Есть в нашей стране автомобильный завод, расположенный как бы в отрыве от нее. Речь идет об «Автоторе», находящемся в Калининградской области, своего рода российском анклаве в Прибалтике. И уж больно непрозрачен он в информационном плане, хотя пресс–релизов публикует предостаточно. Словно прячет что–то. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Давнишний проект
В российском автопроме все хорошо: за 11 месяцев Федеральная служба государственной статистики зафиксировала рост производства легковых машин на 15,1 %, до 1,4 млн штук, автобусов – на 16 %, до 27 тыс. Позитивную картину слегка подпортили грузовики: их выпуск снизился на 2,8 %, до 140 тыс. штук.
«Выпуск легковых автомобилей в России в ноябре 2018 года по сравнению с ноябрем 2017 года вырос почти на 18,5 %, а за 11 месяцев – на 15,1 %. По итогам 2018 года можно ожидать роста также примерно на 15 % – с 1,4 млн штук в 2017 году. Позитивная динамика связана в основном с ростом производства легковых автомобилей на заводах АвтоВАЗа в Ижевске и Тольятти, Hyundai Motor в Санкт–Петербурге, Toyota Motor в Санкт–Петербурге и компаний группы «Автотор» в Калининграде. Например, «Автотор» намерен в 2018 году выпустить почти в 1,5 раза больше легковых автомобилей, чем в 2017 году. Спад на российском авторынке наблюдается в производстве отдельных типов автотехники, например, автобусов. Возможно, что в начале 2019 года некоторые автозаводы могут ввести дополнительные каникулы или дни простоя из–за ожидаемого снижения платежеспособного спроса на фоне падения реальных доходов и повышения НДС», – оценил положение дел автомобильный эксперт, автор блога @autotestlife Алексей Захаров (орфография и пунктуация здесь и далее сохранены).
Одновременно на заводах на конвейеры выходили новые модели автомобилей. Например, калининградский «Автотор» в ноябре приступил к серийному производству BMW X4 второго поколения. Перед его стартом из Германии приехали для аудита специалисты BMW. «На этапе выпуска пилотной партии автомобилей BMW X4 путем случайной выборки была проведена проверка готовой продукции, по результатам которой зафиксированы высокие показатели качества произведенных автомобилей, – сообщалось в пресс–релизе «Автотора». – Количество незначительных замечаний не превысило даже минимального порога допустимых значений».
Прекрасный результат! Спору нет, выпуск перспективных моделей – дело хорошее, только, помнится, году эдак в 2015–м в ходе заседания совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области тогдашний губернатор Николай Цуканов заявил о намерении оказать поддержку «Автотору» в проекте строительства целого автомобильного кластера.
На бескрайних просторах российского интернета удалось разыскать аж три презентации, посвященные инвестиционному проекту кластера, задуманного «Автотором». В самой ранней из них, датированной 2012 годом, говорится о локализации производства не менее 15 заводов по изготовлению комплектующих изделий и компонентов. Предусматривались две очереди реализации проекта. На первой должны быть созданы портовый терминал и мощности по сварке, окраске и сборке машин в количестве до 150 тыс. штук в год, на второй их намечалось довести до 250 тысяч. В денежном выражении выпуск продукции будущего кластера оценивался в 300 млрд рублей.
Претворение в жизнь столь сложного проекта потребовало бы значительного объема научных и конструкторских работ, испытания локализуемых агрегатов и узлов, поэтому планировалось учредить инженерно–научный центр в кооперации с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта (БФУ) и другими учебными и научными структурами.
Плюс «Автотор» хотел организовать учебно–образовательный комплекс для профессиональной подготовки специалистов, начиная от старшеклассников в профильных классах в школах и заканчивая студентами автомобильного факультета БФУ. В его состав должен был входить международный центр по освоению выпуска новых моделей машин. И, наконец, «Автотор» намеревался выстроить экопоселок для проживания 50 тыс. сотрудников кластера и членов их семей.
Столь масштабная задача не могла не потребовать адекватных капитальных вложений. Объем необходимых для строительства автомобильного кластера средств оценивался в сумму свыше 118 млрд рублей, из них доля собственных средств «Автотора» – «ничтожные» 21 млрд рублей, остальное предполагалось привлечь за счет партнеров, коммерческих банков и других. Cрок окупаемости – 8 лет.
Без льгот жить нельзя на свете, нет...
Пока никакого автомобильного кластера не наблюдается, мечты, вероятно, остались на бумаге. В пресс–службе «Автотора» заявили (орфография и пунктуация ее комментариев здесь и далее сохранены): «Автотор последовательно наращивает производственные мощности, которые на сегодняшний день рассчитаны на производство 250 тысяч. автомобилей в год. С учетом актуальных задач развития отечественной автомобильной промышленности Автотор в приоритетном порядке реализует проекты по созданию мощностей для производства автомобилей по полному циклу и дальнейшему углублению технологии производства. А также проекты, направленные на реализацию программы повышения локализации производства и развитие экспортного потенциала. Реализация обязательств Автотор идет в соответствии с утвержденным графиком».
Известно, что в 2015 году «Автотор» собирался заморозить около половины мощностей и провести сокращение трудового коллектива из–за спада заказов на автомобили и решение американской General Motors полностью прекратить сборку машин на «Автоторе». Вдобавок в апреле 2016 года должен был перестать действовать закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», лишая резидентов права беспошлинно импортировать сырье и экспортировать продукцию.
Без таможенных льгот шансов выжить у «Автотора» не было; по сведениям РБК, правительство изыскало для него 13 млрд рублей на компенсацию потерь преференций. В 2017 году «Автотору» явно полегчало, и вроде бы он собрался возвести четыре предприятия, потратив на них до 45 млрд рублей, о чем писал «Коммерсантъ».
Похоже, идея «Автотора» осталась не претворенной в жизнь. BMW рассматривала вопрос о строительстве с ним совместного завода и отказалась от сотрудничества. Руководство Калининградской области лоббирует организацию в регионе завода двигателей Hyundai и производств автокомпонентов для BMW и Daimler. По всей видимости, оно действует в интересах «Автотора», но без получения специального инвестиционного контракта (СПИК) с места дело вряд ли сдвинется. И собственно сам «Автотор» желает обзавестись СПИКом, гарантирующим стабильность налоговой нагрузки на все время его действия. Иными словами, в случае повышения налогов в России для него они останутся неизменными.
«Группа «Автотор» выпускает автомобили по долгосрочным контрактам с крупными иностранными автопроизводителями, среди них BMW, Hyundai, Kia. Таким образом российская группа планирует объемы производства на основании соглашений с другими автопроизводителями. Возможно, что завершение льготного налогового режима для «Автотора» может негативно повлиять на его объемы производства в будущем. Вполне вероятно, что долгосрочный СПИК позволит сохранить большинство льгот с учетом планов по организации совместно с BMW предприятия по выпуску автомобилей по полному производственному циклу. В настоящее время «Автотор» выпускает большинство моделей автомобилей BMW, Hyundai и Kia в режиме крупноузловой сборки (SKD) с низким уровнем локализации», – считает Алексей Захаров.
«ФедералПресс» уточнил в «Автоторе», для какого именно проекта ему понадобился СПИК. «По этому вопросу ведется содержательная планомерная работа. Какие–либо комментарии до принятия окончательных решений по подписанию документа считаем нецелесообразными, – среагировали в компании. – Предметом специального инвестиционного контракта является модернизация действующих и создание новых мощностей по производству легковых и грузовых автомобилей со сваркой и окраской кузовов в целях повышения уровня локализации и добавленной стоимости продукции, производимой на территории РФ».
Но напрашивается закономерный вопрос: может ли «Автотор» вообще существовать без льгот? Он и был–то основан в 1996 году в формировавшейся Калининградской особой экономической зоне бывшим первым заместителем премьер–министра СССР Владимиром Щербаковым, пересевшим после отставки в удобное кресло президента Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям (вместе с ним туда попали еще несколько видных советских деятелей). Деньги там крутились серьезные, связи имелись. Было куплено в Греции оборудование автосборочного завода. Последующая история «Автотора» многократно описана, и нет смысла ее повторять (Forbes ее подробно осветил в 2013 году).
Будущее скрыто в тумане неопределенности
Хотя, как было отмечено выше, выпуск легковых автомобилей в России расширился, нельзя исключать спада рынка из–за сокращения спроса – безработица увеличивается, цены на продукты растут, население нищает. Сможет ли в случае разрастания экономического кризиса в стране «Автотор» выстоять без поддержки государства – сомнительно. Помогать же ему, не дай бог что случится, опять–таки за счет средств из бюджета, то есть за счет налогов беднеющих граждан.
Кстати, интересно, какие часы носит Владимир Щербаков, сколько они стоят, и может ли подобную марку приобрести кто–либо из простых рабочих «Автотора»? Сомнительно – в отчете «Автотора» за 2017 год указывался размер средней заработной платы аж в 39,8 тыс. рублей! В нынешнем же месяце акционеры «Автотора» решили выплатить сотрудникам, проработавшим на предприятии более года, за успешное выполнение годового плана по запускам в производство новых моделей дополнительную премию: рабочим – по 40 тыс. рублей на человека, инженерам – по 50 тыс. рублей. Несолидно крупнейшему налогоплательщику Калининградской области перечислять членам трудового коллектива столь мизерные деньги.
И еще крайне затруднительно найти сведения о выручке и чистой прибыли. «ФедералПресс» поинтересовался их размером с начала 2018 года, получив в ответ: «Данные по этим показателям мы не раскрываем до представления в установленном порядке и в установленные сроки государственной отчетности». Ладно, подождем.
Тогда как насчет продаж машин, сделанных на «Автоторе», на внутреннем и зарубежных рынках? «Калининградский завод Автотор занимается производством автомобилей и не имеет отношения к продажам автомобилей, произведенных на наших предприятиях. Продажи автомобилей, в том числе произведенных на Автотор, осуществляются представительствами компаний–брендодержателей в России через дилерские центры, – заявили в пресс–службе «Автотора». – В рамках программы развития экспорта начались поставки в страны СНГ легковых и коммерческих автомобилей Hyundai. В планах на 2019 наращивание объемов и расширение номенклатуры экспортируемой продукции, в том числе за счет автомобилей марки KIA».
Раз уж речь зашла про следующий год, любопытно, не ожидают ли в «Автоторе» падения рынка в России (КамАЗ, к слову сказать, планирует снижение продаж машин на 9,5 %), каковы будут его действия, если падение затронет «Автотор», не будут ли увольнять рабочих?
«По прогнозам аналитических структур падение рынка в 2019 году не ожидается. Прогнозируется его рост по отношению к 2018 году на 8–15%. Автотор планирует свое производство, исходя из обозначенных показателей. Сокращение персонала не планируется. В 2014–2015 г. во время кризиса на автомобильном рынке Автотор заключил с коллективом соглашение о снижении объемов работы и, соответственно, заработной платы, при сохранении рабочих мест. Такой политики руководство Автотор и профсоюз работников автомобильной промышленности Калининградской области будет придерживаться и в будущем в случае неблагоприятного развития ситуации на автомобильном рынке. Но надеемся, что с учетом прогнозных перспектив рынка применять ее на практике в ближайшее время не придется», – сообщили в пресс–службе «Автотора».
«Результаты производства и продаж легковых автомобилей в 2019 году будут зависеть в том числе от динамики реальных доходов населения, курса рубля по отношению к доллару и евро, ценовой политики автопроизводителей, кредитных ставок, объемов государственных закупок автотехники. Если в 2018 году рост рынка легковых и легких коммерческих автомобилей может составить около 15 %, то, вероятно, в 2019 году он замедлится до 1–5 %», – предполагает Алексей Захаров.
Будущее покажет, чей прогноз окажется верен, чей нет. Важнее иное: чтобы в случае сужения емкости российского рынка и падения загрузки мощностей автомобилестроительных предприятий, включая «Автотор», не пришлось бы их спасать за счет финансовых ресурсов из государственного бюджета, образуемых за счет налогов со всех юридических и физических лиц.
Фото: Pixabay.com