Оглашение приговора бывшему вице-губернатору Челябинской области Николаю Сандакову отложили до 4 октября. Процесс должен был начаться уже сегодня, но при подготовке окончательного решения у судьи возникли вопросы к доказательствам, поэтому было возобновлено судебное следствие. Уже во второй раз прошли прения сторон, а обвиняемый снова выступил с последним словом, передает корреспондент «ФедералПресс».
Большую часть времени заняла речь гособвинителя Екатерины Голубенковой. Прокурор говорила около двух часов. Она отметила, что позиция обвинения остается прежней, и попросила суд признать экс-вице-губернатора виновным по трем статьям уголовного кодекса России.
По ее словам, Сандаков путем обмана выманил у главы Озерска Евгения Тарасова 1,5 миллиона рублей, пообещав взамен обеспечить его назначение на пост главы Магнитогорска (статья «Мошенничество»).
«Сандаков с адвокатом пытались доказать, что деньги у Тарасова он брал на проведение выборной кампании. В ходе судебного следствия эта версия была опровергнута. Тарасов действительно платил обвиняемому, потому что тот обещал ему продвижение по карьерной лестнице», – заявила Голубенкова.
Также прокурор отметила, что считает доказанной вину Сандакова в подстрекательстве ко взлому электронной почты. Якобы бывший заместитель главы региона взломал электронные ящики политолога Александра Подопригоры и журналиста Александра Полозова.
Наконец, гособвинитель приступила к последнему эпизоду дела Николая Сандакова – взятке от руководителя ЧОП «Питон» Игоря Калугина. Голубенкова сообщила, что начальник частного охранного предприятия организовал бесплатную охрану дома экс-вице-губернатора. Взамен политик лоббировал интересы компании в правительстве: он якобы поспособствовал заключению госконтракта на охрану главы региона по завышенной цене (14 миллионов в год).
Прокурор напомнила, что сам Калугин свидетельствовал против Сандакова. Руководитель ЧОПа заявлял, что пошел на условия вице-губернатора, чтобы оставаться с ним в хороших отношениях. «Я знал, что от него зависит мой бизнес», – процитировала Калугина гособвинитель. Голубенкова отметила, что от Сандаков действительно мог повлиять на многие решения, потому что в то время фактически считался руководителем администрации главы региона.
Сумма взятки в виде услуг от Калугина, сказала прокурор, составила порядка 1,22 миллиона рублей. Напомним, ранее речь шла о 1,96 миллиона – эта цифра, обозначенная экспертом, была ошибочной, рассказала гособвинитель.
В конце Голубенкова отметила, что все доказательства подтверждают вину Сандакова. Она обратила внимание, что при вынесении приговора могут быть учтены смягчающие обстоятельства: состояние здоровье экс-вице-губернатора (его хроническая болезнь) и наличие у обвиняемого маленьких детей. Наказание, запрошенное прокурором для Николая Сандакова, осталось прежним: 10 лет колонии строгого режима и штраф в 14 миллионов рублей.
После выступления гособвинителя судья поинтересовался, готова ли сторона защиты взять слово, или лучше перенести заседание.
«Мы готовы, конечно, давайте сегодня огласимся! Мне уже жалко семью, которая каждый раз ждет какого-то решения», – воскликнул бывший вице-губернатор.
После пятиминутного перерыва свое выступление начал адвокат экс-заместителя главы региона Сергей Колосовский. В своей эмоциональной речи защитник в очередной раз заявил, что вина Сандакова ни по одному из эпизодов не доказана.
«На чем вообще строится обвинение? По каждому из эпизодов есть лишь один свидетель, слова которого якобы доказывают виновность Сандакова. Один из этих свидетелей – вор, еще двое – мошенники», – сказал адвокат.
Защитник Сандакова отметил, что самое абсурдное – это обвинение по Тарасову. Здесь, по его словам, выдумано абсолютно все. Экс-заместитель главы региона никогда не обещал карьерного роста бывшему главе Озерска.
Что каcается эпизода со взяткой от Игоря Калугина, то тут, заявил адвокат, есть десятки прямых доказательств того, что Сандаков сам оплачивал охрану своего дома.
«Уважаемый суд, прошу оправдать моего подзащитного по всем статьям», – резюмировал Колосовский.
Сам Николай Сандаков, выступая с последним словом, сказал, что судебный процесс над ним перешел все границы. Экс-вице-губернатор предположил, что за его делом стоит начальник УФСБ по Челябинской области Юрий Никитин, который лично и через подчиненных лиц оказывает давление на судью Александра Зимина. Гособвинителя Екатерину Голубенкову он назвал винтиком в порочной системе, функцией без собственной гражданской позиции.
«Ни одно из обвинений не доказано, основные свидетели обвинения врут. Я ничего не боюсь. Я мог убежать в любой момент, но не сделал этого раньше и не сделаю никогда. Я продолжу защищаться, буду бороться за свою честь до конца, – заявил Сандаков. – Ваша честь, прошу меня оправдать. Не идите на поводу у системы. Порочная практика с несправедливыми приговорами должна прекратиться. Иначе наша страна обречена».
В конце обвиняемый добавил, что признается в одном: он прочитал часть личных переписок людей. Все остальное, по его словам, – домыслы и абсурд
Фото: ФедералПресс / Кирилл Бабушкин
Взятка и мошенничество: дело Николая Сандакова