В декабре-январе 2018–2019 года коммерческие автоперевозчики, работающие в Хакасии, подняли цены на проезд. Коснулось это и республиканской столицы – Абакана, и других городов. Дороже стали и междугородние перевозки. Повышение цен никого и никогда не радует. На этот раз начались разговоры о том, что у происходящего – политическая подоплека. В ситуации разбирался обозреватель «ФедералПресс».
Два рубля в благодарность
В последние дни в СМИ одна за другой выходят публикации о повышении цен на проезд у коммерческих перевозчиков, работающих в Хакасии. Особо отмечается при этом, что рост тарифов в конце прошлого года начался с предприятия, принадлежащего Александру Семенову – депутату Верховного совета Хакасии и соратнику по партии нынешнего главы республики Валентина Коновалова.
«Автохозяйство Семенова» обслуживает почти 30 автобусных маршрутов. Именно оно в конце ноября – начале декабря первым повысило тарифы, а уже вслед за ним потянулись и другие перевозчики. Произошло это вскоре после того, как Коновалов стал главой Хакасии. В ходе предвыборной кампании он заявлял: «Мы досконально проверим структуру затрат, закладываемых в тарифы. Мы будем публиковать в открытой печати факты, разоблачающие незаконность действующих тарифов». При этом, отмечают СМИ, повышение тарифов частными автоперевозчиками – это, по сути, первое, что произошло после его вступления в должность.
Сейчас высказываются предположения, что билеты в автобусах подорожали не просто так: это якобы «благодарность» нового главы республики своему однопартийцу за помощь во время предвыборной кампании. Ну или, по крайней мере, Коновалов наконец просто разрешил «своему» человеку то, что запрещалось долгие годы. Семенов якобы добивался повышения тарифов 6 лет, но безуспешно. А тут вдруг стало можно. И это притом что часть его маршрутов субсидируется из бюджета, утверждают «осведомленные источники».
В республиканском правительстве такие версии назвали несостоятельными.
«Я бы начала с того, что сейчас, в конце января, вдруг начались разговоры о событии двухмесячной давности: цены на проезд в Абакане выросли в конце осени, – отметила в разговоре с обозревателем «ФедералПресс» Ирина Бутенко, руководитель пресс-службы главы Хакасии. – Тогда повышение пообсуждали, но быстро перестали. На первое место вышла тема с премиями, но сейчас и она стала неинтересна, решили, видимо, вернуться к той. То есть здесь явно просматривается некий политический заказ».
Слухи о том, что повышение цен как-то связано с победой Коновалова на выборах, в разговоре с «ФедералПресс» назвал «политической истерикой» и сам Александр Семенов, депутат ВС Хакасии и владелец крупнейшего в республике автопредприятия.
«А как я мог помочь Коновалову на выборах? Как депутат работаю в своем округе лет 15, а по республике он работал сам. Я к этому вообще никакого отношения не имел ни в каком смысле. Есть силы, которые сознательно обманывают людей. В 2021 году будут выборы в Госдуму, и у наших политических конкурентов уже сейчас началась истерика. Если кому-то надо меня облить грязью, они повод найдут. И что это вообще значит – «незаконно подняли тарифы»? Если что-то было незаконно, мной бы заинтересовались правоохранительные органы. Но я никакого отношения к беззаконию не имею. Есть рынок, бизнес, есть такое понятие, как рентабельность, – из этого я и исходил. У нас вообще закрылись десятки предприятий, которые все это недоучли. А я учитываю», – заявил он.
«У нас ведь не один Семенов!»
Александр Семенов объясняет повышение цен на проезд ростом производственных расходов: «Вот у нас НДС поднялся на 2 рубля. Но цены-то на все перечисленное выросли не на 2 рубля. Запчасти, например, подорожали на 11 %. Ну и все остальное примерно так же. Кстати, у нас ценник даже после увеличения тарифов ниже, чем в соседних сибирских регионах: у кого-то они 22–24 рубля, у кого-то 27. А у нас на проезд две цены – 16 рублей для льготников и 20 рублей для работающих граждан. Это конкретно на моем предприятии. То есть в среднем получается 18 рублей».
В правительстве, в свою очередь, подчеркнули: цены на проезд повысили только коммерческие перевозчики.
«Что касается социальных маршрутов, работа которых регулируется республиканским комитетом по тарифам, то на данный момент никаких обращений по поводу пересмотра тарифов не было. Эти маршруты работают по тем же ценам, что и прежде: 16 рублей стоит проезд в троллейбусе, 18 – в муниципальном автобусе. У частников сейчас, после повышения, тариф 20 рублей. Но частников у нас много, не один Семенов, они работают и внутри населенных пунктов, и на междугородних перевозках. И цены подняли многие. Я, например, из Черногорска езжу на автобусе, в муниципальном проезд стоит 50 рублей, а у частников – 55», – рассказала Ирина Бутенко.
При этом в некоторых населенных пунктах Хакасии стоимость проезда, действительно, выросла куда заметнее, чем в Абакане. Если в республиканской столице плата за проезд увеличилась в среднем на два рубля, то, например, на предприятии, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Сергею Баклыкову из Саяногорска, – сразу на четыре. В беседе с «ФедералПресс» сотрудница предприятия объяснила это ростом текущих затрат. И сообщила, что и другие перевозчики подняли плату за проезд на такую же сумму с 1 января.
