Не первый год в России ходит слух о возможной отмене транспортного налога. Однако пока упразднения этого вида сборов, увы, не произошло. Владельцы автомобилей ежегодно получают «письма счастья» и платят положенные суммы. Однако размер выплат в регионах разнится, порой – существенно. Редакция «ФедералПресс» разбиралась, в каком регионе России налоговая нагрузка на автовладельцев выше всего.
Что такое транспортный налог?
Транспортный налог – это сбор, который платят собственники автомобилей (как физические, так и юрлица). Налог имеет региональный статус – эти средства поступают в местные бюджеты. Правила сбора определяются на федеральном уровне, они прописаны в Налоговом кодексе РФ. Прочие параметры (к примеру, размер ставки по налогу) определяют местные органы власти.
К примеру, базовую ставку налога для каждого региона определяет государство. Регионы могут менять эту ставку – однако увеличить ее они могут не более чем в 10 раз. Базовые ставки, как правило, зависят от мощности автомобиля – чем мощнее авто, тем выше ставка налога.
Также размер выплат зависит от возраста авто и его стоимости. Для дорогих машин (стоимостью от 3 млн рублей) к ставке транспортного налога применяются повышающие коэффициенты. Перечень таких авто размещается на сайте Минпромторга РФ.
Рейтинг самых высоких и самых низких базовых ставок
По мнению экспертов, наиболее распространенной в России является категория легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил (л. с.).
Самая ощутимая налоговая нагрузка на владельцев таких авто ложится в Сахалинской области, Татарстане, Башкортостане, Республике Марий Эл, Курской и Вологодской областях. В этих регионах ставка составляет 25 рублей за л. с., ежегодная выплата может достигать 2,5 тыс. рублей.
На втором месте находится Северная столица – Санкт-Петербург. Ставка составляет 24 рубля за лошадиную силу, сбор за владение автомобилем в год составит 2,4 тыс. рублей.
Существенные выплаты приходится делать и жителям Пензенской (21 рубль за л. с.) и Тамбовской областей (20 л. с.).
Самая низкая налоговая нагрузка зафиксирована в Калининградской области – ставка в 2,5 рубля на лошадиную силу. Таким образом, хозяева авто мощностью до 100 «лошадей» выплачивают по 250 рублей в год.
До 500 рублей в год также платят жители Красноярского края, республик Крым, Тыва и Ингушетия, Чукотского и Ханты-Мансийского автономного округов, Калужской и Оренбургской областей, а также Забайкальского края.
Нагрузку в остальных округах можно назвать умеренной – от 5 до 20 рублей за одну л. с.
Самые мощные платят больше всех
С возрастанием мощности двигателя легковушки растет и ставка по транспортному налогу. К примеру, в Башкортостане ставка для авто мощностью от 101 до 150 л. с. составляет 35 рублей, от 151 до 200 – 50 рублей, от 201 до 250 – уже 75 рублей. Дороже всего обходятся машины с двигателем мощностью выше 251 л. с. – ставка составляет 150 рублей, размер ежегодной выплаты стартует с 37,65 тыс. рублей.
К слову, 150 рублей за лошадиную силу – это максимальная базовая ставка. Выплаты для хозяев мощных авто на таком уровне установлены в 43-х регионах России. В частности, в Калмыкии, Карелии, Коми, Мордовии, Татарстане, Чувашии, Краснодарском крае, Челябинской области, в Санкт-Петербурге.
А некоторые – меньше всех
Однако на реальное положение вещей влияет не только базовая ставка и мощность автомобиля. Напомним, регионы сами определяют параметры и условия сбора транспортного налога. Поэтому решающее значение на сумму выплат оказывает политика властей.
Как правило, во всех регионах предоставляются льготы тем категориям населения, которые нуждаются в поддержке: многодетным семьям, ветеранам ВОВ и героям Советского Союза, инвалидам, военнослужащим. Как правило, в таких случаях россиян освобождают от уплаты налога.
Однако некоторые регионы делают куда более сильные послабления местным жителям. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе на протяжении долгого времени все владельцы авто мощностью до 150 л. с. были освобождены от уплаты налога.
Тем не менее власти со временем ощутили нехватку средств. Всего на территории округа зарегистрировано 147,7 тыс. владельцев машин. Из них льготы предоставлялись 121,8 тыс. человек. В результате за семь лет бюджет недобрал 2 млрд рублей.
С 2019 года налог будет повышен, однако точечно: теперь хозяева машин мощностью до 150 л. с. будут платить лишь 30 % от ставки. К примеру, для категории авто мощностью до 100 л. с. государство установило умеренную ставку – 15 рублей за л. с. Таким образом, объем выплат падает до самых низких уровней в России – 450 рублей за машину.
Отметим, к такому же выводу пришли ямальские парламентарии. В пресс-релизе Законодательного собрания ЯНАО уточняется, что в сравнении с другими субъектами России налоговая нагрузка на гражданина Ямала будет самой низкой. Показатель составит не более 0,1 % от годового дохода. Для сравнения, в Ханты-Мансийском автономном округе этот показатель составляет 0,13 %, в Чукотском автономном округе – 0,2 %, в Москве – 0,42 %, в Санкт-Петербурге – 0,8 %, в Курганской области – 1,33 %.
Для сравнения, в других северных регионах действую иные правила. Так, в Архангельской области, Приморском и Камчатском краях, в Коми не имеют льготы по уплате транспортного налога даже многодетные семьи и пенсионеры по старости. В Якутии льгот по транспортному налогу лишены ветераны труда и боевых действий, а также чернобыльцы.
В Архангельской области преференции предоставляются в основном юрлицам. В Амурской области помимо льготных категорий населения послабление сделано только для почтовых организаций.
Фото:nalog.ru