По потреблению пива Россия находится на 19 месте в Европе. Это где-то между Кипром и Швейцарией. Среднестатистический россиянин выпивает в год примерно 55,5 литра пенного напитка. Дела у отрасли пока идут хорошо: об этом свидетельствуют показатели 2018 года. Но пивовары все же переживают за перспективы: производители слабоалкогольного напитка боятся ужесточения налогового бремени, введения обязательной маркировки, необдуманных контрсанкций, которые может ввести наша страна, и много другого. «ФедералПресс» изучил настроения в пивной отрасли.
Как погода и футбол пивоварам помогли
За 2018 год оборот пива, произведенного в России, составил 151,9 млрд рублей, импортной продукции – 6,3 миллиарда. В целом, пивоваренная отрасль выросла на 4,1%. Позитивно повлияли на отрасль, по словам экспертов, стабильная ставка акциза и отсутствие существенных законодательных изменений. Напомним, что в 2017 году на отрасли серьезно отразился запрет выпуска продукции в пластиковой таре.
Сопутствовали росту пивной отрасли погода (лето выдалось теплым) и чемпионат мира по футболу (активно пили пиво не только россияне, но и гости из других стран). К тому же, расширился ассортимент продуктов, увеличилось количество брендов.
Прогнозы на этот год у экспертов уже сдержанные: в словах нет ни оптимизма, ни пессимизма.
«Пока должен быть консервативный оптимизм по поводу 2019 года, потому что большинство из перечисленных факторов носят одноразовый характер. Посмотрим на динамику в этом году», – рассказал журналистам председатель совета Союза российских пивоваров Андрей Губка.
Волатильное законодательство как угроза
Пока за «консервативным оптимизмом» скрываются весьма серьезные опасения. Перспективы пивоваренной отрасли зависят от множества факторов. Особенно беспокоит предпринимателей непредсказуемость или «волатильность» законодательного регулирования. Так, существует большое количество законодательных инициатив, вероятность реализации которых предсказать невозможно. В первую очередь, заставляют насторожиться слухи о возможном введении обязательной маркировки продукции. Об этом неоднократно писали различные СМИ. На некоторых предприятиях уже были проведены испытания. Но пивовары не видят необходимости в таком жестком контроле.
«Пиво – одна из тех категорий товаров, у которой существует система для отслеживания, которую, мы считаем, можно совершенствовать, базируясь на сегодняшнем подходе. Я имею ввиду систему ЕГАИС. И вполне логично, что лучше доводить до нового уровня качества существующую систему, чем вводить систему новую», – рассказал вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям пивоваренной компании Алексей Кедрин.
Пугает возможное повышение ставки акциза свыше установленного Налоговым кодексом, запрет ПЭТ-тары, ограничение в области продаж и ввоза сырья и материалов. Эти факторы могу привести как к дополнительной финансовой нагрузке и изменению бизнес-процессов, так и к серьезному падению рынка, снижению конкурентоспособности, уходу легальных производителей в тень.
Даже уже внесенные на рассмотрение в Госдуму законодательные инициативы беспокоят предпринимателей. Например, законопроект ЛДПР о разрешении рекламы пива на стадионах, по мнению представителей отрасли, имеет двойное дно.
«Есть ощущение, что сам законопроект несет в себе в том числе и угрозу. Мы за активацию рекламы, безусловно. Но есть вторая часть [законопроекта] – про фактически приравнивание рекламы безалкогольного пива к рекламе алкогольной продукции. Мы против того, чтобы у нас параллельно убивалась категория безалкогольного пива», – заявил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивоваренной компании Ораз Дурдыев.
Изменение структуры потребления
Пока, впрочем, безалкогольное пиво демонстрирует новые успехи. По данным пивоваров, все больше людей начинает отдавать предпочтение именно этому напитку. Если в 2015 году его хотя бы раз выбирали только 12% любителей пива, то в минувшем – уже 20%. В Союзе российских пивоваров связывают рост этого показателя с трендом потребления здоровых продуктов и напитков.
При этом доля безалкогольного сегмента пива в России в 2018 году составила всего около 1,9%. На нашем рынке оборот составляет 13 млрд рублей, представлено около 70 брендов. Эксперты говорят о том, что спрос на такую продукцию наблюдается не только в России.
«Большое количество людей переходят на натуральные продукты, не употребляют алкоголь, любят пробовать что-то новое. Это мировой тренд, везде потребление безалкогольного пива растет», – рассказал директор по корпоративным вопросам пивоваренной компании Кирилл Болматов.
Пока пивовары надеются, что рынок безалкогольной и алкогольной продукции продолжит расти. Однако нельзя снимать со счетов возможные издержки, связанные с нормативным регулированием отрасли, а также, как и в прошлом году, с погодными условиями.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский,pixabay.com