Первая полноценная рабочая неделя в этом году в полную силу завела политическую повестку в стране. Одним из главных событий стал визит президента РФ Владимира Путина в Сербию, где он встретился с лидером страны Александром Вучичем и обозначил векторы развития отношений с братским государством. В Москве же с 15 по 17 января главные умы России на площадке Гайдаровского форума обсуждали самые острые политические, социальные и экономические проблемы и пути их решения. Ну а первые дни нового года продолжили демонстрировать тренд на снижение уровня доверия населения к правительству. Это зафиксировал «Левада-центр». Обсуждаем смыслы недели с ведущими политологами страны.
Стратегия братства
17 января президент России Владимир Путин посетил с официальным визитом Сербию. В Белграде российского лидера приветствовала многотысячная толпа сербов. Путин не оставил это без внимания и поблагодарил братский народ за теплый прием. Результатом его переговоров с президентом Сербии Александром Вучичем стали многомиллионные контракты, договоренность о вложение полутора миллиардов долларов в инфраструктуру для «Турецкого потока». Кроме того, Вучич подарил Путину собачку по имени Паша. Каковы главные итоги поездки президента России в Сербию? Является ли эта страна для нас стратегическим партнером или она нам «дорога как память»?
Комментирует политолог Алексей Мартынов:
«Я не стал бы выделять что-то главное из прошедшего визита. Визит был очень насыщенный. Там все было главным – инвестиции в энергетику, соглашение о военно-техническом сотрудничестве и политические договоренности. Я считаю, что это очень успешный, результативный визит.
В чем «профит»? В Сербии детей с первого класса школы учат, что на небе – бог, а на земле – Россия. Отношение к русским там будет всегда таким, какое оно есть сегодня, несмотря на всю сложность ситуации вокруг.
Сотрудничество у нас взаимовыгодное. Это не покупка лояльности. Нам крайне выгодны проекты, в которые мы инвестируем на территории Сербии сегодня. Это касается и «Турецкого потока», который пойдет через Сербию. Это и атомная электростанция, которая будет возведена в Сербии, чтобы обеспечивать дешевой энергией не только эту страну, но и весь регион, где существует энергодефицит. Сербия, безусловно, является российским плацдармом на этой территории во всех смыслах слова».
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«В условиях тотальных санкций понятия символического и стратегического партнерства совпадают. Символический партнер в таком случае является стратегическим, потому что он есть. Почему у нас такое внимание уделяется международным связям? Нас назначили врагом. А мы говорим: «Нет, ребят. Мы с этими договорились, с другими. Как бы вы в меньшинстве не остались». Здесь важен этот символизм. Но в случае с Сербией есть и практическая сторона. Станет ли «Турецкий поток» Южным – вот, в чем вопрос. Кроме того, это еще и вопрос отношений с Украиной. На сербов давят. Если мы с юга сможем подпитывать южную Европу до Италии включительно, минуя Украину, то вопрос присутствия Украины в газонефтяной сфере снимается сам собой, что сегодня для нас очень выгодно. Сотрудничество с Сербией дает нам политические и экономические выгоды».
Угрожающие цифры
Начало года продолжило тренд на падение уровня доверия граждан к институтам власти, в том числе к правительству. «Левада-центр» в ходе своего последнего социологического опроса выяснил, что 53 % населения России выступают за отставку правительства. Непопулярные экономические решения кабмина, безусловно, повлияли на сложившуюся ситуацию. Именно с фигурой Дмитрия Медведева россияне связывают экономические проблемы в стране. К соцопросам можно относиться по-разному, они не отображают точной расстановки сил и настроений, лишь дают приблизительную картину. Однако, как считают политологи, властям стоит насторожиться. Рейтинг правительства, судя по всему, продолжит падение. Говорит ли это о серьезных политических рисках для всех институтов власти?
