Общественный транспорт Краснодара снова стал источником слухов и споров. Глава Кубани Вениамин Кондратьев обсудил с генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым строительство наземного метро. Эту идею уже поднимали в правительстве, но отложили на неопределенное время. Пока эксперты спорят о формате – наземное или канатное метро, – жители собирают подписи под просьбой продлить трамвайные маршруты, а власти выделяют деньги на покупку новых вагонов. Избавится ли Краснодар от пробок, будут ли горожане ездить или летать, читайте в материале «ФедералПресс».
Краснодар далекого будущего. Цена – 12 миллиардов
Наверное, одним из самых спорных проектов для решения транспортных проблем можно назвать строительство канатного метро. Предполагалось, что по городу будут установлены специальные опоры, которые станут еще и пунктами посадки и высадки пассажиров.
Разработчики проекта привели ряд плюсов в пользу его необходимости. В первую очередь они отметили, что он экологически чистый и бесшумный. При этом полностью не зависит от пробок, так как не имеет точек пересечения с привычными видами транспорта. Канатная дорога не имеет привязки к ландшафту, поэтому может проходить абсолютно в любом месте, даже над так называемым историческим центром.
На тот момент инициаторы проекта говорили, что уже прорабатывают технико-экономическое обоснование, в рамках которого будет проведен анализ транспортной ситуации. После окончания подготовительного этапа собирались определить первые линии проекта, наиболее привлекательные по расчетам.
Администрация Краснодара также отнеслась к проекту с некой долей оптимизма. Глава города Евгений Первышов, говоря о канатной дороге, отметил, что проект полностью коммерческий и не требует инвестиций со стороны муниципалитета, в том числе и на его разработку.
Отдельное внимание власти уделили выделению земли под установку опор канатного метро. По словам Евгения Первышова, так как свободной земли в Краснодаре практически нет, то при реализации проекта на первом месте будут права собственников участков.
«Все эксперты сходятся в том, что и климатические условия, и рельеф, и населенность, и удаленность различных районов города делают этот проект инвестиционно привлекательным. По сумме затрат были приблизительные расчеты. Они достигают 10–12 млрд рублей за четыре года... Если такой инвестиционный проект будет предложен муниципалитету, мы, безусловно, его поддержим», – прокомментировал Евгений Первышов.
Эксперты также становились на сторону канатного метро. По словам профессора Александра Полиди, существующий в городе транспорт не может решить всех поставленных задач. Привычные во многих городах подземные ветки, по его мнению, в обозримом будущем в Краснодаре не появятся, так как требуют в ряде случаев фактического переселения жителей, а также значительных средств, которых у города просто нет.
Приводились уже реализованные проекты. Например, «Нижегородская канатная дорога» соединяет Нижний Новгород и город-спутник Бор. За первый год работы перевезено почти 2 млн человек. Стоимость проезда – 100 рублей. Также назывались Teleferik в Анкаре (Турция), Metrocable в Медельине (Колумбия), Mi Teleférico, соединяющая город Лас-Пас и пригород Эль-Альто (Боливия).
Проект для краснодарской канатной дороги разрабатывался одновременно с проектами для Ростова, Екатеринбурга, Красноярска, Грозного, Брянска и ряда других городов.
О стадии, на которой сейчас находится проект канатного метро, на данный момент ничего не известно, как и о сроках его реализации.
Краснодар ближайшего будущего. Стоимость – 100 миллиардов
Глава Кубани Вениамин Кондратьев в марте этого года встретился с представителями РЖД, чтобы обсудить проект «Городские электрички». Стоит отметить, что в 2018 году власти решили отказаться от этой идеи до тех пор, пока не будет до конца реализован проект железнодорожного обхода города.
При этом пересекающие Краснодар уже существующие ветки должны стать основой решения транспортных проблем. Об этом рассказал первый заместитель главы Кубани Андрей Алексеенко.
«Зачем выносить железную дорогу (за пределы города), зачем ломать то, что построено, когда можно сделать внутригородскую электричку? Можно получить полноразмерную внутригородскую электричку, которая позволит нам создать так называемое наземное метро, пустить электричку из пригородных поселков. Так мы сможем уменьшить количество транспорта в городе», – прокомментировал в 2018 году Андрей Алексеенко.
В марте этого года Вениамин Кондратьев предложил создать рабочую группу, которая должна включить в себя представителей края и РЖД.
«Нужно планомерно подойти к реализации проекта, потому что сегодня все возможности для этого есть», – подчеркнул Вениамин Кондратьев.
Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров поддержал эту инициативу, отметив, что проект пройдет по территории Краснодара.
«Мы обсудим и возможность расшивки внутри Краснодара и посмотрим, как можно будет улучшить ситуацию с пригородным движением в целом: где мы могли бы найти наиболее оптимальные варианты по ускорению движения», – отметил Олег Белозеров.
Как и предполагалось ранее, наземное метро пройдет по путям, которые уже находятся на территории города. При этом строительство новых также не исключается. Эксперты отмечают, что идея городских электричек не является новшеством. Проект «Краснодарский транзит» власти рассматривают уже более десяти лет.
Возможно, наличие уже готовых веток, а также возможность подключить ближайшие города к артериям и делает его наиболее привлекательным, поэтому за десять лет существенных изменений проект не претерпел. Стоимость «Городских электричек» официально не называется, но ряд экспертов предполагает, что с учетом необходимой инфраструктуры она будет в районе 100 миллиардов рублей. Срок реализации не озвучивается.
Краснодар настоящего. Бесценен
Пока власти ищут пути и партнеров для решения транспортных проблем, в Краснодаре продолжает расти численность населения. По неофициальным оценкам, сейчас в городе проживают более 1,4 млн человек.
Увеличение численности населения неизбежно приводит к росту машин на дорогах, пассажиров в общественном транспорте. При этом ситуацию с дорожными заторами в Краснодаре, которые часто достигают привычных 9–10 баллов, жители сравнивают со столицей, где пробки уже не такие катастрофические.
Печальная ситуация ежедневно складывается и на Яблоновском мосту, где желающие попасть в Краснодар (а вечером обратно) могут простоять несколько часов. Стоит отметить, что многие предпочитают арендовать квартиру в столице Кубани, а домой выезжать только на выходные. Напомним, разговор о новом акведуке также ведется несколько лет, и не только краем, но и соседней республикой.
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов рассказал, что через поселок Яблоновский проезжают не только местные жители, но и транспорт, идущий в сторону Черного моря. Мост находится в ведении Краснодара, но его эксплуатация не может не волновать республику, подчеркнул Мурат Кумпилов. По его словам, все серьезно обеспокоены сложившейся транспортной ситуацией – здесь ежедневно образуются автомобильные пробки, нагрузка в часы пик возрастает многократно.
«Строительство нового моста является стратегически важным вопросом, который должен решаться на федеральном уровне. В данном случае речь идет не о финансировании проекта из бюджетов края или республики. Здесь необходима государственная поддержка за счет привлечения средств федерального бюджета. Поэтому строительство должно стать федеральным проектом», – прокомментировал Мурат Кумпилов.
Власти края признают, что рост инфраструктуры не успевает за потребностями горожан.
Жители обсуждают инициативы и желания администраций по улучшению транспортной инфраструктуры, но предпринимают и свои действия, правда, более реалистичные, можно сказать приземленные, – они не просят метро в воздухе, на земле или под ней. Так, в Музыкальном микрорайоне активисты начали сбор подписей под обращением с просьбой продлить трамвайные линии до некоторых улиц. Эксперты без оптимизма смотрят на эти действия, так как необходима не только инициатива или финансирование; подготовка документов – один из важнейших этапов реализации таких проектов.
«Дело хорошее и правильное. Мэр Краснодара Первышов только ЗА эту инициативу, процесс запущен. Главная задача – избавить район от подтопления, и эта тема должна быть закрыта в первом полугодии. Гонять трамваи по лужам не получится. Сейчас мы в судах с собственниками земли, компанией «Каталина Парк». Как только приведем все документы в порядок, вернем участки городу и начнем проектировать трамвайную линию», – прокомментировал сбор подписей помощник главы Краснодара Владимир Вербицкий.
Пока идет обсуждение многомиллиардных проектов, в Краснодаре приобретут 33 новых трамвая с кондиционерами. На это будет выделен миллиард рублей. Из городского бюджета направят 75,3 млн рублей.
Всего до 2021 года будет выделено три миллиарда и куплено почти 100 новых вагонов. Несколько трамваев будут трехсекционными, а остальные – односекционными. Вся техника будет приобретаться у российских производителей. В городе 268 вагонов, 156 из них требуют замены, отмечают в мэрии.
На сегодняшний день трамвай – один из самых популярных видов транспорта в Краснодаре. Им ежедневно пользуются более 210 тысяч человек, что составляет половину всего пассажиропотока.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий