«Мусорная реформа», стартовавшая в январе, должна решить проблему накопления миллиардов тонн твердых коммунальных отходов. Для Крыма тема сбора и переработки мусора особенно болезненна: на полуострове нет ни одного предприятия по переработке, с трудом идет сортировка отходов, большинство полигонов переполнены, а города обрастают опасными для экологии свалками. Почему курортный регион тонет в мусоре и что с этим делать – в материале «ФедералПресс».
Увидеть Крым и расстроиться
Прекрасной иллюстрацией к ситуации с мусором в Крыму является история создания уфимским 9-летним школьником Амиром Ибрагимовым робота-уборщика DustBot. Разработкой, кстати, заинтересовались уже китайцы. Идея создания робота пришла ребенку после того, как он побывал в Крыму.
«Впервые сын захотел создать робота, который убирал бы мусор вместо человека, когда мы путешествовали по Крыму. Ему было очень неприятно смотреть, как много мусора скапливается на туристических тропах в этих прекрасных местах», – рассказывала журналистам мама школьника.
«Много мусора» скапливалось в Крыму десятилетиями. Не имея собственного мусороперерабатывающего завода (строительство которого анонсировало каждое новое руководство), регион был вынужден скапливать твердые бытовые отходы на многочисленных полигонах и несанкционированных свалках. Последних в Крыму общественники насчитали более 700 – и речь только о крупных объектах.
Большинство официальных полигонов работало последние годы на пределе возможностей, часть из них – например, Гаспринский, Судакский, Алуштинский – не имеют защитных экранов и необходимых инженерно-технических сооружений. Экологи говорят, что в результате отходы с таких полигонов стекают по балкам в ручьи, а потом в море, наполняя его воды опасными фильтратами, обогащенными металлами и кислотами.
Сегодня в регионе зафиксирован критический уровень наполненности полигонов. Большинство из них уже не способны принимать твердые коммунальные отходы (ТКО). Они закрываются на рекультивацию, оставшиеся не справляются с повышенной нагрузкой. Так случилось после закрытия в 2017 году крупнейшего в регионе полигона в селе Каменка под Симферополем. Отходы стали вывозить на дальний полигон в село Тургенево Белогорского района, до которого от республиканской столицы 45 км. Однако, как потом выяснилось, некоторые коммунальные предприятия вывозили отходы не на белогорский полигон, а к ближайшим мусорным бакам. Город быстро оброс новыми стихийными свалками. Летом 2018 года в Симферополе, особенно на городских окраинах, люди жаловались на неприятный запах от мусорных завалов и даже опасались возникновения эпидемий из-за антисанитарии. Это был пик курортного сезона в Крыму.
«Люди постоянно создают несанкционированные свалки, вывозят в ближайшие овраги и лесопосадки. Это делает не только граждане, но и коммунальные предприятия! Мы около 150 свалок ликвидировали, но через некоторое время они появляются снова. Люди считают, что это мелочи, а в итоге захламляем весь Крым», – говорит профессор экологии, президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко.
Несанкционированные свалки чреваты загрязнением воды, воздуха и почты, а следом и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, свалки на склонах со временем набирают воду от осадков, из-за чего возникает опасность схода селевого оползня. Такая угроза уже отмечена в Алуште, Гаспре и Ялте, где неделю назад власти насчитали 103 нелегальные свалки – город занял «почетное» первое место по количеству скопившегося мусора в Крыму. Это, напомним, неофициальная курортная столица региона, где в апреле планируют принять международный экономический форум. Ликвидация одной такой свалки ТКО, по заявлениям чиновников, обойдется казне в 6 млн рублей.
«Особенно болезненная тема для экологов – Тургеневский полигон в Белогорском районе. Мы принимали участие в его модернизации. Там начали выбираться ценные фракции, органика шла на переработку, установили электрическую станцию, которая на мусорном газе работала, началась рекультивация. Полигон показывали руководству из Москвы как одно из достижений Крыма. Но в 2017 году пришли ребята в камуфляжной форме – как я понимаю, от Белогорского завода строительных материалов, – и выбросили компанию «Инсайт-2007», которая там работала. И сейчас это страшное зрелище – по полигону летают пакеты, везде грязь. Хищническое отношение», – возмущается Виктор Тарасенко.
«Мусорная реформа» есть, а изменений нет
Крым в своей проблеме не одинок. В российском правительстве подсчитали, что на территории страны сейчас находится боле 30 млрд тонн твердых коммунальных отходов. Из них перерабатывается не более 10 %, а остальной мусор горами и годами скапливается на полигонах. Это и стало одной из причин «мусорной реформы», стартовавшей 1 января 2019 года в большинстве регионов страны.
