Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Деньги на ветер. Как РЭЦ «помогает» наращивать экспорт

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», – пелось в популярном в 1920–1930-х годах «Марше авиаторов». Сейчас в России полно мастеров рассказывать сказки про светлое будущее, причем этим выгодным делом занимается даже специально учрежденная организация. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Не сырье – на экспорт!

Внутренний рынок России слабоват и особых предпосылок к расширению не демонстрирует. Соответственно, надо развивать экспорт, генерирующий хорошую валютную выручку. Именно для его стимулирования в 2015 году в структуре Внешэкономбанка был создан Российский экспортный центр (РЭЦ), призванный предоставлять экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки.

Возглавлять столь значимую структуру не мог абы кто, поэтому рулить РЭЦ доверили Петру Фрадкову (сыну Михаила Фрадкова, бывшему тогда главой Службы внешней разведки), смененному в 2018 году кадровым чиновником Андреем Слепневым. Трудится он недолго, зато уже делает громкие заявления.

На днях Андрей Слепнев сообщил ТАСС радостную весть: по итогам 2018 года вывоз из России несырьевых неэнергетических товаров вырастет на 17 %, до 148–149 млрд долларов. Ранее в мае президент Владимир Путин поручил правительству довести к 2024 году их поставки до 250 млрд долларов, из них продукции машиностроения – 50 млрд долларов, агропромышленного комплекса – 45 млрд долларов, услуг – 100 млрд долларов.

Осталось чуть поднажать, и заветная отметка будет покорена. Не тут-то было. В будущем подъем экспорта будет потруднее. «Это, конечно, хорошо, но это означает, что дальнейший прирост будет гораздо более тяжелым, нежели двухлетний рост, который мы видели на фоне компенсации после кризиса», – отметил Андрей Слепнев (его словам цитирует ТАСС).

Надо сказать, РЭЦ уже не может достичь ранее намеченных целей, озвученных на его сайте: среди его стратегических ориентиров к 2019 году значится «Объем поддержанного экспорта превысит 34 млрд долларов». К 2019 году означает «по итогам 2018 года», не так ли?

«ФедералПресс» решил изучить деятельность РЭЦ и направил письменный запрос в его пресс-службу. В ее ответе говорится, что данные цифры претерпели изменения (имелось в виду 34 млрд долларов). Целевой объем, установленный советом директоров РЭЦ (как один из общекорпоративных показателей эффективности) и предписанный федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» – 16 млрд долларов. И добавляется: «Мы прогнозируем выполнение показателя».

Теперь обратимся к стратегии РЭЦ, подписанной в 2017 году премьер-министром Дмитрием Медведевым. В ней указанный показатель на 2018 год определен в размере 29,7 млрд долларов. И на него РЭЦу также не выйти – до Нового года осталось менее месяца, упущенное не наверстать.

Сделано как сделано

Еще интереснее осуществляемая РЭЦ программа Made in Russia. В пресс-службе РЭЦ по ее поводу сообщили: «С 2017 года Российский экспортный центр реализует программу Made in Russia («Сделано в России»), призванную помочь лучшим производителям России выйти на международные рынки и гарантировать зарубежному потребителю безопасность и качество товаров. Проект предусматривает рекламное и информационное сопровождение за рубежом, маркетинговые исследования позиционирования российских товаров на международных рынках. Доступ к инструментарию поддержки получают компании, прошедшие строгую и бесплатную для заявителя двухуровневую систему сертификации. На сегодняшний день сертифицировано более 500 товарных позиций, функционирует электронный каталог экспортной продукции под брендом Made in Russia www.madeinrussia.com, работает специальный YouTube-канал для публикации видеороликов о компаниях, участвующих в программе. С 1 октября 2017 года стартовала рекламная кампания в 11 странах мира (Китай, Индия, Иран, Вьетнам, Индонезия, Аргентина, Германия, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан) по продвижению российских предприятий и товаров под маркировкой Made in Russia».

Посетим сайт Made in Russia и изучим его повнимательнее. Сразу возникают вопросы: по каким принципам формировалось его содержание? Кто его составлял? Например, в разделе «Металлообработка» сообщается, что к ее продукции относятся металлоконструкции, трубы, проволока, профили, детали, крепеж, инструменты, бытовые изделия. Ее вклад в российский экспорт составил около 3 млрд рублей за I полугодие 2017 года.

Позвольте, у нас за окном конец 2018 года, а на портале Made in Russia все еще 2017 год? В РЭЦ время остановилось навсегда? Просто волшебники! Раз – и остановили ход часов. Или забыли обновить данные?

