Top.Mail.Ru
Общество
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Ветер сносит самолеты, а снегопады ведут к катастрофе. Топ-5 мифов об авиаперелетах на Севере

Авиаперелеты окружены множеством мифов. Среднестатистический пассажир не понимает принципов работы авиации, а пилоты и стюардессы не делятся секретами профессии. До сих пор по интернету гуляют страшилки, что якобы людей может высосать из самолета через щель в обшивке, что кислородные маски нужны только для успокоения путешественников, а отходы из туалетов выбрасываются в воздух. Еще больше вопросов у пассажиров вызывают полеты в сложных погодных условиях – в дождь, снег, когда гремит гром и сверкают молнии. С помощью опытных пилотов редакция «ФедералПресс» проверила на достоверность топ-5 распространенных стереотипов о полетах на Севере, где дуют сильнейшие ветры и стоит мороз.

На вопросы отвечали: пилот Александр, работающий в авиации более 20 лет, и Руслан, чей летный стаж составляет более десяти лет. Эксперты просили не указывать их фамилии и названия авиакомпаний.

В сильные морозы тяжело управлять самолетом

Пилоты гражданской авиации опровергли этот стереотип. Более того, по их словам, в морозы гораздо проще управлять самолетом из-за плотности воздуха.

«В мороз управление получается более эффективным. Чем холоднее воздух, тем легче летит самолет», – объяснил Александр.

Руслан подтвердил, что низкие температуры оказывают положительное влияние на самолет и его аэродинамические характеристики. По его словам, сложности, наоборот, возможны, когда самолеты взлетают в жару. При повышенных температурах воздух становится более «жидким», и самолету нужно сильнее разгоняться. Иногда слишком жаркая погода может привести к задержкам рейсов.

Северный ветер может сбить самолет с курса

В северных городах шквалистый ветер – частое явление. Некоторые пассажиры отмечают, что иногда ощущают, как при сильных потоках воздуха самолет покачивается при взлете и посадке. Отсюда и возник страх, что сильный ветер может изменить курс самолета. Эксперты подтверждают, что такое возможно, но добавляют, что сам по себе ветер, даже сильный, неопасен.

«При сильном ветре самолет действительно может снести в сторону. Тогда приходится вносить поправку в курс, летя при этом под небольшим углом относительно полосы. Как правило, сильный ветер достаточно неоднородный, неустойчивый, и при взлете – посадке ощущается болтанка. Но пилоты часто летают в таких условиях, и особой сложности это не представляет», – рассказал Руслан.

В свою очередь Александр отметил, что опасность представляют сдвиги ветра в то время, когда самолет идет на посадку. «Тут есть свои градации – при слабом и умеренном сдвиге садиться разрешается. Это тяжело, но допустимо. А вот при сильных сдвигах самолету садиться нельзя. Сдвиг ветра – это кратковременное явление, но иногда приходится идти на второй круг, чтобы переждать его», – объяснил Александр.

Также, по его словам, сильное движение воздушной массы может вызывать болтанку. При этом, отмечает пилот, летать при турбулентности хоть и неприятно, но допустимо.

«У турбулентности тоже есть свое разделение – на слабую, умеренную и сильную. При слабой и умеренной можно летать. На безопасность полета это влияния не оказывает. Но иногда встречается сильная турбулентность. При ней летать нельзя, хотя самолет и может выдержать такую нагрузку. Я никогда за все 20 лет с этим не сталкивался. На тренажере только. При сильной турбулентности люди с кресел вылетают», – заметил Александр.

Самолет всегда защищают от обледенения

Не секрет, что самолеты обрабатывают специальной противообледенительной жидкостью. Казалось бы, на севере в холодное время года это должны делать обязательно. Однако, как рассказывают пилоты, даже когда на улице минус 40, эту химическую жидкость могут и не использовать. По их словам, в этом нет ничего страшного.

«Если воздух сухой, то даже при высоком минусе обледенения не будет. Просто так использовать противообледенительную жидкость нет смысла – для авиакомпании это и деньги, и время. Определяют, нужно или нет ее использовать, командир и техники. Если хоть одна сторона говорит, что надо, то значит, обязательно используют», – пояснил Александр.

Руслан также призвал пассажиров не пугаться, если самолет не обработали.

«Значит, в данный момент в воздухе и на земле нет условия для обледенения. Коэффициент сцепления с полосой постоянно измеряется, чтобы не допустить его уменьшения ниже критического значения. За этим строго следит наземный персонал», – заявил Руслан.

Сильные осадки могут привести к авиакатастрофе

Пилоты подтвердили, что любые сильные дожди и снегопады усложняют перелет. Во время осадков сильно ухудшается видимость. Однако, говорят эксперты, пассажирам переживать не стоит: пилоты умеют управлять самолетом в таких условиях, поэтому об авиакатастрофах беспокоиться не стоит.

«Сильный дождь или снег ухудшают аэродинамические характеристики самолета, но незначительно. Обычно такие осадки сопровождаются уменьшением видимости, но современные самолеты и аэропорты позволяют выполнить посадку почти «вслепую», – рассказал Руслан.

Впрочем, Александр добавил, что при совсем сильных осадках полет могут запретить. Также, по его словам, опасность представляет собой сильный град – но не для пассажиров, а для авиакомпании.

«Град может пробить в самолете вмятины. Для авиакомпании это дорого. При этом проблемы потом возникают у летчиков, ведь они должны выявлять такие случаи и избегать их. А для пассажиров это просто неприятно. Пошумит, и все», – подчеркнул Александр.

Пилоты всегда избегают молний

Тут мнения пилотов, опрошенных «ФедералПресс», разошлись. Руслан заявил, что молния неопасна. Он объяснил, что на самолете есть специальный радар, благодаря которому можно обойти зоны опасных метеоявлений – грозу, мощную кучевую облачность, градообразования, зоны интенсивных осадков и турбулентные зоны.

«Случаев попадания молний у меня не было, но само это явление не так опасно. Да и зимой встретить молнию практически невозможно», – заметил Руслан.

Однако Александр утверждает, что молния может быть опасна. По его словам, на самолетах, конечно, стоит защита, но в редких случаях молнии могут быть такие сильные, что защита на них просто не рассчитана.

«Молния – это большой разряд тока. Гарантии стопроцентной нет. То есть 99 %, что самолет все-таки выдержит молнию. Современные самолеты хорошо защищены. Но от 1 % никто никогда не застрахован», – заявил Александр.

Фото:pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.