Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Прорыв дамбы в Бразилии. Правда ли, что в России такие трагедии исключены?

После прорыва дамбы в Бразилии до сих пор не найдены более 150 человек.

За две недели число погибших в результате прорыва дамбы хранилища ядовитых отходов на руднике Corrego do Feijao в Бразилии выросло до 165. Еще 160 человек находятся в числе пропавших без вести. 24 тысячи жителей, населявших зону затопления, эвакуированы, власти оказывают всестороннюю помощь пострадавшим. Но национальная беда южноамериканского государства не так уж и далека от российской действительности. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

Больше двух недель в бразильской провинции Минас-Жерайс идет спасательная операция. Там 25 января произошел прорыв дамбы хвостохранилища ядовитых отходов металлургического предприятия Samarco Mineracao SA (им владеют Vale и BHP Billiton).

Хвостохранилища – это комплексы сооружений, предназначенных для хранения отвальных отходов обогащения полезных ископаемых. Как правило, в хвостохранилища помещают отходы от концентратов, получаемых при переработке руды. При отстаивании хвосты разделяются на осадочную твердую фазу и водный раствор. Последний затем либо повторно используют в производственном процессе, либо сбрасывают в стоки.

e3a93e0e6fbbe53a4a29f6b4e96f522a.jpeg

Vale закроет десять дамб

По данным бразильского агентства по охране окружающей среды, в хранилище, где в январе прорвало дамбу, содержался 1 млн кубометров ядовитых отходов металлургического производства. Дамба, представлявшая собой насыпь из грунта, не выдержала давления густой жижи хвостохранилища, и содержимое устремилось вниз, сметая на своем пути все живое. В зоне затопления грязевым потоком оказались населенные пункты муниципалитета Брумадинью. из которых эвакуировали 24 тысячи человек. В первые же сутки власти сообщили о 50 погибших, на сегодняшний день число жертв достигло 165 человек, из них установлены личности 156. Еще 160 человек числятся пропавшими без вести. Но несмотря на то, что спасательная операция продолжается, практически нет шансов найти кого-то из них живыми. Все это время на месте трагедии работают сотни профессиональных спасателей и десятки добровольцев.

После происшествия правоохранители задержали двоих инженеров подрядной организации, и троих сотрудников Vale, отвечающих за работу и экологическое лицензирование дамбы.

Компания, хранилище которой стало причиной трагедии, является одним из крупнейших в мире производителей железной руды (в 2017 году предприятия корпорации выдали 366,5 млн тонн). Через несколько дней после ЧП издание Globo процитировало главу Vale Фабио Шварцмана: он заявил, что компания в течение ближайших лет закроет десять дамб (хранилищ) на юго-востоке Бразилии, из-за чего снизит объемы производства на 40 млн тонн в год.

Будет ли выполнено обещание, покажет время, а вот что очевидно, так это то, что меры безопасности Vale должна была принять как минимум несколько лет назад. Ведь в 2015 году на другом хранилище отходов компании в той же провинции уже было такое же ЧП, унесшее жизни 19 человек.

a370b84c692564b24baea862153f238a.jpeg

Наследие СССР

Какой бы географически далекой от нас ни казалась Бразилия, не стоит думать, что у нас такое невозможно: бывало, и не раз. В открытых источниках есть упоминания о нескольких десятках случаев размывов дамб и других утечках ядовитых шламов из хранилищ.

Добыча ископаемых – основной экономический ресурс страны, поэтому горнодобывающих и металлургических предприятий у нас очень много. И особенность отечественной отрасли заключается в том, что львиная доля добывающих и обогатительных комбинатов была создана еще во времена СССР, когда наши геологи активно исследовали недра. В лихие 90-е часть из них перешла в частную собственность, после чего новые владельцы постепенно начали вкладывать деньги в модернизацию производств и развитие предприятий. А вот на то, чтобы хранить отходы безопасно, деньги тратят, как правило, не так охотно.

Есть, например, случаи, когда новый владелец, приобретая предприятие, не ставил на баланс все его имущество. Так новые собственники фактически снимают с себя ответственность за объект. Так, например, произошло с карьером Блявинского медно-колчеданного месторождения в Оренбургской области. Там Медногорский медно-серный комбинат (ММСК) еще в советские времена добывал карьерным способом медную руду. Месторождение иссякло, и купившая ММСК Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) просто не стала ставить на свой баланс брошенный предшественниками карьер. Сейчас он представляет собой огромное мертвое озеро с водой зеленого цвета и с высоким содержанием металлов, и все это просачивается в источники питьевой воды, сказываясь на здоровье людей.

