Национальные цели развития и глобальные тренды стали темой центральной дискуссии на юбилейном Гайдаровском форуме. Представители экспертного сообщества из разных стран, собравшиеся в Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), поделились своим видением ситуации. Оказалось, ошибочно думать, что только Россия сталкивается с серьезными экономическими и социальными вызовами и рисками. Похожие тенденции наблюдаются и в других государствах. А следовательно, существующие и назревающие трудности нужно решать сообща. Позицию авторитетных гостей форума поддержал и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мир сталкивается с многочисленными вызовами. Может казаться, что неравенство доходов, финансовая нестабильность, неопределенность в социальной сфере, демографические и миграционные процессы – это вызовы для России. Модератор пленарной панели Гайдаровского форума, ректор РАНХиГС Владимир Мау попросил авторитетных гостей рассказать о вызовах и рисках, существующих в европейских странах. В итоге спикеры, среди которых политики и ученые, говорили ровно о тех же тенденциях.
Европейские страхи
Министр экономики и финансов Италии Джованни Триа заявил, что сегодня его страну особенно пугают два вызова – финансовая нестабильность и социальная нестабильность. Как избежать их – ответ на этот вопрос пытаются найти на разных уровнях. Более того, по словам Триа, существует «страх финансовой нестабильности», который разделяют во всем Евросоюзе. В Европе опасаются глобализации, распада, увеличения уровня миграции.
Мысль о европейских страхах продолжила министр высшего образования, исследования и инноваций Франции Фредерик Видаль. Она полагает, что основной риск будущего – «нехватка квалифицированных кадров, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру». В определенной мере проблемы несет развитие искусственного интеллекта.
«Серьезные проблемы возникнут в научном мире, которые будут иметь последствия для образования и всего общества», – уверена Видаль.
По мнению эксперта, правительствам стран нужно «поддерживать инновации» и развивать образовательную сферу. Нужно понимать, как и чему учить молодое поколение. Для лучшего понимания того, как отвечать на глобальные вызовы, необходимо опираться на опыт ученых, занимающихся социальными науками. Это, полагает Фредерик Видаль, позволит избежать нестабильности в будущем.
«Социальные науки – это весьма важно. Нам необходимо изыскать пути для наведения мостов между различными научными дисциплинами. Это нужно для воспитания нового поколения исследователей», – отметила Фредерик Видаль.
Председатель парламента Финляндии Паула Рисикко в свою очередь среди основных рисков называет изменения климата, демографические процессы (причем одни страны испытывают перенаселение, другие – нехватку, но и то и другое не способствует стабильному развитию экономики). Кроме того, остро стоит проблема старения граждан.
Глобализация Европы
Европейская экономика сегодня – это полнейшая неопределенность. Итальянский министр Джованни Триа заметил, что еще год назад наблюдалось экономическое восстановление, а сегодня возникли сложности денежно-кредитной политики.
«Появляются признаки холодной войны. А недавно мы были убеждены, что она подошла к концу. Мы наблюдаем усиление стратегий демонизма», – заявил Триа, имея в виду стратегии развития США и Китая, которые, скорее, стремятся к гегемонии, нежели к сотрудничеству.
По словам политика, нельзя однозначно говорить о том, что глобализация подстегивает свободную торговлю и экономическое развитие.
«Все не так однозначно, потому что глобализация является причиной роста неравенства. С одной стороны, мы наблюдаем рост, но он неравномерный. Глобализация не означает инноваций в долгосрочной перспективе. Увеличивается темп технологических изменений, но экономика не может быстро приспособиться к этим изменениям», – отметил министр.
Российский ответ мировым вызовам
Черту под дискуссией европейских экспертов подвел российский премьер Дмитрий Медведев. Вызовы, которые несет современная действительность, он назвал беспрецедентными.
