Прошедшие в 2018 году выборы ряда губернаторов изменили весь политический расклад если не во всей России, то на Дальнем Востоке точно. Эксперты уверены: работать во «взрывоопасном» регионе надо по-особенному, учитывая не свои предыдущие победы, а особенный менталитет дальневосточников. О том, как политтехнологи готовятся к грядущим выборам на Сахалине, и не повторится ли там приморский сценарий, – в материале «ФедералПресс».
«Не может подтвердить свои слова делами?»
Сахалинская область в прошлом году внезапно осталась без губернатора: тогда еще губернатор области Олег Кожемяко выразил желание отправиться в Приморье и стать антикризисным управленцем там. Сахалину дали нового главу за пару недель до Нового года – в момент, когда сроки решения определенных задач уже поджимали. Сейчас до окончания первых ста дней на посту врио губернатора Валерию Лимаренко осталось несколько дней. Политологи всегда отмечают важность именно этого первого срока: электорат должен понять взгляды врио, его политику и увидеть планы.
Правда пока общественность не видит особых подвижек в работе Валерия Лимаренко. Политологи винят в этом команду пиарщиков, которые не имеют понятия о том, как работать в сложном островном регионе.
По мнению политического консультанта Даниила Ермилова, за почти сто дней, прошедших с момента назначения Лимаренко врио губернатора, сахалинцы так и не увидели реальных дел, которые бы подтверждали даваемые им обещания. Скорее всего, считает эксперт, дело в неумелых политтехнологах.
«Человек тогда озвучил то, что ему сказали. Но сейчас не может подтвердить свои слова делами. Сахалинцы видят, что пока кампания очень слабая», – отметил Даниил Ермилов.
При этом политолог Марат Баширов отмечает, что Валерий Лимаренко достаточно быстро погрузился в региональную тематику.
«Судя по тому, что отсутствуют конфликты в публичном пространстве между ним и местными элитами, это значит, что ему удалось найти с ними общий язык», – считает политолог.
Кроме того, эксперт отмечает, что врио губернатора сейчас очень заметен в федеральной повестке: по вопросу Курильских островов он занял достаточно жесткую позицию.
«Еще один момент: у Лимаренко большой опыт работы и в государственных органах, и в «Росатоме». И та незаметность, о которой сейчас можно говорить, на самом деле означает, что он понимает, что избиратели будут оценивать его не по предвыборным листовкам, а по тем реальным делам, которые он сделает за это время», – добавил Марат Баширов.
«С теми людьми, которые ходят на выборы, работа не выстроена»
Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», сходятся во мнении, что пока работа политтехнологов в регионе незаметна.
«Пока рано оценивать предвыборную деятельность и самого Лимаренко, и его политтехнологов. Я даже не уверен, что они там уже есть, по крайней мере, мы не видим никакой активности в прессе», – уверен Марат Баширов.
По мнению Даниила Ермилова, политтехнологи, которые уже работают на Сахалине, пытаются реализовать там проект, не имеющий привязки к конкретной территории.
«Дело в том, что у каждого политтехнолога в «чемоданчике» есть набор каких-то своих методик. И люди приезжают в новый регион и начинают их использовать. В случае с Сахалином это работает хуже по одной простой причине – там другой менталитет. На Дальнем Востоке в принципе другой менталитет, отличный от российских регионов: мы отличаемся от Урала, Поволжья, Подмосковья. А Сахалинская область стоит особняком – это остров: там важно общаться с людьми, договариваться с каждым человеком», – уверен политолог.
Эксперт отмечает: сейчас команда, которая работает на Сахалине, начала выстраивать ряд проектов, в том числе, информационных. Пока, по мнению Даниила Ермилова, все выглядит нереально: все, что они говорят избирателям, нереалистично, и население это не воспринимает. Например, есть проект о социальном росте сахалинцев: они пытаются вдохнуть новую жизнь в те вещи, которые уже делали раньше в других регионах.
«Продвижение идет в основном в «Телеграме», «Инстаграме» и так далее. То есть, все рассчитано на молодежь. Но молодежь не голосует в принципе. А с теми людьми, которые ходят на выборы, работа не выстроена. Есть и кампания в СМИ, но ее проблема в том, что нет того, что люди хотели бы слышать. Приведу бытовой пример: мужчина пришел в магазин, жена за салфетками отправила. У него есть то, что надо купить – салфетки, и деньги есть на салфетки. Как ты ему не предлагай купить вместо них помидоры или яблоки, он не купит. Надо работать с потребностями, а этой работы нет от слова совсем», – отметил политолог.
«Невозможно заставить людей голосовать так, как вам хочется»
Дальневосточный политолог Даниил Ермилов уверен: если ничего не изменится, Сахалин повторит историю Приморья.
«Я разговаривал со многими сахалинцами, и они уверены, что кампания реализуется в плоскости договоренности: поставить крайне слабого кандидата от коммунистов, крайне слабого кандидата от эсеров и крайне слабого кандидата от либерал-демократов. Тогда можно сыграть на том, что местные совсем плохи, давайте избирать «варяга». Есть такая технология, и сейчас все к этому и идет. Пока то, что делается, слабо соотносится с результатом. Сейчас потребуется вести расторговки с оппонентами, согласовывать их кандидатов, чтобы они были непроходные, и убивать явку. Но, как показал опыт прошлого года, такие методы уже не работают. Сейчас уже невозможно заставить людей голосовать так, как вам этого хочется – человек должен быть авторитетом, чтобы за него проголосовали», – уверен Даниил Ермилов.
По данным политолога Сергея Гребенюка, точный ответ на вопрос, как пройдут выборы на Сахалине, и возможен ли второй тур, могут дать только социологи.
«При этом, по моей информацией, данными социологических исследований вне острова, да и там тоже, владеет крайне узкий круг людей. Все полученные цифры не транслируются в СМИ и экспертам», – отметил собеседник «ФедералПресс».
При этом эксперт добавляет: электоральный цикл конца 2018 года показал, что в регионах проходит стресс-тест сложившейся ранее политической модели. Сергей Гребенюк согласен с коллегами в том, что сейчас успех действующего врио губернатора зависит во многом от того, какие политические силы примут участие в выборах, какую сторону займут элиты.
В этой ситуации, по мнению эксперта, есть угроза со стороны политтехнологов, работающих по разные стороны баррикад. По словам Сергея Гребенюка, на Сахалине, безусловно, есть протестные настроения – как и на всем Дальнем Востоке, как и по России.
«Сахалин, как и вся страна, пострадал от пенсионной реформы. Власть еще, если выражаться метафорично, не загладила свою вину перед народом. Соответственно, рейтинг как президента, так и всех его кандидатур на острове несколько обесценен. Если по региону запускать медиаволну и клеймить кандидата как назначенца Кремля, то протестное голосование вполне можно раскачать», – отметил политолог.
Конечно, впереди еще много времени, но уже сейчас прорисовывается вероятность проведения второго тура. Эксперты подчеркивают, за оставшееся время надо сделать все, чтобы сахалинцы увидели реальные дела: надо изменить работу политтехнологов в кратчайшие сроки, выстроить работу с населением, решать реальные проблемы. Надо сделать все, чтобы между походом на выборы и поездкой на рыбалку люди выбрали первое.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин