Во время Универсиады в Красноярске впервые наладили раздельный сбор мусора. На спортивных объектах Игр, на прилегающих к ним территориях, в парке Универсиады контейнеры теперь стоят не по одному, а парочкой: один предназначен для пластика, другой – для органического мусора. Во многих странах раздельный сбор мусора – обычная вещь, а для большинства сибиряков это пока в новинку. О новой для Красноярска системе – в материале «ФедералПресс».
В переработку – больше половины
Запущенная с 1 января новая система обращения с твердыми коммунальными отходами для большинства красноярцев пока означает лишь одно: раньше мусор из городских дворов вывозили десятки разных предприятий, а сейчас их осталось два на весь город – одно на правом берегу Енисея, другое на левом.
Но суть реформы, конечно, не в этом. Главная ее задача – новые подходы к сортировке и утилизации мусора. Во многих странах считается нормой, когда во дворах стоит с десяток контейнеров для разных видов отходов: пластика, бумаги, алюминиевых банок, строительного мусора, пищевых остатков. Это позволяет быстрее и эффективнее разбираться с «дальнейшей судьбой» отходов. Что-то отправить на переработку, а из полученного сырья сделать новую продукцию. Что-то – утилизировать так, чтобы это не нанесло вреда окружающей среде.
«Наши действия, их параметры и сроки четко обозначены в поручениях президента. За три года мы должны вовлечь в переработку до 60 % отходов. Для сравнения: сейчас на переработку идет всего 8 %. Но эта задача решаема. Мы по максимуму привлекаем региональные предприятия для сортировки и переработки вторсырья. Думаем и о будущем: собираемся строить собственные сортировочные линии, производства по глубокой переработке отходов, реконструировать полигоны», – рассказал Илья Ильин, директор ООО «Красноярская рециклинговая компания»– регионального оператора по обращению с ТКО.
Илья Ильин
Фирма пытается донести суть нововведений и до горожан: во дворах устанавливает контейнеры для разных видов отходов, на каждом – таблички, разъясняющие, что к чему. Но, как признался Ильин, для красноярцев такой подход пока непривычен. Вот и в контейнеры, рядышком стоящие на объектах Универсиады и недвусмысленно подписанные, какой для чего, люди частенько «промахиваются»: пластиковые бутылки оказываются в контейнерах для обычного мусора и наоборот. По мнению руководителя КРК, только время, знания и привычка сделают свое дело.
«С реформой все резко изменилось»
Куда попадает мусор из контейнеров? Часть – на полигоны, там его просто зарывают. Часть – в сортировочные центры, например, на предприятие «Океан», где его видят как сырье для новых производств.
На производственной площадке фирмы идет сортировка мусора
«Мы у себя аккумулируем вторсырье – полимеры, макулатуру, гофротару – и готовим его для всех видов переработки. Через наше предприятие проходит больше 1000 тонн сырья в месяц. Планируем увеличить эти объемы вдвое-втрое: рынок позволяет. А благодаря реформе обращения с ТКО он постепенно очистится от недобросовестных игроков, работавших «по-черному», так что для нормальных предпринимателей работы станет больше», – пояснил руководитель «Океана» Андрей Яблончук.
Компания покупает отходы у горожан – принимает не меньше одного килограмма, берет их и у предприятий, а теперь они поступают и от региональных операторов по работе с ТКО.
Отходы перерабатываются по-разному. Промышленные гидравлические прессы утрамбовывают их в 5–6 раз по сравнению с первоначальным объемом. Дробильные аппараты измельчают отходы до размеров новогоднего конфетти. Дальше сырье уходит потребителям – крупнейшим российским предприятиям, которые из него выпустят новую продукцию. Работает красноярская компания с заводами, расположенными в Новоалтайске, Перми, Новосибирске, Уфе.
По словам Яблончука, первые результаты реформы в его компании ощутили сразу же.
«Все резко поменялось. Этот рынок регулируется одним-единственным рычагом: реальными тарифами на работу с мусором. Можно человеку сколько угодно объяснять, что надо беречь природу, что неправильно утилизированные отходы – это вред. Но результат дает только воздействие рублем. Наши клиенты, когда увидели, что надо платить за объемы принятых операторами отходов, стали покупать прессы, чтобы эти объемы ужать в разы, стали нам активнее сырье привозить. В общем, регоператоры, думаю, порядок в этой сфере наведут», – отметил Андрей Яблончук.
На предприятие привезли не мусор, а сырье для будущей продукции, подчеркивает Яблончук
«Пора расширяться»
Одно из предприятий, куда «Океан» отправляет подготовленное сырье, – Дивногорский завод полимерных изделий. Здесь принимают отходы еще у десяти красноярских компаний, а также практически у всех предприятий, работающих в Дивногорске – городке в 40 километрах от краевого центра. На заводской территории – сотни тюков с пластиковыми бутылками, канистрами, пакетами, медицинскими бахилами, ящиками из-под овощей.
Сейчас за месяц дивногорский завод перерабатывает сто тонн полимерных отходов, а планирует тысячу
Все это будет еще раз отсортировано, измельчено, переработано. И станет сырьем для новой продукции – а ее Дивногорский завод полимерных изделий выпускает 90 видов. Причем каждый месяц добавляется новое изделие.
На заводе делают самую разную продукцию - от детских городков до строительных деталей
«За месяц мы перерабатываем 100 тонн сырья. Из него что только ни делаем: мебельную фурнитуру, канализационные трубы, садовую мебель, элементы для детских городков, фиксаторы, заглушки, вставки для строительства. Расходятся наши товары по всей стране, идут и на экспорт. Буквально на днях отправили несколько партий – одну во Владивосток, другую в Краснодарский край, третью в Казахстан», – сообщил директор завода Анатолий Бекмурзаев.
По его словам, сейчас в планах предприятия – освоить новую площадку, расположенную за городом: «Там получится использовать такие производственные технологии, которые в городской черте применять не рекомендуется. Это увеличит наши мощности в разы: до 1000 тонн в месяц. На новой площадке мы хотим запустить комплекс полного цикла – от сортировки до продажи готовой продукции. Считаю, что сейчас, после того как система работы с ТКО изменилась, у предприятий нашего профиля есть все возможности для расширения».
Анатолий Бекмурзаев
А в том, что для красноярцев раздельный сбор мусора станет привычным, Бекмурзаев не сомневается, ведь для маленького Дивногорска это уже норма.
«Мы, можно сказать, воспитывали эту привычку: устанавливали сетки для раздельного сбора мусора во дворах, на предприятиях, в дачных поселках. Нас поддерживали в этом и городская администрация, и краевое минэкологии. Год-полтора – и мы получили тот результат, которого добивались. Так что все это – вопрос времени», – уверен руководитель дивногорского предприятия.
Фото автора