На Среднем Урале уже третью неделю остается вакантным место регионального министра экономики и территориального развития. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев не торопится с утверждением новой кандидатуры. До сих пор нет ясности и в том, как пройдет отбор – через конкурсную процедуру или прямым назначением главы региона. Очевидных претендентов на должность нет, а в публичном пространстве появляются самые разные предположения относительно кандидатов. Почему пауза затягивается и кто может претендовать на министерский портфель в свердловском кабмине – в материале «ФедералПресс».
«Решение губернатора, но законодательно не обязывает»
24 января губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев освободил от занимаемой должности министра экономики и территориального развития Александра Ковальчика и перешел на работу в администрацию Екатеринбурга в качестве первого вице-мэра. Ковальчик проработал в правительстве Свердловской области чуть меньше года – чиновника назначили в феврале прошлого года, а ранее он занимал пост главы екатеринбургского МУП «Водоканал». Несмотря на то, что Ковальчик изначально считался основным претендентом на должность министра, назначение затянулось, в том числе из-за процедуры конкурсного отбора кандидатов. Процесс тогда инициировал лично Евгений Куйвашев в рамках исполнения президентского поручения «по повышению конкурентности при формировании региональных управленческих команд». Испытание предусматривало три этапа: тестирование, презентацию стратегии экономического развития региона и собеседование с губернатором.
Александр Ковальчик покинул пост в конце января
После отставки Александра Ковальчика в январе, возникло предположение, что и нового министра экономики губернатор Куйвашев предпочтет проверять по такому же принципу. О том, что с высокой долей вероятности на вакантную должность в правительстве будет объявлен конкурс, ране заявил первый замгубернатора Алексей Орлов на встрече с журналистами. Однако в ответе на официальный запрос «ФедералПресс» чиновники аппарата были более сдержаны в оценке этой перспективы.
«Проведение ранее публичных конкурсов для кандидатов на посты министра экономики и министра инвестиций и развития региона – решение губернатора, но законодательно не обязывает его в дальнейшем использовать эту систему. Как пройдет сейчас назначение министра экономики и территориального развития будет решать губернатор», – прокомментировали регламент назначения в департаменте информационной политики Свердловской области.
В департаменте уточнили, что тщательный принцип отбора только подчеркивает значимость задач, решение которых министру экономики и территориального развития намерен делегировать глава региона. Если следовать этой логике, то и в нынешней ситуации губернатор не будет спешить с назначением преемника Ковальчика.
«Само название достаточно презентует полномочия министерства экономики и территориального развития Свердловской области – это разработка стратегии экономического развития региона в привязке с развитием территориальным. Все министерства в своих отраслях занимаются экономикой, но это – центр, точка сборки всех планов и стратегий развития, в том числе муниципальных», – пояснил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заместитель руководителя аппарата губернатора Вадим Дубичев.
«Варяг» или знакомое лицо?
Исполнять обязанности Ковальчика в областной структуре в настоящее время назначен замминистра Татьяна Гладкова. К слову, Гладкова имеет соответствующий опыт: в 2017 году после отставки Дмитрия Ноженко, она уже исполняла обязанности министра. Однако, собеседники агентства, знакомые с ситуацией, уверены – Татьяны Гладковой нет в списках реальных кандидатов, и отмечают, что сама чиновница не претендует на министерский портфель, так как лучше чувствует себя в роли заместителя.
Среди претендентов упоминали замминистра Андрея Корюкова
Одним из вероятных претендентов ранее называли Андрея Корюкова, пришедшего осенью прошлого года на должность замминистра из администрации Екатеринбурга. В мэрии чиновник проработал более 20 лет, закончив карьеру в муниципалитете вице-мэром по экономике и финансам. В полномочия Корюкова входили и вопросы стратегии развития Екатеринбурга, проработки инвестпроектов и развития агломерации. Однако, по мнению наблюдателей, уже тот факт, что исполнять обязанности главы минэкономики назначили Гладкову, шансы чиновника на министерский портфель заметно минимизирует.
Еще одна персона, упомянутая в публичном пространстве в качестве возможного преемника Ковальчика – действующий глава Березовского Евгений Писцов. Впрочем, сам Писцов информацию о возможном назначении опроверг. Имея в багаже экономическое образование и внушительный муниципальный управленческий опыт, формально чиновник может претендовать на место на кадровой скамейке запасных, но кандидатура остается спорной, еще и по причине назначенных на осень выборов главы городского округа, вверенного Писцову.