Ничей цианид

Есть и такие хранилища, за состояние которых и вовсе не с кого спросить, кроме чиновников.

29 августа 2009 года в Магаданской области из-за больших ливневых дождей произошел прорыв дамбы на речке Туманной. Это ЧП очень похоже на трагедию в Бразилии и уступает ей разве что по масштабам. Высвободившийся поток унес два десятка жилых домов и еще несколько десятков привел в негодность. Спасаясь от стихии, люди забирались на крыши уцелевших строений, а из домов выбирались через форточки. Но жертв избежать не удалось: погибли два человека.

Во время спасательной операции власти говорили о произошедшем как о рядовом стихийном бедствии. Но на самом же деле смытая дамба была частью хвостохранилища Кармкенского ГОКа, на котором в советские времена добывали золото. По приблизительным оценкам, в хранилище находилось несколько миллионов тонн отходов, содержащих цианиды, ртуть и опасные химические элементы. Они хлынули вниз по течению рек Хасын и Армань, на берегах которых находились поселки Карамкен. Палатка, Хасын. Стекольный, Армань, Сплавная и другие. Не исключено, что ядовитые отходы были сброшены и в Охотское море.

Как же так произошло? Карамкенский ГОК был государственным, а после выработки месторождения в 1995 году он был остановлен и власти должны были заботиться о безопасности населения. Но, вероятно, действий не предпринимали, и поэтому ЧП вызвало такую панику среди чиновников, что людей, живущих в зоне бедствия, даже не предупредили об опасности употребления в пищу воды из водоемов.

a985e2312b24958239b9be40115ab878.jpg

После происшествия было решено переселить жителей поселка Карамкен. На новое жилье людям выдали по 1,2 млн рублей на семью из двух человек, по 963 тыс. – на одного. На это из бюджета Магаданской области выделили 290 млн рублей, еще 152 млн – из федерального.

Ответственность за разлив ядовитых отходов в итоге понес Александр Виняр, который в тот момент занимал пост главы администрации поселка Карамкен. Его обвинили к халатности, повлекшей смерть людей, но наказали за это не сильно – приговорили к двум годам лишения свободы условно и даже права занимать руководящие должности не стали лишать.

Старые технологии? Так почему бы их не заменить?

Утечку ядовитых отходов допускают и действующие предприятия. «ФедералПресс» уже сообщал о том, как в феврале 2013 года произошел аварийный сброс шламовых вод в ОАО «РУСАЛ-Ачинск» (входит в компанию «Русал» Олега Дерипаски). По оценке сотрудников прокуратуры, около шламохранилища отходами залило большой участок земли – образовался водоем объемом около 17 тыс. кубометров.

Спустя два года на том же предприятии снова произошла авария: из шламовой карты № 1 – большого котлована, в который комбинат сливает красный шлам, – отходы, содержащие оксиды железа и кремния, а также щелочь, залили более 10 гектаров земель сельхозназначения. Суд обязал предприятие возместить 408 млн рублей – в такую сумму был оценен ущерб, причиненный землям. В суде предприятие просило рассрочки, а обстоятельства ЧП объясняло тем, что шламохранилище построено несколько десятков лет назад по устаревшим технологиям. Конечно, это аргумент. Но ведь, наверное, ничто не может помешать предприятию построить другое хранилище, применив современные и безопасные технологии? Об этом корреспондент «ФедералПресс» спросил в пресс-службе компании «Русал». Но на момент публикации ответ не был предоставлен.

e9a318f1e35db75e22fdfb5518b19e7b.jpg

На новых производствах тоже протекает

При этом бывают случаи, когда «неприятности» с утечками отходов списать на устаревшие технологии не удастся. В январе 2013 года произошло ЧП на хвостохранилище другого месторождения золота – на руднике «Пионер» в Амурской области. Разработкой месторождения занимается ОАО «Покровский рудник», входящее в группу компаний «Петропавловск» (Petropavlovsk PLC ). Группа компаний является одним из крупнейших золотодобытчиков в России. Она зарегистрирована в Великобритании, ее головной офис находится в Лондоне, а рудник «Пионер» – главный актив компании. Основным акционером Petropavlovsk PLC считается казахский бизнесмен Кенес Раккишев.

