Конец прошлой недели ознаменовался новостью о том, что ритейлер приобретает «СИА Групп», при этом сделка совершается за акции краснодарской компании. Одновременно с этим появилась информация о том, что «Магнит» может выйти на новый рынок реализации алкогольной продукции – АЗС. Постановление о допущении продажи вина и пива на заправках приняло правительство. А стоимость акции достигла шестилетнего минимума. Чего ждать от компании и так ли сильно сменилась стратегия детища Сергея Галицкого – в материале «ФедералПресс».
Больше, еще больше «Магнитов»
Многие эксперты критиковали план развития Сергея Галицкого, который ежегодно проводил политику развития компании, направленную на увеличение количества магазинов, достигшие 2010 по 2018 год (по состоянию на 30 июня) с 3,2 тыс. отметки 16,7 тыс.
Несмотря на предпосылки со стороны нового руководства ритейлера снизить темпы развития, значимым событием стало решение правительства о разрешении торговли алкогольной продукцией на АЗС. По оценкам экспертов, если «Магнит» заключит соглашение с «Лукойлом», то сможет получить более 5 тыс. магазинов малого формата. Это позволит уже в 2019 году перейти отметку в 22 тыс. торговых точек.
Экспертные агентства обратили внимание на то, что расширение через АЗС имеет сразу несколько положительных моментов, которые не всегда просматривались в стратегии Сергея Галицкого. Это позволит минимизировать затраты на развитие самих точек, так как они уже построены и обладают необходимой инфраструктурой. При этом товар на полках будет один из самых маржинальных – алкогольная продукция. Иными словами, максимальная прибыль при практически нулевых затратах.
С юридической точки зрения, при таком расширении краснодарский ритейлер может попробовать обойти и запреты УФАС. Напомним, согласно действующему законодательству, торговая сеть, доля которой превышает 25 % от объема всех реализованных товаров в денежном выражении в регионе (муниципальном округе или районе), не вправе арендовать здесь дополнительные торговые площади. Фактически, АЗС помогут «Магниту» получить небольшие точки, которые суммарно дадут значительный объем реализации, но разбросаны по всем регионам – не уложены в конкретный муниципалитет.
Если учесть, что реализация алкогольной продукции не свойственна «Лукойлу», то «Магнит» вполне может зайти в качестве аутсортинговой компании, возможно выведя такое расширение из под норм УФАС. При этом следует отдельно добавить безрецептурные лекарства, которые краснодарская компания сможет продавать в своих магазинах, – соответствующее постановление также рассмотрело правительство.
Таким образом, оценивая динамику развития магазинов ритейлера, можно сделать вывод, что стратегия увеличения доли присутствия «Магнита» в регионах будет продолжаться также, как и при Сергее Галицком.
Выручка и инвестиции
Делались предположения, что выручка компании снижается, также как и прибыль, отдельным фактором этого называлась инфляция, значение которой так любят ставить под сомнение эксперты. Если оценить официальные данные, представленные ритейлером, то можно понять – этот показатель у компании только рос, вплоть до четвертого квартала 2017 года, когда выручка составила 595 млрд рублей. Отдельно стоит заметить, что чистая прибыль компании за этот период составила 4,86 млрд рублей.
Руководство отмечало, что виной снижению показателей могли стать неблагоприятные условия на рынке, а также желание соблюдать баланс между эффективностью и прибыльностью. Однако, рост точек продаж не прекратился, ритейлер усилил присутствие в нескольких регионах России, выдвинувшись в том числе за Урал.
Дивиденды и инвестиции
Конечно же, любая стратегия развития в первую очередь интересует инвесторов, которые получают свою прибыль с акций.
2018 год стал знаковым для ритейлера не только из-за продажи Сергеем Галицким «Магнита». Руководство краснодарской компании (до заключения соглашения с ВТБ) заявило, что практика выплаты дивидендов может быть пересмотрена – в 2018 году ее может не быть. Это стало первым прецедентом, при котором «Магнит» отказался от выплат, проходивших до этого на регулярной основе.
Часть экспертов говорила о том, что компания может быть зависима от курса инфляции, но если сравнить эти показатели, то найти взаимосвязь не представляется возможным. Более того, выручка «Магнита», как и рост количества магазинов никогда не были связаны с этим показателем.
Что ждать дальше?
Постановления правительства о разрешении торговли безрецептурными лекарствами в магазинах, покупка фармацевтического ритейлера «СИА Групп» и разрешение продажи алкогольной продукции на АЗС дадут возможность «Магниту» вернуть себе прежние показатели эффективности.
После открытия подробности сделки по покупке «СИА Групп», акции краснодарского ритейлера начали подниматься в цене, а эксперты видят 2019 – годом возврата уровня «Магнита» до «времен Сергея Галицкого».
Стоит отметить, что аналогичные позитивные планы и у нового руководства компании, которая уже заявила о росте дивидендов в 2019 году на 30 %.
«Новому руководству «Магнита» чрезвычайно сложно переломить негативные тренды компании, формировавшиеся в течение последних лет. Тем более, что 1 и 2 кварталы 2018 года – это как раз период кадровых изменений в совете директоров и правлении компании. Поэтому результат 2 квартала ожидаемый. Продажи рухнули на рекордные 5,2 % г/г, средний чек упал на 3,1 % г/г, трафик на 2,1 %. Для ритейлера такое пике важных показателей несет опасность разбалансировки операционной и финансовой деятельности компании. Плюс влияет фактор огромной инерционности большой компании, когда развернуть тренды быстро практически невозможно. Поэтому новое руководство честно обещает, что раньше 4 квартала 2018 года результатов не ждать», – отметил экономист Евгений Змиев.