Комментирует директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин:
«В последние полгода растет недоверие ко всем институтам власти, не только к правительству. Когда люди голосовали на выборах против кандидатов в губернаторы, они голосовали не столько против правительства, не столько против этих конкретных кандидатов и не столько против «Единой России», сколько против власти в целом.
Население уже не разделяет власть по институтам. Вопрос – что делать? Власть частично дала ответ на этот вопрос и получила позитивный отклик. В обществе перезрел запрос на обновление, социологи начали об этом говорить еще летом 2017 года. Власть проводила президентскую кампанию под парадигмой обновления. По всем целевым группам электората отрабатывался социальный запрос на обновление. Именно такой мандат выдали Владимиру Путину – мандат на обновление в социально-экономической сфере, на изменения к лучшему. Этим объясняется тот рекордный результат, который он получил. Власть была права. Но потом действия власти противоречили тем установкам, которые она сформировала в ходе избирательной кампании.
Здесь есть один рецепт, но, судя по всему, он не является рабочим для власти в силу ее персоналистского характера. Рецепт – кардинальное обновление власти. Никакие отставки правительства, досрочные перевыборы в Госдуму не принесут долговременного результата.
Другое дело, что у населения нет спроса на насильственные действия, поэтому французским сценарием пока не пахнет».
Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:
«Бесспорно, эти цифры рисуют некоторые риски. Но политологи, политики обычно под рисками понимают то, что сейчас творится во Франции. Такой риск есть, но я его не очень высоко оцениваю. Я боюсь другого риска. Вроде будет все работать, народ будет сидеть по кухням и тихо материться. Главная беда всей нашей экономической политики заключается в том, что правительство все больше сосредотачивается на том, как взять с людей и сбросить с себя социальные функции. У нас связи между налогами и социалкой нет. Люди это чувствуют».
Площадка идей
Но искать новые экономические модели и решения необходимо. А для этого нужны экспертные площадки. Именно такой площадкой предстал Гайдаровский экономический форум, который прошел в РАНХиГС. Министры, губернаторы, экономисты, ученые, общественные деятели совместно обсуждали самые главные вопросы социально-экономического и политического характера в стране. Это уже десятый по счету Гайдаровский форум и первый после избрания Владимира Путина на новый президентский срок. В чем главный смысл проведения подобных мероприятий для Кремля? Спроецируются ли идеи, высказанные в ходе форума, на реальную жизнь страны?
Комментирует политтехнолог Дмитрий Фетисов:
«Я бы отметил качество Гайдаровского форума как экспертной площадки. Экономика находится в переходном периоде. Поскольку президент ставит задачу по уходу от нефтяной иглы, соответственно, в экономике ищутся новые форматы, новые пути, задаются новые векторы. В этом плане последний Гайдаровский форум стал очень яркой дискуссионной площадкой, где звучало много интересных мнений, может быть, и спорных. Но экспертная дискуссия была. То же громкое заявление Чубайса об электроэнергии вызовет серьезную дискуссию в дальнейшем. Идет поиск новых форматов развития экономики, и Кремль будет использовать все площадки. В этом плане Гайдаровский форум – очень значимое событие».
Комментирует ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков:
«Гайдаровский форум традиционно воспринимается как свидетельство влияния системных либералов. Но это не единственный его аспект, влияющий на политическую повестку. Для губернаторов это еще и площадка, где поднимаются вопросы межбюджетных отношений. Обратим внимание, что уже не первый год дополнительный резонанс приобретают дискуссии на форуме, связанные с пространственным развитием. Кстати, некоторые из тем, затрагивающие регионы и поднятые на форуме 2019 года, со временем могут приобрести большее социально-политическое значение. Например, создание новых транспортно-пересадочных узлов в связи со строительством высокоскоростных магистралей потребует от губернаторов и глав муниципальных образований, затронутых такими проектами, умения вести диалог с той частью местных жителей, что воспримут такие масштабные планы застройки с недоверием и опаской».
Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»