В минувший четверг глава Башкирии Рустэм Хамитов, руководивший республикой последние 8 лет, объявил о досрочном сложении полномочий. Слухи о его отставке ходили давно и усилились после существенного падения рейтингов. Интрига, кто займет кресло главы республики, разрешилась в течение буквально трех часов – временно исполняющим обязанности был назначен мэр подмосковного Красногорска Радий Хабиров. Большинство экспертов видят причину досрочной отставки Рустэма Хамитова в низких шансах на переизбрание на предстоящих выборах. Почему смена главы Башкирии произошла именно сейчас – в материале «ФедералПресс».
Своевременное решение
Глава Башкирии Рустэм Хамитов направил обращение президенту Владимиру Путину с просьбой принять его отставку. Стенограмма заявления Рустэма Хамитова с обращением к гражданам республики тем же вечером 11 октября была выложена на официальном сайте главы региона.
Рустэм Хамитов назвал свое решение о досрочной отставке «личным» и «выверенным во всех смыслах». А ее причиной – нежелание принимать участие в выборах главы республики в 2019 году. «По моему глубокому убеждению, руководители регионов в зрелом возрасте должны своевременно принимать решение о завершении деятельности и должны уходить достойно, не под нажимом сверху или снизу или ввиду чрезвычайных обстоятельств, а обдуманно и неконфликтно», – говорится в заявлении Рустэма Хамитова. В документе также поясняется: решение принято сейчас, так как новой команде необходимо время для того, чтобы войти в курс дела, завоевать авторитет жителей. Хамитов также намекнул, что освобождает дорогу более молодым, так как работа главы «по плечу прежде всего новым поколениям».
Второй президент, первый глава
С приходом Рустэма Хамитова к власти в Башкирии в июле 2010 года многие связывали не то что большие, но определенные надежды. В последние годы правления Муртазы Рахимова усугубился раскол региональных элит, внутренняя политика в республике переживала застой. Более того, между Уфой и Москвой зрел полномасштабный конфликт из-за нежелания Рахимова принимать правила игры федерального центра. Хамитов воспринимался как ставленник Москвы и как темная лошадка. Он не был явно связан ни с одной региональной группировкой и вроде бы не имел в республике бизнес-интересов.
Уроженец Кемеровской области с корнями из северо-западного Башкортостана, Рустэм Хамитов был однозначным раздражителем разве что для националистических кругов. Для них немаловажным фактом было то, что Хамитов почти не говорит по-башкирски. При этом Хамитов в Башкирии не был «варягом» в подлинном смысле. С 1990 по 1993 год молодой инженер Рустэм Хамитов был депутатом Верховного совета Башкортостана. В 1993–1994 годах он руководил Институтом прикладной экологии и природопользования РБ. А в 1994 году возглавил министерство охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РБ. В правительстве Рахимова в ранге министра Рустэм Хамитов проработал до 1999 года, когда его пригласили в МЧС России.
Почти все 2000-е годы он служил в федеральных ведомствах, а в 2009 году перешел на работу в ОАО «Русгидро». С должности вице-президента компании Хамитова и позвали на пост президента Башкирии.
Новый руководитель не только кардинально обновил правительство, но и построил свою работу во многом на сломе наследия первого президента Муртазы Рахимова. В первую очередь в публичном пространстве. Ставленник тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева, Хамитов старательно перенимал его стиль – завел аккаунты в соцсетях, стал встречаться с блогерами, ездил на велосипеде и катался на горных лыжах. Но PR-усилия команды Хамитова были восприняты в республике неоднозначно. Если городское население его сдержанно хвалило, то сельское – как минимум не понимало.
Примерно то же происходило в экономической политике нового руководителя. Хамитов во многом был поставлен управлять республикой для того, чтобы договориться о бескровной передаче лакомых башкирских активов – нефтепереработки, энергетики, сельского хозяйства – федеральным структурам. Это то, против чего резко выступал Рахимов и из-за чего его, собственно, отправили в отставку.
При Хамитове контрольный пакет акций главного предприятия республики – «Башнефти» перешел под контроль Роснефти. При этом республика удачно получила блокпакет акций в 25 %, что позволило хорошо пополнить региональный бюджет. Федеральным компаниям отошли и энергогенерирующие мощности Башкирии.
«Результаты восьми лет работы главы Башкирии Хамитова характеризуются уходом от этнократического, закрытого типа управления, применяемого прошлыми региональными властями, к установлению партнерских взаимоотношений с федеральным центром, взятием курса на развитие социально-экономической сферы с прозрачными бизнес-процессами и возвратом 25 % + 1 акции «Башнефти» в собственность республики. Полагаю, что уход с должности руководителя региона – это его личное решение, которое может быть связано с состоянием здоровья. Иные причины трудно назвать», – считает политолог Дмитрий Казанцев.
