фактически с нуля. Теперь благодаря тому, что на «Звезде» строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения, мы можем применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов», – отмечает Андрей Шишкин, вице-президент по энергетике, локализации и инновациям ПАО «НК «Роснефть» в интервью «Российской газете».

Отметим, что на «Звезде» применяется технология крупносекционной сборки: она позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду сразу несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тысяч тонн.

В прошлом году на «Звезде» был введен в эксплуатацию открытый достроечный стапель верфи площадью 12 гектаров. На стапеле установлено четыре башенных крана с маховой стрелой грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1 200 тонн. «Это самый большой кран в России. На существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн», – поясняет Шишкин, добавляя, что его высота – 100 метров, а ширина пролета – 230 метров.

Полтора месяца назад на завод был поставлен транспортно-передаточный плавучий док, который является одним из ключевых элементов верфи. Он предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупногабаритных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой до 40 000 тонн и дедвейтом до 350 000 тонн, а также объектов морской техники.

Кроме того, к 2024 году на «Звезде» планируется построить сухой док. «Сухой док – самое крупное гидротехническое сооружение России. В нём будут строиться буровые платформы, супертанкеры, газовозы, суда снабжения и другие виды морской техники, в том числе для работы в Арктике. Размеры сухого дока – 485х114х14,5», – заявляет Андрей Шишкин.

Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств ССК «Звезда» будет завершён к концу 2024 году. Установленное на «Звезде» уникальное оборудование позволит создать конкурентоспособную современную верфь, которая сможет со временем удовлетворить спрос, существующий на российском рынке морских перевозок и буровой техники. Здесь планируется полный производственный цикл, начиная с проектирования судов и заканчивая спуском на воду, что позволит заказчикам сократить и сроки реализации проектов, и их стоимость.

Верфь уже начинает «обрастать» заказами. Исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи при загрузке на уровне 80%, производственная программа «Звезды» до 2035 года насчитывает 178 единиц судов и объектов морской техники различных типов. Таким образом, уже сейчас в России формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР. По мнению Шишкина, это станет поворотным моментом в истории гражданского судостроения в РФ.

Как победить Южную Корею

Однако «Роснефть» поставила перед собой еще более масштабную задачу — не только создать новую отрасль промышленности в России, но и вывести ее продукцию на мировой уровень, стать конкурентами признанным лидерам рынка судостроения.

Одним из таких мейджеров является Южная Корея, которая за сорок лет прошла путь от постройки небольших рыболовецких судов до доли в 60% в сегменте самых дорогих и высокотехнологичных судов. Коньком корейцев стали газовозы – танкеры для перевозки сжиженного природного газа. Сейчас Южная Корея – номер один на мировом рынке строительства судов этого типа.

Огромную роль в лидерстве южнокорейцев сыграли власти страны, которые решили создать конкурентоспособную судостроительную отрасль. «Именно благодаря государственной поддержке в Южной Корее появилась одна из крупнейших в мире судоверфей Hyundai Heavy Industries», – говорит Андрей Шишкин.

Однако участие корейских концернов непосредственно в процессе проектирования судов не так велико, поэтому трансфер технологий играет здесь определяющую роль, что не может не отражаться на стоимости конечного продукта.

Например, в 2018 году цены на суда корейского производства выросли примерно на 15%. На это повлиял целый ряд факторов, в том числе и рост цен на сталь. «Высокая доля импорта делает южнокорейские верфи зависимыми от внешней конъюнктуры и приводит к сокращению разрыва в ценах на их продукцию и продукцию ССК «Звезда», – поясняет вице-президент «Роснефти».

Это не единственный фактор, который свидетельствует о том, что Россия может стать для Южной Кореи достойным конкурентом. «Хотя Южная Корея и вкладывают немалые средства в развитие собственных научных разработок, эффект от этого не такой значительный. У нас же есть сильная инженерная школа с многолетней историей и богатыми традициями. В советское время основным ее заказчиком был ВПК, однако сегодня наработанный опыт может стать одним из наших ключевых конкурентных преимуществ в гражданском судостроении», – рассказывает Шишкин.

Кроме того «Звезда» очень тесно сотрудничает с ведущими южнокорейскими компаниями и они смогут поделиться с компанией своими компетенциями. «Мы не будем слепо копировать корейский опыт. Разумеется, мы будем строить газовозы, прекрасно осознавая, что развитие рынка СПГ сейчас – один из самых мощных мировых трендов. Однако ставку мы делаем, скорее, на суда и платформы для освоения арктического шельфа и Северного морского пути», – отмечает топ-менеджер «Роснефти».

Напомним, что Северный морской путь – ключевая транспортная артерия, связывающая воедино Евразию. Он на восемь тысяч километров короче южной морской трассы. По мнению экспертов, в ближайшие годы объём перевозок по СМП увеличится в несколько раз. А это означает колоссальные поступления в госбюджет. К тому же, когда в России создадут модель ледокола, который будет обладать достаточной скоростью проходки, чтобы обеспечить экономическую эффективность северного транспортного маршрута, – это будет новое слово в судостроении.

В «Роснефти» рассчитывают и на то, что другие российские компании будут готовы доверять «Звезде» строительство своего флота. «Национальные компании должны строить корабли на национальных верфях. Это – единственный действенный способ развития судостроительной отрасли. В той же Корее это стало краеугольным камнем государственной политики», – отмечает Шишкин.

На самом деле развитие судостроения – это путь к развитию Дальнего Востока, шанс для огромной территории стать дайвером роста всей страны. Тут есть повод вспомнить всю ту же Южную Корею, которая за счет продуманной политики за 30 лет стала верфью №1 в мире.

«Создание судостроительного кластера «Звезда», на мой взгляд, может основываться на той же модели -- «стаи летящих гусей». Поначалу мы будем закупать высокотехнологичные разработки партнеров, затем локализуем их и сможем со временем занять свою нишу на судостроительном рынке», – рассказывает Шишкин.

Ведь судостроение традиционно является локомотивом для развития смежных отраслей. «Производство сложных морских буровых установок и ледоколов потребует создания технологической цепочки, в которой задействованы различные отрасли. И это, в итоге, позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий Дальнего Востока и других регионов страны», – поясняет топ-менеджер «Роснефти».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Роснефть
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1