Законы о фейковых новостях и оскорблении государственных символов приняты Госдумой. В нижней палате парламента уже не было столько споров и критики, как перед первым чтением в январе. За полтора месяца, что прошли между двумя слушаниями, документ претерпел серьезные изменения. И это как раз тот случай, когда можно сказать, что журналисты властью услышаны, – в документах отражены все предложения со стороны традиционных СМИ. Как россиян защитят от фейковых новостей, государство – от неуважения, а медиа – от банкротства и блокировки, разъясняем в материале «ФедералПресс».
Фейк уже не тот
Больше всего критики вызвал так называемый законопроект о фейковых новостях. В первой редакции документа было отмечено много противоречивых формулировок, а вот ответственность за нарушения – более чем серьезная.
Например, что именно закон считает fake news. Ведь недостоверная информация имеет разный охват и разные последствия. Но в любом случае это «заведомо ложная общественно значимая информация». Законодатели через систему наказаний показали, как будут караться распространители фейков. Все зависит от тяжести последствий и от статуса распространителя. Так, гражданам грозит штраф от 30 до 100 тысяч рублей, должностным лицам – от 60 до 200 тысяч рублей, юридическим – от 200 до 500 тысяч рублей (кстати, для юрлиц сумма штрафа снижена с момента первого чтения – было от 400 тысяч до 1 млн рублей). Кроме того, распространитель может лишиться устройства, с которого была размещена недостоверная информация.
Самые существенные штрафы будут налагаться за повторное правонарушение и за создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения и органов госвласти, за обнародование недостоверных сообщений (например, как это было год назад во время трагических событий в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня»), когда информация может вызвать панику, навредить жизни и здоровью людей. Но оштрафовать СМИ сможет только суд.
А вот возбуждать дела по фактам публикации недостоверной информации смогут Роскомнадзор и полиция. О каждом таком случае ведомства обязаны будут уведомить прокуратуру. Более того, информация о появлении таких дел будет доводиться лично до генерального прокурора России. Это связано с тем, что только по его представлению надзорные и иные органы смогут требовать удаления фейка с сайта СМИ или даже блокировки самого ресурса.
Уже ко второму чтению из текста была исключена формулировка «иные тяжкие последствия». Неоднозначность ее могла быть использована против средств массовой информации, так как в таком виде эта фраза могла интерпретироваться по-разному. Сейчас список «тяжких последствий» четко определен. Ничего лишнего даже при желании ни следственные органы, ни кто другой придумать уже не смогут. Кстати, такая формулировка прописана по аналогии с действующим федеральным законодательством.
К злостным нарушителям надзорные органы, как и прежде, вынуждены будут применять кардинальные меры – вплоть до блокировки интернет-СМИ. Но никто не собирается делать это «здесь и сейчас». В итоговой редакции документа прописан особый порядок блокировки в отношении официальных (или традиционных) СМИ – тех, которые имеют лицензию и зарегистрированы в установленном порядке. Надзорные органы должны будут выдать для начала предписание с требованием удалить недостоверную информацию, а у редакции интернет-СМИ будут сутки на исправление. Это своего рода «право на ошибку».
Для журналистского сообщества важен еще один момент: закон не имеет обратной силы. Следовательно, его никто не сможет применить в отношении так называемых «архивных дел».
Уважительная критика
Законопроект о недопустимости оскорбления госсимволов с момента его обнародования вызвал не меньше кривотолков, чем проект о фейках. Первое, что вызвало опасения у журналистов, – это риск оказаться под постоянным прессингом чиновников. Любая критика облеченных властью на местах могла бы стать поводом для этого.
«Журналисты затерроризированы донельзя, а «фейканутые» блогеры этим пользуются и процветают»
Вместе с тем эксперты разъясняют, что речь идет о других чиновниках. Точнее, даже не о каких-то конкретных чиновниках, а о символах государства (флаг, гимн и герб), а также об органах госвласти как таковых (президент, парламент, правительство, Верховный и Конституционный суды). В отношении госсимволов и пяти институтов власти недопустимы издевательские и грубые высказывания, распространение непристойных картинок. Подобные вещи Генпрокуратура будет вправе требовать удалить и блокировать. Причем это требование распространяется как на СМИ, так и на социальные сети.
А что касается отдельных чиновников, то никто никому не запрещает критиковать неэффективного мэра, министра-коррупционера, депутата, который забыл о своих избирателях. Под действие этого закона не попадают журналистские расследования, а также высказывание и распространение своей точки зрения, в том числе если она отличается от официальной. Одним словом, закон призван защитить не отдельного чиновника, а общепринятые общественные устои от неуважительного отношения. Кстати, в документе, как и в КоАП, прописана четкая формулировка понятия «неуважение» – «оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность». За это правонарушение согласно закону нарушитель будет подвергаться не административному аресту, а штрафу.
Как и в случае с фейками, предписания об удалении незаконного контента со стороны надзорных органов СМИ должны будут исполнить в течение суток. В противном случае интернет-ресурс будет блокирован.
Законам предстоит еще получить одобрение Совета Федерации, а после они лягут на стол президента. После подписания Владимиром Путиным шутить в любых СМИ и в социальных сетях станет слишком рискованно – и для репутации, и для собственного кошелька.
Фото: ФедералПресс / Денис Кочкин