На Красноярском экономическом форуме китайская компания Poly Group Corporation заявила о готовности участвовать в нескольких инвестиционных проектах в регионе. В их числе – разработка оптимальной транспортной схемы и строительство метро в Красноярске. На данный момент китайская корпорация, партнером которой выступает трест АО «Красноярск ТИСИЗ», – единственная бизнес-структура, готовая предметно обсуждать проект. На каких условиях инвестор из КНР готов реализовать проект и примет ли предложение китайских партнеров российская сторона – в материале «ФедералПресс».
«Нереального нет»
Вопрос о возобновлении строительства метро в Красноярске в очередной раз был поднят во время недавнего визита в краевой центр президента РФ Владимира Путина. После совещания, которое он провел с губернатором региона Александром Уссом, глава региона заявил: инициатива по строительству метро в Красноярске получила поддержку президента. «Мы рассчитываем, что проект будет реализован. Основание для этого состоит в том, что нам выделили один миллиард рублей из федерального бюджета на его актуализацию», – сообщил Усс.
Общая же стоимость строительства, по его словам, составляет порядка 65 млрд рублей. Как пояснил губернатор, речь при этом идет не только о подземке, но и о создании принципиально новой транспортной схемы Красноярска, которая будет включать пять подземных станций метро и четыре наземные, линии для скоростного трамвая, стыкующиеся с линиями метрополитена и станциями городской электрички.
«Таким образом, у нас появляется комплексное решение: метро, скоростные трамваи и городская кольцевая электричка. Такой подход может стать моделью для развития транспортной схемы и других городов с миллионным населением»,– сообщил глава региона на встрече с журналистами.
Раскрыл он тогда и некоторые технические подробности «нового» метро: «Мы намерены предложить для реализации этого проекта трехвагонные составы и беспилотный метрополитен. Это означает, прежде всего, существенное снижение стоимости и сокращение площадей самих станций».
При этом, как отметил Усс, окончательная ясность по срокам и вообще перспективам реализации проекта появится в течение года.
На КЭФ-2019 специалисты китайской компании Poly Group Corporation предложили куда более короткие сроки: первые наработки по красноярскому метрополитену корпорация готова предоставить уже через две недели, а построить метро в городе – к 2023 году. По заявлению представителей компании, ничего нереального в этих планах нет.
«Корпорация входит в десятку крупнейших компаний Китая, ее активы составляют более 160 млрд долларов, годовые доходы превышают 60 млрд. У нас наработан огромный опыт в дорожно-транспортных проектах, в том числе в строительстве метро: специалисты Poly Group Corporation за последние годы участвовали в строительстве более 100 линий метрополитена в 32 городах. Только за последний год компания построила более 55 км мостовых переходов. Мы готовы представить конкретные планы и по новой транспортной схеме Красноярска, и по строительству метро в городе в течение ближайших четырех-пяти лет, и по новому мосту через Енисей. Заинтересованы мы и в участии в проекте реновации Норильска», – сообщил представитель компании в ходе презентации проекта на КЭФ-2019.
Для тех, кто не в курсе: подземку в Красноярске начали строить в 1995 году. Но так и не построили. Из-за проблем с финансированием к концу 1990-х – началу 2000-х годов работы замедлились, а к 2010-му прекратились. Консервация объектов недостроенного метро обходится региональному бюджету в 76 млн рублей в год.
С тех пор почти ежегодно заходит разговор о возобновлении строительства – об этих планах говорят то краевые власти, то коммерческие структуры, как российские, так и зарубежные. Но до сих пор по разным причинам эти планы так и остаются планами.
Будущее – за беспилотниками
Нехватка финансирования – не единственная проблема, тормозящая строительство метро в Красноярске. Некоторые специалисты сомневаются в самой целесообразности этого проекта.