По задумке властей, в России должна быть сформирована новая система вывоза и утилизации ТКО и создана сеть современных мусороперерабатывающих заводов.
По новым правилам, напомним, в каждом субъекте теперь свой единый оператор, выбранный на конкурсной основе; он отвечает за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Еще одна важная особенность – переработка ТБО перешла из разряда жилищных в коммунальные услуги, и теперь тарифы на нее регулирует государство, а не управляющие компании. В этом плане Крыму повезло: здесь, по данным всероссийского мониторинга ОНФ, установлена самая низкая стоимость вывоза тонны мусора – 207 рублей.
Однако глава Республики Крым Сергей Аксенов реформу раскритиковал, заявив, что она ему «непонятна», и назвал «сырым проектом». Такое заявление вызвано, прежде всего, с наличием цепи посредников на господрядах и высоким процентом, который в карманах у этих посредников оседает.
«Много накладок, много посредников позаходило в рамках конкурсных процедур на муниципальный уровень, где понанимали сначала МУПы, теперь субподряды с маржой 20-30 %», – пояснил свою позицию Аксенов.
В Крыму тендер на вывод и переработку мусора выиграли ГУП «Крымэкоресурсы», подчиняющееся республиканскому министерству ЖКХ, и «Альфатер-Крым», который традиционно работал в Ялтинской регионе, а с января этого года стал обслуживать еще и Алуштинский регион.
По факту же, например, в Симферополе вывозом мусора по-прежнему занимается МУП «Экоград», но через посредничество единого оператора ГУП «Крымэнергоресурсы». У «Крымэнергоресурсов» имеется немало и других контрагентов, которые помогают ГУПу вывозить мусор. Например, ООО «Управление межрайонного экологического сервиса» работает в основном в Саках, Первомайском и Бахчисарайском районах.
«Реформа пока буксует, потому что нужны реальные деньги, чтобы подготовить выбор и переработку фракций. Нужна и работа с населением. Наука должна подсказать некоторые моменты с выбором мест под будущие комплексы по переработке мусора. Но это все же вторично – для местного бизнеса главное захватить потоки и начать получать деньги по новым тарифам», – считает Тарасенко.
В целом ситуация с мусором на полуострове мало изменилась: вспомним про 103 стихийные свалки в Ялте. Критическая ситуация с мусором сложилась и в Керчи: здесь в январе 2019 года также фиксировали переполненные контейнеры и заваленные отходами пешеходные зоны. Горы мусора лежали рядом с продуктовыми торговыми рядами на рынках.
«В столице Крыма ничего не изменилось. Да, стоят контейнеры для раздельного сбора мусора для пластика и стекла, но они там стояли уже несколько лет назад», – рассказал общественник из Симферополя Александр Юрьев.
Проекты есть, инвесторов нет
В 2024 году на рекультивацию планируют отправить и отработанные полигоны в Судаке и Белогорске, где уже скопилось более 6 млн кубометров мусора. На это потратят 331,3 млн рублей. В территориальной схеме обращения с отходами предусмотрено создание еще пяти новых полигонов и семи мусоросортировочных станций. Все объекты должны быть построены за счет инвестиций. В прошлом году, правда, выяснилось, что крупные инвесторы, готовые строить заводы по переработке мусора и производству вторичной продукции из отходов, заходить в Крым не спешат: на заключение концессионных соглашений пришел только один претендент. Вторая попытка чиновников привлечь инвесторов также не увенчалась успехов.
Бывший мэр Симферополя Игорь Лукашев во время мусорного коллапса 2018 года заявлял об установке в крымской столице временного завода по сортировке мусора, срок службы которого ограничен тремя годами. На данный момент объект все еще не запущен в работу. При этом рециклинг в инвестиционном договоре не предусмотрен, то есть предприятие будет только сортировать, но не перерабатывать мусор. А пока на полуострове функционирует только один комплекс по сортировке мусора: в Гаспре, где он работает уже 10 лет.
«В Республике Крым достаточно построить три мусороперерабатывающих заводов: главный – в Тургенево, о печальной судьбе которого я говорил, один – в Елизаветово в Сакском районе, который бы обслуживал Западный Крым, и в Бондаренково на востоке Крыма. Это базовые места. Сначала можно было бы пойти по пути биохимической утилизации с получением тепла, а стекло и пластик перерабатывать, а затем выходить на более высокие технологии», – говорит Тарасенко.
Пока сеть комплексов по переработке мусора строит только некий частник из Симферополя Алексей Чехранов, вошедший со своим проектом в шорт-лист премии «Немалый бизнес». Он строит в крымских поселках модульные мусороперерабатывающие заводы. После переработки ТКО на заводе получают пластик и резину. Из них потом делают оборудования для детских площадок.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Мусорная реформа