Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

«Чем хождение с портретом Немцова отличается от хождения в майке со Сталиным?» За что в Нижнем судили журналистку

Суд оштрафовал главного редактора издания «КозаПресс» Ирину Славину
Суд оштрафовал главного редактора издания «КозаПресс» Ирину Славину

Нижегородский суд оштрафовал местную журналистку Ирину Славину на 20 тыс. рублей за организацию акции памяти Бориса Немцова, уведомление о проведении которой никто не подавал. Из материалов дела и показаний некоторых свидетелей следовало, что она управляла колонной людей, шедших 24 февраля по пешеходной улице в центре Нижнего Новгорода к импровизированному мемориалу у театра драмы. Однако сторона защиты подозревает, что показания свидетелей полиции могут быть сфабрикованными. Сама журналистка не исключает, что административное дело связано с ее профессиональной деятельностью. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода в среду продолжил рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении главного редактора интернет-издания «КозаПресс» Ирины Мурахтаевой (Славиной). Ей вменили ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ – организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления. Речь идет об акции памяти первого в постсоветской истории губернатора Нижегородской области Бориса Немцова, застреленного четыре года назад в Москве. Кроме журналистки к ответственности за участие в акции никого не задерживали.

Ирину Славину задержали 5 марта с остановки общественного транспорта возле дома. Семь часов журналистку продержали в отделе полиции № 5, тогда прокурор Нижегородского района посчитал, что срок ее административного задержания был неправомерно превышен, и постановил освободить из комнаты содержания административно задержанных. На утро следующего дня был назначен суд, который был отложен до 13 марта для вызова свидетелей.

Как следует из имеющегося в деле рапорта старшего сержанта полиции Александра Сучкова, днем 24 февраля около кинотеатра «Октябрь» собралась группа граждан в количестве около 50 человек, которая пошла по улице Большой Покровской в сторону площади Театральной. Во главе колонны шла женщина с листом А4 с портретом Немцова и надписью «Борись». На пересечении с улицей Октябрьской группа остановилась и по знаку руки женщины продолжила движение, а на площади Театральной люди провели собрание.

В среду в суде на вопрос Ирины Славиной, почему он не пресек якобы имевшиеся с ее стороны противоправные действия и не сделал ей предупреждение, Александр Сучков ответил, что, осуществляя охрану общественного порядка на улице Большой Покровской, доложил руководству о людях, которые намеревались провести несанкционированное шествие, и получил указание сопроводить колонну и докладывать о развитии ситуации.

По показаниям приглашенных в суд свидетелей защиты, бизнесменов Михаила Орлова и Германа Князева, они узнали из прессы, что никаких организованных митингов и шествий памяти Бориса Немцова не будет: никто не подавал такую заявку. Однако оба были днем 24 февраля на Большой Покровской, чтобы принести цветы на символический мемориал убитому политику у театра драмы. По словам шедшего рядом с Ириной Михаила Орлова, никаких указаний и наставлений от нее не было.

Свои пояснения суду дали также трое из четырех свидетелей, подписавших для полиции объяснения по поводу событий 24 февраля. Из их показаний следовало, что Ирина Славина подняла плакат перед трамвайными путями, и следовавшая с ней группа людей остановилась, а затем продолжила движение. При этом каких-то лозунгов и выкриков людей из этой группы свидетели не слышали. Любопытно, что пенсионер Александр Кочугов в суде не узнал Ирину Славину, указав на ее адвоката Елену Родину как женщину, похожую на предводителя шествия. Более уверенный в своей памяти 26-летний временно безработный Сергей Кураев рассказал, что женщина «как будто организовывала толпу, по ней видно»: «Есть лидер, вожак, который ведет людей, всегда так было и будет». Женщину-руководителя колонны он сравнил с мамой-уткой, за которой идут утята.

