Top.Mail.Ru
Промышленность
Москва
0

Вам здесь не рады. «Русал» заработает за счет пошлины на автомобильные диски из Китая

Колеса
Колеса в скором времени могут подорожать

На поставляемые из Китая алюминиевые колесные диски для автомобилей установлена высокая пошлина. Теперь цены на них могут вырасти, что будет выгодно для «Русала». Подробности – в материале «ФедералПресс».

Ущерб оказался серьезным

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС, объединяет Россию, Беларусь, Армению, Казахстан и Кыргызстан), приняла решение об установлении антидемпинговой пошлины на импорт литых алюминиевых колесных дисков для автомобилей из Китая. Ее ставка составит 33,69 %, пошлина будет действовать в течение пяти лет.

Согласно пресс-релизу ЕЭК, было установлено, что китайские производители вследствие ведения демпинговых поставок нанесли материальный ущерб экономике ЕАЭС: в течение нескольких лет производство и продажи колес на его рынке были либо малорентабельными, либо вовсе убыточными. Установление антидемпинговой пошлины, по мнению ЕЭК, позволит поддержать отечественные предприятия по выпуску дисков и устранит недобросовестную конкуренцию со стороны компаний из КНР.

Расследование по ввозу китайских дисков началось в феврале прошлого года на основании заявления литейно-механического завода «Скад», поддержанного компанией «КиК». В нем указывалось, что во втором полугодии 2016 – первом полугодии 2017 года они продавались по ценам существенно ниже, чем на внутреннем рынке Китая. В течение этого периода их импорт вырос на 41,7 %. Демпинговая маржа (разница в ценах в КНР и России) была оценена в 126 %.

Импорта слишком много

Эксперты отмечают, что на российском рынке, действительно, много иностранной продукции. «Доля импорта в структуре потребления литых алюминиевых колесных дисков составляет порядка 50 %. Львиная доля из этого объема приходится на китайских поставщиков», – указывает Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер».

«По приблизительным оценкам порядка 60 % российского рынка литых колесных дисков обеспечивается российскими производителями. Остальное – импорт, половину которого составляют поставки из Китая. Элитный сегмент обеспечивается импортом из Японии, Италии и Германии. В структуре рынка литых колесных дисков ЕАЭС доля импорта составляет чуть более половины», – считает Алексей Калачев, аналитик «Финама».

Он добавляет, что китайские диски примерно на треть дешевле российских и почти в два раза – остальной зарубежной продукции.

«Российские производители выступают за выравнивание условий конкуренции, нарушенных вследствие поставок по демпинговым ценам и нанесших ущерб отрасли, что было доказано в ходе расследования. Проведение антидемпинговых расследований является нормальной практикой стран – членов ВТО для защиты от недобросовестного импорта. К применению мер торговой защиты от недобросовестного импорта прибегает и Китай, – прокомментировали в Алюминиевой Ассоциации. – Выравнивание условий конкуренции на рынке союза, нарушенных вследствие недобросовестных практик со стороны китайских поставщиков, позволит реализовать инвестиционные программы по расширению производственных мощностей и повышению предложения качественной продукции для отечественного потребителя».

Все тайное становится явным

Обращают на себя внимание несколько любопытных фактов. В докладе о результатах расследования, подготовленном департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК, говорится, что «Скад» планировал увеличить мощности по производству дисков на 15–35 % в 2018 году и на 20–60 % в 2019, «КиК» – на 17,8 % в 2019 году. Если их выпуск не приносит прибыли, то смысла наращивать мощности нет.

«Скад» в 2018 году сумел расширить производство дисков на 15,2 % до 970,1 тыс. штук – это следует из официального пресс-релиза «Русала», владеющего, согласно Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), 66,7 % уставного капитала предприятия. Его генеральным директором является Идрис Закиев, основатель «Скада», сохранивший за собой 23,3 % уставного капитала «Скада».

«КиК»же, поддержавшая жалобу «Скада» при ее подаче в ЕЭК, тоже контролируется «Русалом»: он владеет 90 % ее уставного капитала с декабря 2018 года (соответствующая запись имеется в ЕГРЮЛ).

