Top.Mail.Ru
Промышленность
Россия
0

Убытки, штрафы и простой. Проблемы у предприятий «Мечела» растут как снежный ком

«Мечел-Сервис», сбытовая «дочка» группы «Мечел», поставила свыше 5 тыс. тонн арматуры для строительства жилого района «Салават Купере» в Казани. Тоннаж впечатляющий, однако за позитивными пресс-релизами скрывается непростое положение дел на предприятиях «Мечела», навевающее грустные мысли. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Чем больше выплавка, тем ниже рентабельность

Вас интересует сортовой прокат из нержавеющей или легированной стали? А фасонные профили обыкновенного качества? Тогда добро пожаловать на металлургический комбинат «Ижсталь» в столице Удмуртии. Именно здесь они и производятся.

В текущем году дела на «Ижстали» вроде бы идут хорошо. В сентябре на предприятии завершился капитальный ремонт сталеплавильного комплекса, включающего в своем составе дуговую печь, машину непрерывного литья заготовок, агрегат «ковш-печь» и установку вакуумирования стали. Его мощность равняется 300 тыс. тонн стальной заготовки в год. Она идет на прокатные станы «Ижстали» и отправляется на Белорецкий металлургический комбинат и «Уральскую кузницу» (оба входят в «Мечел»).

За 9 месяцев 2018 года «Ижсталь» увеличила выпуск продукции на 3 % до 328 тыс. тонн. Поставки на экспорт расширились на 81 % до 42 тыс. тонн, остальное было отгружено российским клиентам.

Позитивные производственные итоги не коррелируют с финансовыми: в январе-сентябре убыток «Ижстали» вырос в 4,3 раза до 634,890 млн рублей, хотя ее выручка тоже поднялась на 15,5 % до 15,638 млрд рублей. Столь парадоксальные результаты можно теоретически объяснить подорожанием сырья и ферросплавов, колебаниями курса рубля. И непонятно, какие перспективы у «Ижстали» в дальнейшем. Она будет расширять выплавку и прокатку стали, одновременно наращивая убыток? Надолго ли у «Ижстали» хватит сил?

Грузооборот идет вниз

Небезынтересно обстоят дела у принадлежащего «Мечелу» речного порта «Камбарка», входящего в число крупнейших в бассейне Камы. Согласно информации на сайте «Мечела», через «Камбарку» грузы и «Мечела», и сторонних компаний по водным артериям нашей страны направляются к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям. Железнодорожные пути «Камбарки» по отдельной ветке примыкают к Транссибирской магистрали. Причальная стенка имеет длину 620 м, погрузка и разгрузка судов ведется восемью портальными кранами.

Вот только, возможно, «Камбарка» недозагружена и нерентабельна. Проанализировав ее отчетность, мы увидим падение выручки порта в минувшем году на 50 % до 68,734 млн рублей, перевалки грузов – в 2,1 раза до 492 тыс. тонн! Правда, убыток сократился на 11,6 % до 69,154 млн рублей. В структуре грузооборота в 2016 году доминировал щебень (54 %), в 2017 году – кокс (40 %). Квартальные отчеты «Камбарка», к сожалению, не публикует.

В ее последнем пресс-релизе, датированном февралем 2018 года, говорится о «дорожной карте», подписанной между «Мечелом» и правительством Удмуртии. В ней упоминается про большой потенциал «Камбарки» как «части городского транспортно-логистического центра». Причем перспективным направлением сотрудничества «Мечела» и региона названа выдача порту лицензии на освоение нового месторождения песчано-гравийной смеси.

Вероятно, перевалка грузов для «Камбарки» перестает быть приоритетной, ей приятнее добыча и продажа песка и гравия. В подобном случае не проще ли вообще отказаться от портового бизнеса и сосредоточиться на добыче нерудных полезных ископаемых?

85ad24d9461ea30dea8b37f4e2fca38b.jpg

Все тайное становится явным

У «Мечела» есть металлургическое предприятие, простаивающее на протяжении нескольких лет и, похоже, живущее своей собственной жизнью, – Южно-Уральский никелевый комбинат («Южуралникель»).

«Мечел» остановил «Южуралникель» в декабре 2012 года из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке никеля. Ранее, в октябре 2011 года, на «Южуралникеле» была торжественно запущена электропечь для выплавки 4,5 тыс. тонн ферроникеля в год. В будущем предполагалось установить еще три электропечи.

Их применение было призвано отказаться от передела в шахтных печах и снизить издержки. Не помогло. «Южуралникель» подкосило падение мировых цен на металл ниже 20 тыс. долларов за 1 тонну, плохая сырьевая база в виде латеритных месторождений с низкими содержаниями никеля.

Летом Орская межрайонная природоохранная прокуратура объявила результаты проверки на «Южуралникеле» объектов размещения отходов, и, как выяснилось, из эксплуатации они не выведены, мониторинг за загрязнением окружающей среды на них не велся в течение всего 2017 года, его программа не разрабатывалась. Поэтому было возбуждено дело об административном нарушении, и управлением Росприроднадзора по Оренбургской области «Южуралникелю» выписан штраф на сумму 200 тыс. рублей. Представитель «Южуралникеля» обжаловал его в Ленинском суде Орска, снизвшем размер взыскания до 150 тыс. рублей.

Удивительна ситуация и с финансовым состоянием «Южуралникеля». В декабре 2017 года его совет директоров принял решение о выдаче компании «Мечел-Майнинг» (управляет горнодобывающими предприятиями «Мечела») займа в размере 902,496 млн рублей. Простаивающий комбинат оказался чрезвычайно богатым...

Собственная несобственность

Донецкому электрометаллургическому заводу (ДЭМЗ), в отличие от «Южуралникеля», повезло еще меньше – в июне 2016 года совет министров ДНР принял распоряжение о введении временной государственной администрации на весь его имущественный комплекс и создании на его основе Юзовского металлургического завода.

ДЭМЗ имеет бурную историю – он был сформирован на базе электросталеплавильного, обжимного и копрового цехов Донецкого металлургического завода в ходе его реструктуризации и неоднократно менял владельцев.

В декабре 2011 года «Мечел» приобрел 100 % акций ДЭМЗа у холдинга «Эстар» за 537 млн долларов с отсрочкой платежа в 7 лет. Руководство «Мечела» посчитало его привлекательным активом – его мощность равна 1 млн тонн стали в год, в его продуктовую линейку входят круги большого диаметра из специальных марок стали, востребованные в Европе и США.

Год спустя «Мечел» остановил ДЭМЗ по причине неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Потом «Мечел» пытался избавиться от него, искал покупателей и в конце концов потерпел неудачу. Стоять бы ДЭМЗу долго-долго, если бы на Донбассе не случилась революция и власти ДНР не вознамерились забрать его себе. И вроде бы в ноябре 2017 года «преемник» ДЭМЗа Юзовский металлургический завод даже заработал.

Рассказать про реальное положение дел в порту «Камбарка», на «Южуралникеле» и ДЭМЗе могла бы пресс-служба «Мечела». Увы, на запрос «ФедералПресс» развернутых ответов от нее не последовало. Пресс-служба «Ижстали» также промолчала.

Фото: Pixabay.com

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.