Об экологической катастрофе сообщили жители Зейского района. Они прислали в местную газету фотографии, на которых изображены сугробы с наледью ядовито-красного цвета. Снимки были сделаны вблизи хвостохранилища рудника. Возникло предположение, что на нем размыло дамбу и ядовитое содержимое растекается под снегом, лишь местами просачиваясь наверх. Учитывая, что отходы золотодобычи содержат цианиды, экологическая катастрофа грозила жителям не только Зейского района, но и всех населенных пунктов на реке Зее.

Проверкой занялись надзорные органы, и данные были противоречивыми. С одной стороны, сотрудники местной рыбохраны побывали с проверкой на хвостохранилище и инспектор Евгений Мельников подтвердил, что утечки растворов через дамбу нет и даже снег на территории закрытого объекта чистый. Природоохранная прокуратура тоже подтвердила, что дамба не разрушена. С другой стороны, анализы, проведенные Роспотребнадзором, показали, что в красной массе, окрасившей снег, содержатся цианиды, но в источниках питьевой воды их не нашли.

Спустя два месяца прокуратура Амурской области огласила результаты межведомственной проверки: да, цианид на льду был обнаружен, но только на территории самого хвостохранилища и в количестве, допустимом для такого объекта. Тогда же представитель компании «Петропавловск» Глеб Кузнецов объяснил журналистам телекомпании «Альфа-канал», что произошло: «Просто грунтовые воды из-под хвостохранилища нашли себе выход за пределы дамбы, это объясняет, почему лед и снег красного цвета. Потому что в нем содержится оксид железа, который попал в эту воду из красной глины. <...> А вода вышла, потому что водоносный горизонт оказался очень близко к дну хвостохранилища, воды в этом году оказалось больше, чем обычно, из-за влажного лета».

Словом, получается, что если утечка цианидов и была, то незначительная. Но также мы видим, что, оказывается, утечка содержимого хвостохранилища возможна даже без разрушения дамбы? И это с учетом того, что рудник «Пионер» построен далеко не во времена СССР: запуск первой очереди состоялся уже в 2008 году, а значит, и строить предприятие и хранилище отходов должны были с учетом современных технологий. Как так вышло, что водоносный горизонт «оказался» очень близко ко дну хвостохранилища, – предприятие при строительстве объекта не посчитало нужным учесть эти особенности? Об этом, а также о том, какие меры приняты, чтобы больше не было подобных просачиваний из хранилища, корреспондент «ФедералПресс» спросил в компании. Но на момент публикации ответ предоставлен не был.

b1c2d14932c0461580a224a92c2ff1fe.jpg

Не дать ценностям уплыть

Всего в открытых источниках есть упоминания примерно о десятке случаев прорыва дамб шламохранилищ и десятках фактов, когда утечки происходили по иным причинам. К счастью, таких многочисленных жертв, как в Бразилии, удалось избежать. Но, как видим, это точно не заслуга наших металлургических компаний, а обычное везение. Сколько в стране «ничьих» хранилищ, оставшихся от закрытых предприятий? И сколько еще владельцев действующих комбинатов и фабрик считают уместным экономить на экологии?

2931c09d343d9eebd387e6a1584d5b55.jpg

То, что отходы хранили, хранят и будут хранить еще долго, это факт. Потому что они представляют большую ценность: в той самой твердой фазе, которая образуется в шламохранилище при отстаивании, металлов содержится значительно больше, чем в руде. Только вот технологий, как получать эти металлы из отходов, по большому счету пока нет. Да, некоторые компании пытаются уже сейчас наладить производства, используя шламы в качестве сырья, но по разным причинам им пока не удается получать востребованный продукт.

Тем не менее, рано или поздно именно эти отходы станут основным ресурсом для производств (ведь залежи руд в недрах не бесконечны). Поэтому у самих владельцев должен быть интерес сохранить эти ценности. Так, может быть, пора уже задуматься о будущем и постепенно инвестировать в современные хранилища?

Фото: Ascom Funai, pixabay.com, brazil.gov.br, Divulgação, wikimapia.org. mchs.gov.ru.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.