Чистая прибыль «Аэрофлота» в прошлом году сократилась на 75 %. Об этом свидетельствует финансовая отчетность авиаперевозчика по МСФО. Как и ожидалось, сильный удар по экономике компании нанесли подорожание топлива и ослабление рубля. Результаты перевозчика разочаровали инвесторов, они советуют «обходить бумаги компании стороной». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Впереди оптимизация
Несмотря на рост выручки на 15 %, компания получила выгоду всего в 5,7 млрд рублей по сравнению с 23,06 миллиарда в 2017 году. Операционные показатели перевозчика росли, как и в российской авиации в целом: пассажиропоток – на 11 %, пассажирооборот – на 10 %, занятость кресел на внутренних линиях увеличилась на 1,9 процентных пункта.
В авиакомпании ожидаемо объяснили результат по прибыли ростом цен на авиатопливо и падением курса рубля. «Рост стоимости керосина по группе «Аэрофлот» составил 36 %, что при потребляемых объемах привело к дополнительным расходам в размере 48 млрд рублей. Обесценение рубля в ситуации, когда почти половина затрат компании номинирована в иностранных валютах, создало дополнительное давление на финансовые результаты», – распространила пресс-служба компании слова заместителя гендиректора Андрея Чиханчина.
Расходы на техобслуживание самолетов выросли на 25 %, на их аренду – на 35 %. При этом фонд оплаты труда остался неизменным, несмотря на повышение зарплат пилотов: для этого менеджмент компании пожертвовал частью своего жалования, говорится в отчете. Общий долг компании уменьшился на 6,8 %, до 96,7 миллиарда, за счет вывода из эксплуатации 11 самолетов и перепродажи некоторых судов, однако чистый долг (за вычетом инвестиций) увеличился на 35 %. Результаты по РСБУ, опубликованные ранее, оказались еще более тревожными – прибыль по этой форме расчета сократилась в 10 раз, до 2,8 миллиарда.
Авиакомпания рассчитывает улучшить свои показатели, продолжив оптимизацию. Она предусматривает снижение расходов, а также «управление емкостями и доходами». Что конкретно подразумевается в данном случае, в «Аэрофлоте» не уточнили. В прошлом году, к примеру, перевозчик передал значительную часть дальневосточных рейсов дочерней авиакомпании «Россия». Он ввел отдельную плату за повышение класса обслуживания и выбор места в салоне самолета. СМИ сообщали, что компания скорректировала бортовое меню и заморозила некоторые IT-разработки. Трижды за последний год она объявляла о повышении топливного сбора, входящего в стоимость билетов.
«Обходить стороной»
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин сказал «ФедералПресс», что отчетность национального перевозчика оказалась хуже даже пессимистичных ожиданий. Как сказали в самой компании, в 4-м квартале прошлого года снижение нефтяных котировок слабо повлияло на стоимость авиакеросина, а курсовое давление только увеличилось.
«Мы считаем, что акции компании стоит обходить стороной. Несмотря на недавнее повышение топливных сборов, из-за конкуренции с другими авиакомпаниями перевозчик не сможет в достаточной мере переложить рост топливных расходов на потребителей, что будет длительное время давить на финансовые показатели», – сказал Нигматуллин.
Анастасия Соснова из «Фридом Финанс» отметила, что результаты «Аэрофлота» разочаровали инвесторов, о чем свидетельствует падение стоимости его акций с начала торгов на 2,8 %. Аналитики обращают внимание на падение прибыли, уменьшение рентабельности и рост чистого долга компании.
«Пока нет предпосылок для выправления положения авиакомпании, пострадавшей в прошлом году от беспрецедентного роста цен на авиакеросин. Стабильность рубля и цен на авиакеросин невозможно гарантировать, поэтому финансовые результаты «Аэрофлота» продолжат находиться под давлением», – считает эксперт.
Экономисты «Промсвязьбанка» (ПСБ) обращают внимание на то, что «Аэрофлот» прогнозировал рост перевозок на 6–7 % в этом году, что меньше, чем в 2018-м. «При этом на фоне роста цен на билет, который сейчас наблюдается, есть риск более слабых темпов увеличения перевозок, чем прогнозирует «Аэрофлот». По нашим оценкам, они могут быть околонулевыми», – говорится в обзоре ПСБ.
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин