Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Цена дезинформации. Как фейковые новости влияют на российский бизнес

Фейки иногда наносят бизнесменам весьма ощутимый ущерб

В Совете Федерации сегодня будет рассмотрен законопроект о блокировке сайтов, распространяющих фейковые новости. Фальшивая и искаженная информация не только сбивает с толку читателей и создает лишнюю напряженность в обществе. Бизнесу она стоит вполне конкретных денег. Компании имеют возможность защищать свою репутацию в суде, однако к тому моменту цели распространителей фейков уже нередко оказываются достигнутыми. О том, какие компании и как страдали от неподтвержденной информации, – в обзоре «ФедералПресс».

Спекуляции на рынке

Часто объектами некорректной информации становятся сделки организаций и компаний. Такие новости могут значительно повлиять на стоимость ценных бумаг на фондовой бирже.

Самым ярким прошлогодним примером подобной ситуации стали сообщения о приобретении Сбербанком 30 % в «Яндексе». Таким образом государство якобы могло получить контроль над интернет-компанией. Восемнадцатого октября акции «Яндекса» на фоне этих новостей обрушились на 15 %. Было подсчитано, что компания потеряла в тот день до 1 млрд долларов капитализации. В Сбербанке информацию о переговорах опровергли. Зампред правления банка Лев Хасис назвал эти сообщения «фейк ньюс» и посоветовал посмотреть на реакцию рынка, чтобы понять причины появления слуха. В «Яндексе» позже сообщили о разработке системы корпоративной защиты от недружественных поглощений.

С аналогичными проблемами в мае столкнулась «Интер РАО». По сообщениям СМИ, компания якобы должна была выкупить 23,5 % собственных акций у Федеральной сетевой компании и «РусГидро». Представитель компании опроверг данные и предположил, что информация была выгодна биржевым игрокам, спекулирующим на стоимости акций. Новость оказалась неправдивой наполовину: впоследствии выкуп состоялся, хотя и не в таких объемах, как предсказывала пресса (около 15 %).

В августе прошлого года негативно на акциях АФК «Система» сказались сведения об участии этой компании в строительстве объектов в Крыму и намерениях США внести ее в санкционные списки. В «Системе» информацию категорически опровергли, однаков день публикации новостей акции АФК успели упасть на 10 %, а входящего в группу сотового оператора МТС – на 4 %.

Миллиард за слухи

Банки часто становятся мишенью всевозможных фейков. Одни из них несут для финансовых организаций только репутационные потери, другие могут причинить и более значительный ущерб, привести к оттоку клиентов и денег со счетов. На память приходит сентябрь 2017 года, когда компания «Альфа-Капитал» сообщила о проблемах у четырех банков. В ситуацию вынуждена была вмешаться Федеральная антимонопольная служба, которая обязала аналитиков перестать распространять эту информацию.

В прошлом году несколько раз на информационном горизонте появлялась новость о продаже «Альфа-банка» какой-то государственной структуре – «Газпромбанку» или ВТБ. Отправной точкой для слухов стало назначение в «Альфа-банк» бывшего менеджера ВТБ. Информация долго муссировалась в телеграм-каналах, но когда о переговорах рассказала Financial Times, с официальным опровержением вынуждены был выступить учредители «Альфа-банка». Рынок в национализацию крупнейшего частного банка не поверил, поэтому последствия для него оказались минимальными.

ВТБ часто выступает мишенью новостей, которые впоследствии не получают подтверждения. После того как Reuters уличил банк в том, что он обеспечивал финансирование по одной из международных сделок в нефтяной отрасли, глава ВТБ Андрей Костин предложил журналистам пари на миллиард рублей – во столько он оценил каждую новость, которую СМИ не могут подтвердить.

40ab95d802d6df3d55dd2b54b3ae9312.jpg

Один из фейков мог иметь неприятные последствия для группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. В конце года во время встречи президента Владимира Путина с деятелями культуры гендиректор Большого Московского цирка Эдгард Запашный пожаловался на то, что «Сафмар» якобы хочет создать в Подмосковье постоянный центр для выступлений канадского Cirque du Soleil, вместо того чтобы поддержать отечественных циркачей. Президент пообещал разобраться в ситуации. «Сафмар» вскоре опроверг слова Запашного, сказав, что канадцы только арендуют помещение в иннограде «Сколково».

Большими проблемами предприятиям грозят просочившиеся в прессу слухи об их трудностях. Они могут отпугнуть контрагентов и встревожить кредиторов. В августе прошлого года широко распространились известия о якобы планирующихся массовых сокращениях на Уралвагонзаводе. СМИ сообщали, что корпорация готовится уволить 15 тысяч человек. На самом УВЗ назвали опубликованный слух попыткой дискредитировать производителя стратегической техники.

Фейки как бизнес

На протяжении прошлого года китайскому онлайн-ретейлеру AliExpress неоднократно приходилось отбиваться от обвинений в массовых блокировках российских пользователей. Подобную информацию регулярно размещают у себя отдельные сайты, которые используют для привлечения трафика яркие, но фальшивые заголовки. В текстах также фигурируют иногда компании, услугами которых пользуются миллионы граждан: Сбербанк, сотовые операторы, производители мобильных телефонов. Посещаемость таким сайтам обеспечена, а значит, и рекламные деньги текут к ним рекой.

экспертное мнение
Александр Малькевич
06.03.2019, 16:06

«Журналисты затерроризированы донельзя, а «фейканутые» блогеры этим пользуются и процветают»

Распространение фейков само по себе может стать довольно прибыльным бизнесом. Западные журналисты иногда раскрывают таких «предпринимателей», которые специализируются на тиражировании лжи в социальных сетях. В 2016 году известность приобрела история о македонском подростке, заработавшем за полгода перед выборами президента США 60 тысяч долларов за публикацию фальшивых новостей в «Фейсбуке».

В России тоже есть умельцы, которые научились зарабатывать на лжи. В прошлом году широкую огласку получил скандал в Екатеринбурге. Блогер, совладелец ряда «сайтов компромата» Александр Устинов был задержан по подозрению в получении 1,75 млн рублей от представителей завода «Вентпром». По версии следствия, за эту сумму Устинов обещал не размещать негатив о предприятии и его руководстве на своих сайтах. Вместе с ним были задержаны еще несколько человек, причастных к работе сайтов. Предполагается, что они публиковали на своих ресурсах, не зарегистрированных в качестве СМИ, заведомо ложную информацию о «Вентпроме», губернаторе Свердловской области Евгении Куйвашеве и других политиках и бизнесменах.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.