По словам Медведева, высокий уровень неопределенности затрагивает практически все стороны общественной жизни. Можно и нужно говорить об обострении конкуренции между странами, о росте протекционизма, об экологических проблемах, о социальном и финансовом неравенстве. Сегодня не определены общемировые правила торговли, поэтому в этой сфере сохраняются диспропорции.
«Сегодня велик доступ к информации. Здесь концентрируются огромные риски. В определенном тупике находится статистика – все задаются вопросом, как считать сегодня ВВП. Вообще, надо ли его считать, какие изменения нужны в таможенных расчетах, что делать с крипторасчетами», – заметил Дмитрий Медведев.
Российский премьер заявил, что «привычные модели комфортны». Однако в стремительно меняющемся мире они «теряют практический смысл».
«Планируя, мы апеллируем к своему опыту, а он не годится, так как мир меняется очень быстро и трудно на нем основывать наши подходы к будущему», – заявил Дмитрий Медведев.
Чтобы успешно противостоять существующим вызовам, российские власти ставят перед собой амбициозные, конкретные показатели, направляют свои действия на адекватное ресурсное и кадровое обеспечение, основываются на проектном подходе, который, как отметил Медведев, «позволяет контролировать, как идут дела» и корректировать планы, если это потребуется.
«Это позволит нам трансформировать глобальные вызовы в источники роста», – пояснил глава кабмина.
Стабильное развитие страны невозможно без решения инфраструктурных проблем.
«В мире немного государств, которые не относили бы развитие инфраструктуры к своим приоритетам. Для России это имеет особое значение с точки зрения выравнивая уровня жизни и развития логистических и транспортных объектов. До 2024 года мы планируем потратить на эти цели около 6 трлн рублей», – сообщил Медведев.
Наконец, еще один крайне важный момент – контрольно-надзорная сфера. По словам Дмитрия Медведева, до сих пор «количество обязательных требований к бизнесу необоснованно завышено».
«Только нормативных актов – более девяти тысяч. Многие требования создавались еще в советские времена и устарели морально и технологически. Некоторые выглядели бы забавно, если бы не содержали в себе ограничивающий потенциал и не несли риски», – отметил Медведев.
Он привел в качестве примера СаНПиН советского образца, до сих пор действующие в организациях общественного питания. Речь – о приготовлении «правильного» омлета. «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180 градусов на 8–10 минут», – написано в правилах.
«Иначе жарить нельзя. Пометьте себе, если кто-нибудь захочет заняться этим видом деятельности», – посоветовал премьер, процитировав документ.
Дмитрий Медведев пообещал снизить нагрузку на предпринимателей и пересмотреть систему нормативов. Он заявил о применении механизма «регуляторной гильотины». То есть часть действующих нормативных актов, которые не будут пересмотрены, автоматически прекратят свое действие с 1 января 2020 года. До этой даты правительство пересмотрит все существующие документы с точки зрения современных реалий.
«Мы должны получить современные нормы, которые будут понятны и бизнесу, и контрольно-надзорным органам, а результатом будет прозрачная система контроля, которая нацелена на решение задач безопасности потребителей и ускорение экономического роста. Я дам поручение правительству, которое подготовит дорожную карту», – заявил Медведев.
Вызовы несут также промышленная революция и развитие цифровых технологий. С одной стороны, можно говорить о пассивности бизнеса в цифровой сфере, с другой – о низкой компетентности чиновников и сотрудников отраслевых ведомств, правоохранительных структур. По словам Дмитрия Медведева, необходимо переобучить порядка миллиона специалистов. Но и это вызов: нужно разработать отвечающие современным требованиям учебные программы, а велика вероятность того, что к тому времени, как они будут готовы, технологии уйдут вперед и эти программы попросту устареют.
Дмитрий Медведев, по сути, подвел итог экспертному обсуждению: очевидно, что «общие проблемы надо решать сообща, последовательно, прагматично».
«Нужно искать разумные компромиссы, постепенно восстанавливать утраченное доверие», – резюмировал российский премьер.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Гайдаровский форум