45cbe271df769c8a835605f56936fe99.jpg

Расклад сил

«Русал» попытался приобрести «КиК» еще в 2017 году, несколько раз прекращая поставки для нее алюминия с находящегося по соседству Красноярского алюминиевого завода. В декабре того же года акционер «КиК» Евгений Куклин пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на давление со стороны «Русала» (цитируется РБК). В конечном счете ФАС в марте 2018 года разрешила «Русалу» купить «КиК». Правда, «Русал» пресс-релизов о сделке не публиковал.

Между тем она для него крайне выгодная: «Скад» и «КиК» – крупнейшие в России предприятия по выпуску алюминиевых колесных дисков, их суммарные мощности превышают 3 млн штук в год.

«Русал» может заинтересоваться возможностью приобретения компании «Азов-Тэк», реализующей проект создания нового производства. После его завершения «Азов-Тэк» сможет увеличить производство дисков с 400 тыс. до 2 млн штук. Если «Русал» сумеет поглотить «Азов-Тэк», то фактически он будет контролировать весь выпуск дисков в России (или, по крайней мере, его большую часть).

Дефицита не будет

Эксперты не видят серьезных проблем от установления пошлины. «На рынке союза присутствует как минимум четыре производителя алюминиевых колесных дисков, которые в полной мере могут обеспечить спрос на внутреннем рынке. Также на рынке России широко представлены иные зарубежные производители алюминиевых колесных дисков из Японии, Южной Кореи, стран Европейского Союза и др. Кроме того, антидемпинговая мера не является запретительной, китайские поставщики будут находится в равных конкурентных условиях с поставщиками из третьих стран и отечественными производителями. Принятая мера устранит недобросовестную конкуренцию со стороны китайских изготовителей, поддержит отечественных и не помешает добросовестным импортерам», – считают в Алюминиевой Ассоциации.

«Основные объемы российского производства литых колесных дисков обеспечиваются «КиК» и «Скадом». Обе контролируются «Русалом» – практически монопольным в России производителем алюминия. Естественно, что именно предприятия «Русала» выиграют от введения пошлин на ввоз дисков из Китая», – прогнозирует Алексей Калачев.

По его мнению, пошлина не создаст дефицита, но поможет изменить ситуацию на рынке в пользу российских производителей. Она сможет обеспечить рост отечественного выпуска на 25–30 %. Если благодаря пошлине цена китайских дисков поднимется, то потребители чаще будут выбирать диски от КиК и «Скад».

«Традиционно китайская алюминиевая продукция, попадая под запрет в той либо иной стране, начинает «маскироваться» под продукцию компаний из Индии либо Австралии, возможно, появится «казахстанская» и «таджикская» продукция. Если же говорить о действительно импортируемой не из Китая продукции, то вероятными претендентами на освободившееся место могут стать европейские производители дисков», – ожидает Максим Худалов, директор по корпоративным рейтингам АКРА.

Клиент заплатит за все

Несколько иную точку зрения высказал Сергей Дейнека. «Наиболее ощутимым результатом введения антидемпинговых пошлин станет повышение цен, которое, по нашим оценкам, составит не менее 10 %. Возможно возникновение дефицита колесных дисков, так как оперативно закрыть «недостачу» в размере порядка 1,5 млн дисков отечественным производителям, возможно, не удастся. Вероятно, мы увидим сценарий довольно резкого повышения цен, так как вряд ли китайские поставщики откажутся от нашего рынка, но будут вынуждены также повысить цены на свою продукцию», – предполагает он.

По словам Сергея Дейнеки, мировыми лидерами по выпуску дисков являются компании из Германии, Кореи, Турции, Италии, Чехии, Словакии и США. Однако высококачественную продукцию из этих стран россияне массово не могут себе позволить. Очевидно, что частично импорт будет удовлетворяться за счет продукции российских производителей, частично – поставщиками из Китая: просто для потребителей китайские диски станут дороже.

На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Русала», на момент публикации статьи комментариев получено не было.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.