О непростых отношениях Рустэма Хамитова с местными элитами говорит политтехнолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По его словам, на аппаратном весе главы Башкирии сказался и его клинч с Рахимовым, и потеря поддержки в федеральном центре: «Уход Хамитова демонстрирует, что дело не только в рейтингах. Я не могу сказать, что у Хамитова он был самый низкий в стране. Но он – выдвиженец Дмитрия Медведева. Наверно, последний из неушедших. У него были сложные отношения с башкирской элитой. Он нарушил принципы преемственности, потому что по отношению к Рахимову он не был преемником. Он скорее был человеком, которого поставили, чтобы прервать эту преемственность».
«С другой стороны, Хамитов был не таким уж плохим главой республики, – продолжает эксперт. – Да, он сдал позиции. Да, были скандалы, связанные с разработкой шиханов, например. Конфликт с Башкирской содовой компанией. Да, он не умел выстраивать отношения с сильными мира сего, как мне кажется. Да, его обвиняли в том, что он не башкир, а татарин. Ну, всякое было. Но на самом деле он стал жертвой аппаратных раскладов. То есть речь не идет уже об избираемости или неизбираемости. Все упирается в аппаратные игры. И в них Хамитов проиграл».
Политолог Аббас Галлямов считает, что Хамитов не имел никаких шансов переизбраться на следующий срок в 2019 году: «Причина отставки одна – высокий антирейтинг. Хамитов не смог бы переизбраться ни при каких обстоятельствах. В последние годы он был очень непопулярен. Кремлю не оставалось ничего другого, кроме как поменять его».
«Когда полтора года назад глава Башкирии Хамитов развязал войну с мэром Уфы Ялаловым, я предложил Кремлю отправить в отставку обоих. Я, в общем-то, не шутил. С точки зрения режима терпеть внутриэлитные конфликты такого масштаба в ключевых регионах нельзя. Это парализует административную вертикаль. Восстанавливается она, кстати, очень сложно. Гораздо дольше, чем разрушается. Сегодня произошло именно то, что и должно было произойти: Ялалов ушел в Совет Федерации, Хамитов – в отставку. Я бы оформил этот кейс в виде методички и разослал всем губернаторам и мэрам. В назидание», – написал политолог на своей странице в Facebook.
Политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев указывает на изменившееся отношение к выборам: «Хамитов не планирует участвовать в выборах и в их побеждать. Отношение к выборам изменилось после Владивостока. Теперь уже факт поддержки федерального центра перестал быть 100-процентной гарантией побед. Ребята стали думать: а победим ли мы? Рустэм Хамитов ушел сейчас, а не за месяц до 2019 года, потому что в этом случае он поставил бы своего сменщика в очень сложное положение. А это уже невыгодно Москве. Я так понимаю, что ему сказали: «Мужик, ты уверен, что тебя изберут? Если нет, то пиши заявление».
Главными политическими ошибками Хамитова в последние три года его правления называли растущие конфликты во властных группировках, проблему разработки башкирских шиханов и конфликт с национальной общественностью из-за проблемы преподавания башкирского языка в школах.
Подготовка почвы для Хабирова
Отставки глав регионов за год до их выборов стали обычной практикой. Кремль снимает тех губернаторов, в отношении которых существуют сомнения в их переизбираемости, говорят политологи. Так было, например, с бывшим губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко. Назначаемые президентом врио за оставшийся до выборов год должны набрать популярность и узнаваемость, сплотить элиты и обеспечить себе победу. Такая задача стоит и перед Радием Хабировым.
Слухи о возможном назначении Хабирова на должность главы Башкирии ходили последние пару лет. В пользу этой версии говорило и то, что мэр подмосковного Красногорска понемногу собирал вокруг себя выходцев из республики, зарекомендовавших себя неплохими управленцами и пиарщиками. Среди них бывший замглавы администрации президента Республики Башкортостан Ростислав Мурзагулов, бывший замглавы администрации Стерлитамака Михаил Киреев, бывший директор инвестиционно-строительного комитета Уфы Раиф Абдрахимов.
Сам 54-летний Радий Хабиров в 2003–2008 годах был руководителем администрации президента Муртазы Рахимова. И хотя Хабиров покидал этот пост со скандалом, он до сих пор воспринимается в Башкирии как «человек Рахимова».
«Башкирия – это крупный, экономически активный регион с высокими показателями выполнения майских указов президента страны за прошлые годы, поэтому новому главе республики достается хорошее наследие и серьезные, достигнутые результаты работы местных властей. С другой стороны, будущему руководителю предстоит масштабная работа по реализации уже начатых инвестпроектов и привлечению дополнительных средств, в том числе к 100-летию республики. Помимо этого, речь идет о взятых социальных обязательствах региона и осуществлении планов по строительству социально значимых объектов в большинстве муниципалитетов Башкирии», – говорит политолог Дмитрий Казанцев.
Набрать предвыборные очки Хабирову в должности врио главы Башкирии будет нетрудно. Он молод, популярен и имеет опыт работы в администрации президента РФ. Вопрос лишь в том, сумеет ли он консолидировать элиты. Рустэм Хамитов так и не сумел.
Фото: glavarb.ru, kremlin.ru