Далее рассказывается про «Евраз». Оказывается, он – главный поставщик рельсов для РЖД и за пару лет увеличил экспорт (видимо, рельсов) с 0 до 100 тыс. тонн и не намерен сбавлять обороты. Очень увлекательно, только «Евраз» традиционно относится к металлургическим компаниям и от металлообработки в ее правильном понимании весьма далек. Или, может, в РЭЦ знают про него что-то эдакое, недоступное простым смертным?

Пройдемся далее и посмотрим, какие компании упоминаются в данном разделе: «Альтернатива», «Росскат», «Тяжстанкогидропресс» и др. Про «Росскат» прямо написано: «Производитель катодной и анодной меди, медной катанки, проволоки, контактных проводов и других современных кабельно-проводниковых изделий». Приехали… «Росскат», как и «Евраз», входит в состав металлургической отрасли. «Тяжстанкогидропресс» вообще относится к станкостроению.

Не менее причудлив каталог товаров. В разделе «Строительные материалы» можно увидеть дрели, перфоратор, угловую шлифовальную машину и комбинированную торцовочную пилу, выпускаемую «Интерсколом-Алабуга», полипропиленовые фитинги и трубы для канализации от «Синикона», чугунные трубы ЛТК «Свободный сокол». Но продукция «Интерскола-Алабуга» – все-таки строительный инструмент, ЛТК «Свободный сокол» – металлургическое предприятие.

Куда уходят деньги...

Оставим в покое сайт Made in Russia и обратимся к рекламному продвижению отечественных экспортеров: в июне 2017 года РЭЦ и телеканал Russia Today подписали по его поводу соответствующее соглашение. Russia Today взял на себя обязанность пиарить «зонтичный бренд» Made in Russia за пределами нашей родины, задействуя все имеющиеся инструменты, начиная от создания онлайн-спецпроектов и рекламных роликов и заканчивая распространением информации о бренде по партнерам и подписчикам собственного международного видеоагентства.

Соглашение предусматривает какие-то действия, и не за спасибо. Следовательно, РЭЦ и Russia Today могли заключить контракт, и вряд ли на мизерную сумму. Вероятно, речь шла о 100–200 млн рублей.

И каковы практические результаты соглашения? Почувствовала ли отечественная промышленность на себе благоприятное влияние рекламы на Russia Today? На портале РЭЦ информации отыскать не удалось, Russia Today опубликовал небольшое число новостей про деятельность РЭЦ, и все. Возможно, были сюжеты про РЭЦ, однако, пиар РЭЦ не есть пиар экспортеров.

Да и их поддержка выглядит странной. Скажем, в октябре нынешнего года входящий в состав РЭЦ «Росэксимбанк» подписал с банком «Асака» и «Узпромстройбанком» (Узбекистан) кредитные соглашения на сумму свыше 140 млн евро. Они будут направлены на строительство Ташкентского металлургического завода (ТМЗ), его подрядчиком выступает российская группа «Метпром», взявшая на себя проектирование производственных линий и инфраструктурных объектов, поставку оборудования и его гарантийное обслуживание, обучение работников.

Казалось бы, вот наглядная помощь экспортерам. Правда, в бочке меда имеется и ложка дегтя. Оборудование для ТМЗ изготовит итальянская компания Danieli, лидер мирового металлургического машиностроения, арматуру для сооружения будущего предприятия можно заказать на «Узметкомбинате» или на «АрселорМиттал Темиртау» (Казахстан), поставщики металлоконструкций в Средней Азии водятся, не обязательно стройматериалы везти из России. Выходит, РЭЦ помогает проекту, который не принесет ни крупных заказов отечественным заводам, ни особых доходов в казну России?

Или взять вышеупомянутый экспорт несырьевых неэнергетических товаров. РЭЦ готов поддерживать компании, выпускающие фанеры, бумагу, пиломатериалы. Они к сырью не относятся, хотя как посмотреть: фанеру можно считать сырьем для изготовления мебели, бумагу – для упаковки, пиломатериалы – для дач. И ежели их поджечь – они дадут много энергии.

Наконец, непонятно, сколько выручки и прибыли получает РЭЦ. На его сайте финансовых отчетов нет. Что скрывать организации, трудящейся на благо родины? И, кстати, Внешэкономбанк планирует передать РЭЦ в собственность России. Похоже, его содержание стало обременительным. Теперь его будут финансировать за счет налогов с беднеющего населения и борющейся с проблемами промышленности, не иначе.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.