Из-за отсутствия явных претендентов на роль главы регионального минэкономики, эксперты делают самые неожиданные предположения. Политолог Алексей Швайгерт, например, уверен, что возглавлять министерство экономики и территориального развития Свердловской области должен человек независимый – не связанный с Уралом.
«Я согласен с некоей версией, звучавшей не так давно, о том, что министром должен быть некий пришлый человек, неважно, москвич или немосквич. Министр экономики – не только фигура, которая занимается деньгами, но и очень серьезная политическая фигура. В сложившейся экономической ситуации в стране нам требуется прорыв. Т.е. это должен быть министр прорыва – человек, который на какое-то время загипнотизирует медийное сообщество и бизнес, убедит в том, что вот у нас появился суперминистр экономики», – поделился мнением с «ФедералПресс» эксперт.
Его коллега Александр Пирогов, напротив, считает наиболее логичным решение о назначении на пост министра профильного экономиста, причем специалиста местного. «Я не знаю независимых экономистов пофамильно – не мой профиль, но думаю они в Свердловской области есть и достаточно много. Но всегда будет критерий: условно, чьих кровей будет этот человек – чьему клану он принадлежит, насколько ему можно доверять – насколько он будет верным бойцом, и насколько он компетентен и профессионален, с учетом того, что в экономике все больше вопросов и проблем, которые надо решать. Вот эти три кита – три критерия на которые будет ориентироваться губернатор при выборе на должность», – отмечает политолог.
Министром может стать человек из региональной«кадровой скамейки запасных»
С мнением о том, что министра назначат из региональной «кадровой скамейки запасных» согласен и Руслан Мухаметов. Он также отмечает, что назначение персоны извне противоречит предыдущей логике подбора команды губернатора. «Я не жду назначения варягов. Чтобы так сразу перевести из другого региона человека на министерскую должность – маловероятно. Но возможен вариант, что кандидат будет уроженцем Урала и вернется на работу в родной регион», – рассуждает политолог.
При этом он прогнозирует, что экономический блок команды губернатора вероятнее всего возглавит «технократ», способный в полной мере выполнять задачи главы региона.
«Портфель министра интересен прежде всего ФПГ»
Любопытно, что все собеседники «ФедералПресс» сходятся в одном – будущий глава министерства экономики и территориального развития должен быть лицом неафиллированным к любой из финансово-промышленных групп, имеющих интересы в Свердловской области.
Напомним, ранее «ФедералПресс» подробно разбирал, кто из холдингов-гигантов «поделил» между собой Средний Урал.
«Основные группы влияния интегрируют в политику и на выборные или назначаемые должности своих людей, чтобы те лоббировали их интересы. В области огромное количество финансово состоятельных субъектов, которые всегда будут пытаться перетянуть одеяло на себя. Главный экономист, он должен быть равноудален от олигархов и любых бизнес групп. Здесь нужен человек, который будет стоять только под флагом губернатора, иначе остается риск быть обвиненным или уличенным в подыгрывании тому или иному клану», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» Александр Пирогов.
Согласен с ним и Алексей Швайгерт. По его мнению, фигура министра «интересна разным финансово-промышленным группам, чтобы лоббировать свои проекты, получать расположение и бюджетное финансирование для уже существующих историй».
«Я имею в виду равноудаленность от частного бизнеса прежде всего. Условно говоря нужно продемонстрировать, что он не вексельберговский, не козицынский и так далее. Если ему не смогут привесить ярлычок, что вот он был с кем-то связан, это уже плюс для начала некой игры с нашими ФПГ. Это, конечно, не обнулит действующие связи, но и губернатор и сам министр смогут какую-то новую позицию занять», – пояснил политолог.
При этом, он подчеркнул, что «эта позиция может быть вакантной достаточно долго, потому что на ней можно играть с точки зрения публичной политики, мотивируя тем, что мы ищем «министра прорыва».
«Если достаточно долго держать кого-то в статусе врио эту историю можно сделать сериалом. Во-первых, продемонстрировав взвешенный подход с конкурсом, пусть и закрытым. Во-вторых, эта фигура может стать компромиссной для некоторых групп влияния. Это способ отладить через кандидатуру министра внутриэлитную коммуникацию. Здесь куча вариаций для договоренностей по интересной разным сторонам фигуре», – резюмировал эксперт.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин, Борис Ярков, ДИП Свердловской области