Год на проверку
Между тем именно частные перевозчики в большой степени определяют в целом и уровень тарифов, и развитие рынка пассажирских перевозок в Хакасии, кто бы что ни говорил.
«В Хакасии транспортная сеть развита слабо, это осколки советского наследия. Правила игры диктуют частные перевозчики. Они давно поделили основные маршруты в городах и между ними. Государству этим заниматься или неохота, или денег нет, ведь Хакасия – регион дотационный, – рассказал житель Абакана Федор Петряшин. – Совсем уж задрать цену они не могут – вмешаются антимонопольщики. Да и власти, если предприниматели чересчур зарываются, пытаются их, так сказать, окоротить. Грозятся, например, расширить муниципальный автобусный парк, и тогда, мол, вашему бизнесу хана. Неизвестно, насколько такие угрозы реалистичны, но перевозчики, пытавшиеся устроить «ценовые войны», на какое-то время все же затихают. Кстати, местные власти в этом плане и правда пытаются развиваться: закупают новые троллейбусы и даже электробусы. Но их все равно не хватает».
Что касается качества услуг, то, как рассказывает Петряшин, в Абакане все в целом как и в других регионах: интервалы в движении автобусов, что коммерческих, что муниципальных, – 5–10 минут. Как и везде, люди, бывает, жалуются на грубость кондукторов или на грязь в салонах. Но в целом, говорит он, все работает без особых сбоев, а у жителей к работе перевозчиков претензий не так много.
Но последнее, как выясняется, – ошибка. Так, жалобу в УФАС на повышение цен «Автохозяйством Семенова» подали как раз некие «физические лица», «недовольные пассажиры» из Абакана. Правомерность повышения цен на перевозки проверяется антимонопольным ведомством вовсе не по его собственной инициативе, как в последнее время не раз заявлялось.
«Ошибка уже то, что наши действия повсеместно называют проверкой материалов дела, – пояснила «ФедералПресс» Татьяна Темерева, заместитель руководителя республиканского УФАС. – Поступило заявление от граждан, срок его рассмотрения по закону – не более трех месяцев с учетом продления, то есть можем его рассматривать до 11 марта. Если при рассмотрении выявим признаки нарушения антимонопольного законодательства, то возбудим дело и по нему с учето возможных продлений можем работать до 6 месяцев. Если таковых не установим – напишем отказ заявителям».
То есть еще почти год перевозчики, даже если их в перспективе признают нарушителями антимонопольного законодательства, могут, в принципе, работать, как работали.
Первый заместитель главы Абакана по вопросам ЖКХ и транспорта Владимир Жуковский заверил: ситуация с пассажирскими автоперевозками в любом случае находится под контролем городских властей.
«По закону об организации пассажирских перевозок они ведутся по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Регулируемые устанавливает комитет по тарифам, и по ним в Абакане работает весь наш муниципальный электротранспорт и те автобусы, владельцы которых выиграли конкурсы на оказание городу услуг по пассажироперевозкам. Этим перевозчикам мы компенсируем затраты, но и держим их цены на проезд под контролем. Это прописывается в контракте, и никаких изменений без решения комитета по тарифам здесь быть не может. А коммерческие перевозчики имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на провоз пассажиров и багажа», – пояснил вице-мэр.
Есть те, кто этим правом не только пользуется, но и злоупотребляет, добавил Жуковский. Были моменты, когда частные автопредприятия поднимали плату за проезд и до 22 рублей.
«Но потом опять вернулись к 18–19, потому что так продиктовал рынок. У пассажира всегда есть право выбора. Если он хочет, чтобы услуга стоила 16 рублей, он может дождаться муниципального автобуса», – сообщил чиновник.
По его словам, в основном городские власти субсидируют «проблемные» маршруты: в отдаленные районы города, с низким пассажиропотоком. А коммерсанты забирают себе те, что «побойчее» – до зоопарка, до рынка Северного. Но туда можно добраться и муниципальным транспортом. Так что «вставать в позу», по словам Жуковского, частникам себе дороже.
«У нас доля тех, у кого контракты с городом, и тех, кто работает сам на себя, 50 на 50. Коммерсанты, заключившие с городом договоры, совершенно точно не могут ультимативно требовать повышения тарифов и диктовать свои условия. Ведь они и к работе на этих маршрутах приступили только потому, что выиграли конкурс, организованный мэрией. В определенных случаях, если условия контракта будут нарушены, мы можем обратиться в суд и расторгнуть договор в одностороннем порядке. И эти правила касаются всех», – заметил вице-мэр.
По республике ситуация более напряженная. Владимир Солдатов, руководитель отдела развития транспортного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, в разговоре с обозревателем «ФедералПресс» признал: региональным властям все-таки нередко приходится идти на уступки коммерческим перевозчикам.
«Они по закону имеют право устанавливать свои цены на услуги, причем, как правило, повышают тарифы все-таки обоснованно, – рассказал Солдатов. – Но люди на это жалуются, на сходах, собраниях поднимают вопрос о стоимости перевозок. Мы проводим переговоры с предпринимателями, стараемся найти общий язык. И – да! – часто идем навстречу бизнесменам. По межмуниципальным перевозкам у нас примерно 35–40 % – субсидируемые из бюджета маршруты, а остальные, то есть большая часть, – коммерческие. И мы должны найти то равновесие, при котором можно сохранить маршрут, чтобы перевозчики с него вовсе не ушли, и в то же время – чтобы люди ездили по приемлемым ценам».
Фото: правительство Республики Хакасия