Денис Паслер проработал в должности гендиректора «Т Плюс» два года, прежде чем занять кресло губернатора Оренбургской области. За это время компания попыталась начать масштабную модернизацию, сократить долги, избавиться от неэффективных активов и гарантировать себе безубыточные тарифы. Удалось ли менеджеру решить эти вопросы и какие проблемы после него достанутся преемнику – в обзоре «ФедералПресс».
Задачи Паслера
Денис Паслер занял руководящий пост в компании в марте 2017 года. Необходимость в назначении нового топ-менеджера возникла в связи с тем, что несколькими месяцами ранее был задержан прежний гендир «Т Плюс» Борис Вайнзихер. Следствие полагало, что он вместе с управляющим директором «Реновы» Евгением Ольховиком предлагал руководству Республики Коми 800 млн рублей за решение вопроса с установкой выгодного для тепловиков тарифа.
На тот момент некоторые СМИ писали, что назначение Паслера – временное и что в скором времени он освободит пост для кого-то другого. В результате Паслер проработал в компании два года – и, вероятно, проработал бы несколько дольше, если бы Оренбургской области не понадобился новый губернатор. Как бы то ни было, «Ренова» ведет переговоры об объединении «Т Плюс» с «Газпром энергохолдинг». Новой структуре, вероятно, понадобится новое руководство.
В официальном пресс-релизе «Т Плюс» сообщалось, что перед молодым управленцем ставятся две основные задачи – продвижение изменений в законодательство (очевидно, выгодных для энергетиков) и борьба с долгами. Вероятно, лоббистские цели заключались в том, чтобы при запуске реформы теплоэнергетики в том же 2017 году были учтены интересы компании. Паслер в интервью поддерживал реформирование отрасли, предусматривающее, в том числе, повышение загрузки ТЭЦ, переход на механизм так называемой «альтернативной котельной», а также высказывал надежду на то, что государство начнет софинансировать обновление станций.
Долги и тарифы
Со второй задачей Паслеру справиться не особо удалось. Хотя долги компаний и населения и сократились, главным образом, за счет судебных тяжб и активизации перехода на прямые платежи, но не настолько сильно. В конце отопсезона 2016–2017 годов они составляли 67 млрд рублей. По состоянию на конец 2018 года «Т Плюс» были должны 59 млрд, и, как это обычно бывает, к концу сезона, скорее всего, эта сумма опять подрастет (для сравнения, перед началом отопсезона было 53 млрд). Недоимка по платежам, по словам руководства компании, осталась на уровне прежнего года.
Лидерство среди регионов по долгам перед «Т Плюс» держит Республика Коми (9,7 млрд) – она же самый проблемный регион присутствия компании не только по неплатежам. В тройку главных неплательщиков входят также Пермский край (8,4 млрд) и Самарская область (8,1 млрд), тоже не самые простые для «Т Плюс» субъекты РФ.
В этих же регионах компания сталкивалась с проблемами при продвижении тарифов. В Пермском крае, например, ее уличили в том, что она создала промежуточную сбытовую компанию, чтобы установить дополнительную надбавку. В 2017 году ФАС возбудила в отношении компании дело, а местный комитет по тарифам в начале прошлого года исключил из тарифа компании 580 млн рублей в связи с невыполнением инвестпрограммы. А в Коми разногласия по поводу тарифов привели руководство компании за решетку.
Стратегия избавления
Сам Паслер в интервью заявлял, что видит своей задачей выполнение стратегии компании, принятой в 2016 году. В ней сделаны акценты на оптимизацию генерации и развитие сбытового бизнеса. Во многих регионах присутствия «Т Плюс» наблюдается профицит тепловой энергии, поэтому нужно избавляться от неэффективного оборудования, объясняли при принятии стратегии в компании.
Правда, первые попытки такого избавления натолкнулись на непонимание властей. Когда в 2016 году «Т Плюс» заявила о продаже Воркутинских ТЭЦ, глава Республики Коми пожаловался на это президенту Владимиру Путину. Путин возмутился планами энергетиков и пригрозил «Т Плюс» разбирательством с участием правоохранительных органов. Вскоре после этого и был задержан Вайнзихер.
Тем не менее, Паслер, как и обещал, курс руководства компании продолжил. В конце 2017 года за 159 млн были проданы Кизеловская ГРЭС и Сарапульская ТЭЦ в Удмуртии. Тогда же он отдал Новочебоксарскую ТЭЦ в аренду предприятию «Химпром» (также входит в число активов Вексельберга). В ноябре прошлого года сообщалось, что Березниковский содовый завод в Пермском крае вынужден выкупить у «Т Плюс» 90-летнюю ТЭЦ, которая снабжает его паром.
Место под солнцем
Руководитель «Т Плюс» говорил, что компания не будет отвлекать внимание и средства на неэффективные активы и объекты. Неудивительно, что компания не берет на баланс изношенные муниципальные сети, а предлагает отдать ей их в концессию. Это становится дополнительным аргументом при повышении тарифов.
Ярким примером такой политики стала ситуация в Тольятти, где накануне Нового года разгорелся скандал из-за требований «Т Плюс» дополнительно повысить тариф. В компании заявили, что намерены отказаться от эксплуатации убыточных муниципальных котельных, а дома снабжать теплом от Тольяттинской ТЭЦ по новой магистрали. Результатом переговоров компании с властями стало решение о заключении концессионного соглашения.
В прошлом году концессионный проект запущен в Дзержинске Нижегородской области. Готовится соглашение в Кирове, активно обсуждают тему в Саратове, Ижевске и других городах.
Впрочем, концентрация на теплоснабжении не мешает «Т Плюс» заниматься непрофильным проектом – развитием альтернативной энергетики. В 2015 году компания выиграла у государства проект на строительство солнечных электростанций (СЭС) общей мощностью 135 МВт.
Три СЭС построены в Оренбургской области, куда Паслера назначили губернатором. В прошлом году «Т Плюс» ввел там Сорочинскую и Новосергиевскую СЭС. До 2022 года компания планировала вложить в это направление еще 8,5 млрд. Это при том, что «Ренова» вместе с «Роснано» владеет компанией «Хевел», которая специализируется как раз на солнечной энергетике и строит станции в разных регионах, в том числе под тем же Оренбургом.
Проблемы все те же
Основные проблемы «Т Плюс» остались нерешенными. Главная из них – устаревшие станции и оборудование. Компания эксплуатирует 54 ТЭЦ и 4 ГРЭС. Некоторые объекты ведут свою историю с 1920–30-х годов. Распродать их все компания не сможет, остается только постепенно модернизировать, выводить их из эксплуатации и строить на их месте что-то новое. Например, Воркутинскую ТЭЦ до сих пор топят углем, что делает ее неэффективной и неэкологичной. Чтобы перевести ее на газ, «Т Плюс» придется вложить 1 млрд.
Вторая проблема, не меньше первой по значимости – изношенные тепловые сети. Хотя компания ежегодно заявляет о снижении аварийности (по итогам 2018 года – на 20 %), в целом ситуация с авариями на теплосетях остается довольно напряженной. В разных источниках фигурируют разные цифры. В целом по отрасли изношенность оценивается в 70 %. В проблемных для компании регионах, таких как Кировская или Самарская область, звучат оценки в 80–90 %.
Компания ежегодно вкладывается в перекладку труб. В прошлом году было вложено 9 млрд, что позволило заменить 390 км – это 2 % от общей протяженности сетей «Т Плюс». Такой скоростью обновления неудовлетворены и сами менеджеры компании, которые говорят, что для обеспечения нормальной работы нужно как минимум утроить этот показатель.
Новому руководителю «Т Плюс» придется все так же решать проблемы долгов, недостаточной загрузки ТЭЦ, низких для компании и высоких для населения тарифов, избавления от неэффективного оборудования и активов. Очевидно, что будет продолжен и стратегический курс компании на концессионные соглашения с местными властями и развитие солнечной энергетики. Кто руководит компанией в данный момент, неизвестно. Раздел об органах управления на сайте компании обновляется. Нового руководителя должен назначить совет директоров.
«ФедералПресс» направил запрос в компанию «Т Плюс» с просьбой осветить результаты работы за 2017–2018 годы и вклад Дениса Паслера в ее развитие. В компании сообщили, что готовы ответить на вопросы в сроки, предусмотренные законом.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; «Т Плюс»