В России две проблемы – плохой менеджмент и никуда не годные дороги. Есть еще и третья – некачественные товары, изготовленные недобросовестными производителями и приобретаемые желающими сэкономить потребителями. В результате страдают все. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Сухие цифры, реальные тенденции
На российском рынке полно контрафактной продукции. Мы заливаем в баки автомобилей некачественный бензин, мы носим непонятно где сшитую одежду и едим продукты, которые могут быть опасны для здоровья. «Зачастую то, что написано на этикетке упаковки товара или сырья, использовавшегося для его производства, не соответствует тому, что есть на самом деле», – посетовал заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов на состоявшейся в ТАСС пресс-конференции «Антиконтрафакт-2018»: новый этап борьбы с нелегальным оборотом продукции».
Скажем, за лейблом какого-нибудь известного иностранного производителя верхней одежды в реальности может скрываться продукция, изготовленная на маленькой швейной фабрике в Подольске. Аналогичным образом обстоят дела с продовольствием и медикаментами.
По словам Виктора Евтухова, на сегодняшний день доля контрафактной продукции в легкой промышленности достигает на внутреннем рынке 23 %, среди продуктов питания – 20 %, лекарств – 10 %. Поэтому государство вынуждено прикладывать большие усилия для борьбы с поставщиками и продавцами всякой дряни, и, в принципе, положительные результаты уже есть.
В 2015 г. доля незаконного оборота продукции легкой промышленности достигала 31 %, или 1 трлн рублей, в 2016 г. – 25,6 %, или 900 млрд рублей, в 2017 г. – 21 %, или порядка 720 млрд рублей.
Положительной динамики удалось добиться благодаря реализации комплекса мер – совершенствованию действующего законодательства, грамотной работе с бизнес-сообществом и потребителями, использованию мер ответственности и внедрению обязательной маркировки. Более того, к 2024 г. список товаров и изделий, подлежащих маркировке, должен быть существенно расширен.
«Планируем ввести маркировку рабочей одежды, верхней одежды разного ассортимента, туалетной воды. Это все в рамках эксперимента. Будут также маркироваться бытовые приборы типа фотоаппаратов. Плюс будут шины, покрышки. Безусловно, необходимо будет вводить маркировку авиационных деталей. Обязательно также труб, проблема там существует очень большая», – сказал Виктор Евтухов.
И как ни удивительно, трубы в нашей стране подделывают, вернее, выдают бывшие в употреблении за новые. «Мы выявили большую проблему наличия контрафактных труб. Труба, подлежащая замене, не должна снова использоваться, она должна идти на металлолом. Но ее обрабатывают в кустарных условиях и снова продают. Это проблема, которую озвучили из трубной промышленности. Мы считаем, что эта продукция тоже должна будет маркироваться, – добавил он.
Впрочем, что там трубы. Роспотребнадзор в течение шести месяцев проводил масштабную проверку точек по реализации немаркированных меховых изделий, выявив тем самым огромное количество подделок.
Казалось бы, что плохого, если из Китая привезти меховую шубу без маркировки? Она же будет стоить дешевле, чем «стандартизированная», мех у нее хороший. Вот только мех может содержать личинки насекомых, способные его быстро «подстричь», после чего шубу остается лишь выбросить или подарить бездомным.
Информация правит миром
Между тем имеет место проблема так называемой легальной фальсификации – выпуск продукции с «традиционными» названиями, но, по техническим условиям, предъявляющими к ее качеству более легкие требования, нежели государственные стандарты.
«Мы провели исследования молочного шоколада и в 25 % случаев не обнаружили ни молока, ни шоколада, только заменители какао-бобов, – констатировал Максим Протасов, руководитель АНО «Российская система качества» («Роскачество»). – Каждая вторая пачка йодированной соли содержала в 80 раз меньше йода, чем необходимо для суточной потребности человека».
Даже с сосисками не все ладно. На днях «Роскачество» завершило исследование качества молочных сосисок, и в каждом десятом образце было выявлено превышение концентрации антибиотиков.
К сожалению, в российском законодательстве нормативно не закреплено применение высокоточных методов контроля качества, например, изотопного: они могут точно определить, из чего сделан коньяк – из виноградного спирта или подкрашенного зернового.
«Буквально 10 дней назад прошло важное совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, давшего поручение о создании единой информационной системы безопасности и прослеживаемости продукции, – поделился Максим Протасов. – В настоящее время существует разрыв между информационными системами контрольно-надзорных органов. Мы понимаем, каким образом контролируется сырье растительного происхождения, каким – готовая продукция, однако сочленение между базами отдельных органов в настоящий момент достаточно слабое».
Не будет лишним учесть и международный опыт, в частности, в США четко определено, какая вода считается родниковой. И там отштрафовали на крупную сумму компанию, поставлявшую воду из родников, которые, как выяснили проверяющие, давно иссякли.
Недавно же Всемирный банк проводил оценку ущерба, причиняемого сбытом фальсифицированных и контрафактных изделий, и она оказалась ошеломляющей – 100 млрд долларов в год! Колоссальные потери для глобальной экономики, хотя их вполне можно избежать.
Поэтому и необходимо маркировать и меховые шубы, и стальные трубы, и продукты питания, и духи – для пользы всем: потребители будут уверены, что не приобретают кота в мешке, производители подтвердят соответствие качества своей продукции стандартам, государство же получит налоги.
Фото: Pixabay.com