Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

«Никто поступать так с человеком не вправе». Нижегородский суд оценивает оперативный эксперимент с Олегом Сорокиным

В нижегородском суде проходят прения по делу бывшего мэра
В нижегородском суде проходят прения по делу бывшего мэра

Близится к финалу рассмотрение нижегородским судом громкого уголовного дела в отношении бывшего мэра Олега Сорокина и бывших сотрудников МВД Евгения Воронина и Романа Маркеева. Стороны выступили в прениях. Гособвинение уверено в доказанности вины подсудимых и запросило для них реальные сроки заключения. Защита настаивает на оправдательном приговоре. Доводы сторон выслушал корреспондент «ФедералПресс».

В Нижегородском районном суде продолжились прения стороны по уголовному делу в отношении бывшего заместителя председателя областного законодательного собрания Олега Сорокина и бывших сотрудников МВД Евгения Воронина и Романа Маркеева. Как уже писал «ФедералПресс», для Сорокина государственный обвинитель Елена Шкаредная запросила 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки – 460,8 млн рублей – и лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функции представителя власти, сроком на 12 лет. Воронина и Маркеева прокурор приговорить соответственно к 8 и 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима с лишением специальных званий полковника и подполковника полиции.

Кроме того, гособвинитель просила удовлетворить гражданский иск потерпевшего Александра Новоселова о компенсации ему причиненного морального вреда: с Сорокина – 5 млн рублей, с Маркеева и Воронина – 1 млн и 2 млн рублей соответственно.

Надо отметить, что Новоселов посчитал завышенным запрошенный прокурором срок для Романа Маркеева и попросил суд о снисхождении к нему, поскольку тот был в служебной зависимости от Воронина.

Напомним, что все трое подсудимых обвиняются в похищении в 2004 году Александра Новоселова – охранника тогдашнего вице-спикера областного парламента Михаила Дикина, осужденного позднее за организацию покушения на бизнесмена Олега Сорокина в 2003 году.

По версии гособвинения, Воронин, зная о некой осведомленности Новоселова о покушении, решил провести оперативный эксперимент: поместить охранника в такую психологическую ситуацию, при которой он сообщит известные ему сведения. 27 апреля 2004 года в центре Нижнего Новгорода Новоселова захватили двое неустановленных сотрудников милиции и предложили проехать с ними. Новоселов стал активно сопротивляться, к ним присоединился Маркеев, и втроем сотрудники органов внутренних дел насильно посадили Новоселова в «Мерседес», принадлежащий Сорокину. Мужчину привезли в лесной массив в Балахнинском районе, где его с участием Сорокина допрашивали с пристрастием, требуя дать показания о причастности братьев Дикиных к покушению на убийство бизнесмена. Со слов Новоселова, его избивали, угрожали расправой, надели на голову пакет, засунули в рот ствол пистолета, а Сорокин предложил отрубить Новоселову ногу и демонстративно достал топор. Затем под диктовку Сорокина Новоселов якобы записал показания, что братья Дикины заказали убийство бизнесмена. После этого истязатели отвезли потерпевшего в ГУВД по Нижегородской области к Воронину, убеждавшего Новоселова хорошо подумать и дать те же показания следователю.

«Установленные в суде факты незаконного лишения свободы потерпевшего Новоселова, применение насилия, угроз в отношении Маркеева, Сорокина и иных лиц, участвовавших в так называемом эксперименте, свидетельствуют об откровенном криминале. Неважно, какие цели преследовали должностные лица и Сорокин, неважно, обладал ли Новоселов какой-либо значимой информацией о покушении на убийство человека, сами по себе методы, использованные при проведении ОРМ преступны, они выходят за пределы предоставленных Маркееву и Воронину полномочий: никто из должностных лиц поступать так с человеком не вправе», – заявила Елена Шкаредная.

Прокурор не ставила под сомнение правдивость показаний потерпевшего, который, по ее словам, 15 лет последовательно рассказывает о случившемся с ним и добивается наказания виновных. И это при том, что следственные органы несколько раз отказывали в возбуждении уголовного дела о пытках Новоселова. В итоге оно было возбуждено 2 августа 2017 года, в Нижегородский райсуд поступило в ноябре 2018 года.

«В претензиях так называемого потерпевшего Новоселова государство в лице суда и прокуратуры не могло разобраться около 15 лет, – парировал адвокат Сорокина Дмитрий Артемьев. – Более того, подобные действия привели к тому, что Европейским судом по правам человека по данному факту вынесено унизительное для РФ судебное решение, и государство было вынуждено заплатить деньги из бюджета исключительно из-за головотяпства отдельных органов власти и отдельных представителей этой власти».

Сам факт оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) в лесу не отрицался, но сторона защиты настаивала, что никаких противоправных действий в отношении Новоселова не совершалось, а Сорокин считал, что участвует в законном оперативном эксперименте, предоставил сотрудникам органов внутренних дел свой автомобиль и выполнял их указания. Законность оперативного эксперимента подтверждают показания тогдашнего начальника криминальной милиции Виктора Цыганова, считает адвокат Воронина Андрей Юдин. По словам адвоката, существует должностная инструкция по проведению ОРМ, но она засекречена и может быть предоставлена только в закрытом судебном заседании, то есть в областном суде. Но ходатайство защиты о передаче уголовного дела в облсуд было отклонено, и доказать, что участники оперативного эксперимента следовали этой инструкции, защита в районном суде не может.

По сути, обвинение строится на показаниях потерпевшего, которым, как утверждают адвокаты, доверять нельзя. Ранее этого человека судили за дачу ложных показаний. Олег Сорокин не верит заявлению Новоселова, что тот ничего не знал о покушении на бизнесмена и причастных к нему лицах, поскольку было подтверждено нахождение Новоселова в поселке Окский, где был брошен автомобиль, из которого стреляли в Сорокина. «Могли ли Дикины послать туда ничего не знающего человека – лишнего, никому не нужного свидетеля? Или соучастника, роль которого пока непонятна? Что он делал – сидел за рулем автомобиля в момент совершения покушения, заряжал автомат, стоял на шухере, ездил машину покупать – масса ролей в подготовке преступления, которые могли быть определены Новоселову. И я до сих пор уверен, что какую-то из этих ролей он исполнил», – говорил в суде Олег Сорокин.

По мнению адвоката Юдина, Новоселов боялся не Сорокина, а братьев Дикиных. Свой вывод юрист основывает на том, что Дикин ранее, до эксперимента, угрожал Новоселову убийством. «Реально стоило и стоит, наверное, до сих пор опасаться этого человека», – допускает адвокат. В настоящее время Новоселову предоставлена госзащита, и в суд он является в сопровождении людей в масках.

Возможное похищение Александра Новоселова – не единственное противоправное действие, инкриминируемое Олегу Сорокину. Бывший глава Нижнего Новгорода обвиняется также во взяточничестве в особо крупном размере. Подробности этого эпизода читайте в нашем следующем материале.

Фото: Андрей Абрамов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.