«Русалу» и его партнеру «РусГидро» после долгих лет мытарств удалось реализовать проект Богучанского алюминиевого завода. Однако его продукция вряд ли будет пользоваться спросом на внутреннем рынке, а за границей и без того производителей хватает. Поэтому инвестиции в него могут долго не окупиться, перспективы же самого предприятия на конкурентном рынке крылатого металла незавидные. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Завод в тайге
Компании «Русал» и «РусГидро» в конце марта ввели в промышленную эксплуатацию в Красноярском крае первую серию Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ). Бюджет строительства составил почти 1,7 млрд долларов, оно финансировалось за счет собственных средств «Русала» и «РусГидро» и денег, предоставленных «Внешэкономбанком».
БоАЗ является составной частью Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО), включающего еще и Богучанскую гидроэлектростанцию (БоГЭС) мощностью около 3 тыс. МВт. Первая серия БоАЗа при полной загрузке будет выпускать 298 тыс. тонн первичного алюминия в год.
Польза может быть для всех
Отраслевые эксперты видят немало положительных моментов от запуска БоАЗа как для «Русала», так и для Красноярского края.
«Строительство данного завода необходимо по нескольким причинам. Во-первых, для переработки сырья с месторождений, расположенных вблизи него, и выпуска готовой продукции. Во-вторых, в связи с постепенным устареванием действующих заводов необходимо создавать новые мощности по выпуску алюминия, и завод как раз и является таким новым производством, которое будет выпускать продукцию по передовым технологиям, оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, чем действующие заводы по выпуску алюминия. В-третьих, завод создан в рамках развития Богучанского энерго-металлургического объединения, он загрузит энергетические мощности в регионе, будет способствовать развитию проектов в других отраслях в крае», – считает Ярослав Кабаков, директор по развитию инвестиционной компании «Финам».
С ним солидарен Сергей Суверов, старший аналитик компании «БКС Премьер». «Для «Русала» есть плюсы строительства этого завода и в связи с тем, что будет дополнительно потребляться электроэнергия с генерирующих активов En+ Group. Мы считаем, что завод будет прибыльным, это позволит улучшить показатели свободного денежного потока «Русала», – отмечает он.
В тени победных реляций
«Русал» утверждает, что проект БЭМО был реализован в рекордно короткие сроки: в 2012 году заработали первые гидроагрегаты БогГЭС, три года спустя она вышла на проектную мощность, и тогда же был получен первый металл на БоАЗе.
В реальности дела обстоят иначе. Еще в мае 2006 года ГидроОГК (входит в «РусГидро») и «Русал» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию БЭМО. К тому времени БоГЭС была построена лишь частично (ее возведение началось в 1974 году и в 1994-м стройка была законсервирована).
Тринадцать лет назад стоимость достройки БоГЭС и возведения БоАЗа (без учета затрат на создание инфраструктуры и подготовку ложа зоны затопления гидростанции) оценивалась в 3,6 млрд долларов. 30 % капитальных вложений планировали предоставить из собственных средств ГидроОГК и «Русал», остальные 70 % они намеревались привлечь в банках.
На создание БоАЗа предполагалось взять кредит в размере 0,5 млрд долларов. Для строительства необходимой сетевой инфраструктуры требовалось 698 млн долларов, для прокладки автомобильной дороги Богучаны – Кодинск – 40 млн долларов, и для этого ГидроОГК и «Русал» хотели получить поддержку в Инвестиционном фонде. Подготовка ложа зоны затопления БогГЭС стоимостью 370 млн долларов должна была быть профинансирована из федерального бюджета. Запуск БоАЗ и БоГЭС намечался на 2009 год. Мощность БоАЗа была запроектирована в 600 тыс. тонн в год.
Милые бранятся – только тешатся
В назначенный срок БоАЗ не стал выпускать алюминий. Зато в мае 2009 года «Русал» заявил о проблемах. Он обвинил фирму «Организатор строительства БоГЭС» (менеджмент которой состоял из представителей «РусГидро») в настойчивом требовании добиться выплат подрядчикам за их работу по повышенным расценкам и заключения по ним же новых договоров.