Мнения свидетелей полиции об акции разделились: одному, Александру Кочугову, оно не помешало, второму (тоже пенсионеру) Вадиму Осокину оно не понравилось тем, что человека поминают прилюдно: «Ну не на Покровке же. Поминки справляют где-то дома». Сергей Кураев не скрывал своего отрицательного отношения к личности Бориса Немцова и назвал его предателем Родины, развалившим ее.

У всех допрошенных в зале суда свидетелей адвокат Ирины Славиной Евгений Губин интересовался, почему показания свидетелей идентичны и написаны под копирку. В частности, в письменных показаниях свидетелей было описание внешнего вида женщины, в том числе упоминался фиолетовый снуд. Однако свидетель Осокин признался, что в шарфах не разбирается, свидетель Кочугов слышал слово «снуд», но с чем оно связано, не помнил, а свидетель Кураев угадал, что это «типа шарфа», но не смог сказать, где он находился на журналистке.
Более того, как отметила в своем выступлении Ирина Славина, двое опрошенных в суде свидетелей сообщили, что в полиции их допрашивал мужчина. Между тем, их объяснения оформляла женщина, и потому эти доказательства следует считать недопустимыми по признаку сфабрикованности, посчитала журналистка.

Сама Ирина связывает административное преследование со своей профессиональной деятельностью. «Я предполагаю, что полиция действовала по заказу каких-то лиц, которые решили после этих событий каким-то образом меня так «прославить». То есть это не идея полиции привлекать меня, а каких-то других сотрудников другой организации», – заявила она суду. Она пояснила, что 22 февраля закончила освещать судебный процесс над тремя узбеками, обвиненных в участии в ИГ (*запрещены в РФ). «Это дело было настолько вопиющим, что даже суд не проглотил те доказательства, которые ему предъявило УФСБ, и переквалифицировал статью, что позволило ему дать этим узбекам сроки меньше», – уточнила журналистка. По словам Ирины, ее «экстремальные приключения» начинаются тогда, когда она каким-то образом задевает деятельность УФСБ.

Ирина рассказала суду, что, придя к кинотеатру «Октябрь» в целях подготовки публикации о том, как нижегородцы отдают память Немцову, видела людей, которые не знали, что делать. Она взяла у другого человека портрет политика, показала его людям, и они пошли с ней без слов. В произошедшем журналистка не видит никакого правонарушения: «Это улица пешеходная, она есть для того, чтобы мы по ней ходили с портретами или нет. Я не понимаю, чем мое хождение с портретом Немцова отличается от хождения одного из журналистов в майке с портретом Сталина. Чем они отличаются, кроме того, что Сталин это Сталин, а Немцов это Немцов, я не понимаю. В чем правонарушение, я не понимаю. Моя организация сводилась к тому, что эти люди пошли со мной. Я их ни к чему не призывала, доказательств обратного у вас не существует».

Добавим, что проведение общественно-политических мероприятий на улице Большой Покровской попало под запрет осенью 2017 года. Из-за этого в прошлом году были задержаны 12 наиболее активных участников акции памяти Немцова, напомнил «ФедералПресс» один из них, Станислав Дмитриевский. При этом запрет не распространяется на праздничные, развлекательные мероприятия и религиозные обряды (например, крестные ходы). Они, как пояснили «ФедералПресс» в ГУ МВД России по Нижегородской области, не относятся к категории публичных мероприятий, организация и проведение которых регулируется федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Адвокат журналистки Елена Родина также обращала внимание суда, что требования по вопросам политической, социальной, экономической и культурной жизни, по вопросам внешней политики гражданами 24 февраля не выдвигались, а потому публичное мероприятие в смысле, который вкладывает в него федеральное законодательство, не проводилось. Кроме того, указала защитник, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (Ирину Славину задержали много позже – Прим. ред.). Адвокат просила суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Однако судья Глеб Свешников признал Ирину Славину виновной в совершении административного правонарушения, назначив ей минимальное наказание по вмененной статье – штраф в размере 20 тыс. рублей. Журналистка намерена обжаловать решение суда.

Фото: Дмитрий Митрохин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.