В свою очередь подрядчики оказались должны БоГЭС порядка 1 млрд рублей за ее материалы и услуги. По мнению «Русала», «РусГидро» блокировала подачу исков в суд для взыскания просроченной задолженности с подрядчиков и возврата авансов в случае невыполнения работ.
«Такое отношение может свидетельствовать лишь о том, что «РусГидро» не заинтересовано в эффективном контроле за инвестициями в строительство БоГЭС, в том числе и бюджетных средств, и наводит на мысль о наличии определенных интересов между менеджментом «РусГидро» и основными подрядными организациями», – заявлялось в пресс-релизе «Русала».
«РусГидро» же сообщила о блокировании «Русалом» закупок, необходимых для строительства БоГЭС, которое чревато срывом проекта. Пререкания между менеджментом «Русала» и «РусГидро» затянулись, стройка же встала, а возобновилась в январе 2011 года. Запуск БоАЗа сдвинули на 2013 год, заработал же он в 2015 году, произведя 25 тыс. тонн алюминия. В течение трех последующих лет он выпускал около 150 тыс. тонн в год.
Куда девать лишний металл?
Ключевая задача, стоящая сейчас перед БоАЗом, – развитие продаж алюминия. Впрочем, эксперты считают, что он может быть востребован не только внутри России, но и за ее пределами.
«Продукция завода может найти применение как внутри страны, так и за ее пределами. Внутри РФ она может поставляться как в Забайкалье и на Дальний Восток, так и в европейскую часть страны. Потребителей алюминия много, поэтому география поставок нового завода может быть весьма обширна. Вместе с тем вряд ли есть такая цель – полностью использовать продукцию предприятия только в РФ», – говорит Ярослав Кабаков.
Действительно, какие-то объемы металла будут отгружаться с БоАЗа на российский рынок. Однако вряд ли он сильно нужен в регионах восточнее Урала – там нет крупных потребителей алюминия. С долей условности к ним можно отнести ААК «Прогресс», Улан-Удэнский и Комсомольский-на-Амуре авиационные заводы, хотя им нужнее прокат и профили, чем металл в чушках.
В целом же в поставках металла с БоАЗа на отечественный рынок необходимости нет – в силу удаленности он будет дороговат для производителей проката, профилей и литья (затраты на доставку будут включены в его цену). Находящимся в европейской части предприятиям предпочтительнее получать алюминий с Волгоградского алюминиевого завода, в Сибири – с Новокузнецкого или Красноярского.
Планета большая, но места всем не хватит
«Скорее всего, рынок для БоАЗа – это экспорт; возможно, за счет замещения продукции тех же заводов из европейской части и с Урала, – констатирует Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА, указывая на то, что окупится БоАЗ не скоро. – При текущих ценах на металл оценки окупаемости разнятся от 10 до 15 лет, но цены на алюминий достаточно волатильны, и в случае роста рынка возможен куда более быстрый возврат вложенных инвестиций».
На мировом рынке и без БоАЗа игроков хватает. Надежды «Русала» на сокращение выпуска алюминия в Китае иллюзорны: он, по данным International Aluminium Institute, в январе-феврале 2019 года увеличил производство на 2 %, до 5,856 млн тонн.
Гораздо разумнее было вместо строительства БоАЗа в глухой тайге, которое обошлось в колоссальную сумму, модернизировать предприятия в европейской части России и на Урале. Ранее «Русалом» были закрыты Волховский и Надвоицкий алюминиевые заводы, остановлены электролизные серии на Богословском, Уральском и Волгоградском (на последнем электролиз все-таки был перезапущен по-тихому). Если бы вовремя было проведено техническое перевооружение их мощностей и обеспечено снабжение электроэнергией по приемлемым тарифам, не пришлось бы консервировать цеха и увольнять людей.
На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Русала», на момент публикации статьи комментарии не были получены.
Фото: pixabay.com