Так, два представителя Высшей школы экономики – декан факультета городского и регионального развития Михаил Блинкин и директор Центра планирования и проектирования инфраструктуры и городской среды Глеб Витков – опубликовали статью, в которой заявили, что вообще не видят перспектив у строительства красноярского метро и считают его утопией. По их мнению, строительство всего пяти станций метро глубокого заложения на 60 метров не соответствует ни требуемым капитальным затратам, ни пассажирскому спросу.
«Вероятность предпочтения метрополитена автомобильной поездке на 8–10 км является очень низкой при необходимости использования станции, расположенной на значительной глубине. Спуск на эскалаторе составит 2–3 минуты. Еще 5–6 минут – время ожидания поезда. Меньших интервалов обещать не приходится: интервал всегда подстраивают под реальный пассажиропоток. В этих условиях горожанин-автомобилист всегда предпочтет поездку на своем автомобиле, пусть даже с пробками. Таким образом, происходит цепная реакция негативных эффектов: меньше пользователей – ниже рентабельность – ниже частота движения поездов. Вместо эффективной транспортной системы город получает ее дорогостоящую демоверсию», – писали авторы статьи.
Поэтому, делают вывод Блинкин и Витков, для Красноярска больше подходят наземные скоростные системы, а не метро глубокого заложения.
«За сумму кратно меньше заявленной в 65 млрд рублей можно было бы построить новую линию, полностью модернизировать всю существующую трамвайную сеть в современный LRT и получить полноценную городскую транспортную систему, покрывающую весь город, эффективную и экологичную», – отмечали эксперты.
Однако представителям China Poly Group Corporation, как выяснилось, есть, что на это возразить. Как сообщил на КЭФ ведущий специалист по технологии метрополитена Ли Вэньбо, он и его коллеги предварительно уже проанализировали нынешнее состояние красноярского метро, его маршруты, масштаб выполненных на данный момент работ. И у них уже появились наметки по концепции развития метро в Красноярске, в том числе некоторые чисто технические решения.
Ли Вэньбо, в частности, рассказал, за счет каких технологий можно снизить глубину заложения метро, где уместен выход на эстакаду, в каких случаях целесообразнее использовать монорельсы, а где – «традиционную» колею. Специалист подчеркнул, что видит будущее в использовании в Красноярске беспилотных, автоматически управляемых составов. А на наземных участках предложил подавать электроэнергию по рельсам и убрать воздушные линии электропередачи – это улучшит облик города. В целом, как отметил Вэньбо, компания готова разработать единую транспортную систему для Красноярска, в которой учитывалось бы все: удобство для людей, экономичность при строительстве и эксплуатации, все необходимые технические моменты и экологические аспекты.
Олег Митволь, председатель совета директоров АО «Красноярск ТИСИЗ» – российского партнера China Poly Group Corporation – заявил, что не сомневается в реалистичности этих планов. В том числе потому, что китайские инвесторы предлагают реализовать проект по договору концессии, то есть построить метро на собственные деньги, с тем, чтобы в дальнейшем получать доходы от его эксплуатации. Уже поэтому, считает он, не будет перебоев с финансированием, а проект будет доведен до логического финала.
«Если за 10 лет компания построила метро в 30 городах – почему она не может построить его за 5 лет в Красноярске? У Poly Group Corporation огромный опыт в этой сфере. По поводу средств: сначала будет проект, потом произведем оценку. Чем хороши наши китайские коллеги – так это разнообразной схемой финансирования. Это не то, с чем сталкиваются обычно в России: когда сначала одна смета, потом другая, потом третья, потом перестают строить метро, потом забастовки по невыплатам зарплаты. Это будет инфраструктурный проект, предназначенный для уменьшения экологической нагрузки на город. 40 % загрязнения Красноярску дает общественный транспорт, и если запустим электрическое метро, то этой проблемы не будет. Впрочем, с российской стороной компания готова при необходимости обсуждать разные механизмы финансирования», – заявил Митволь.
По его словам, и подготовка предпроектных разработок за две недели – отнюдь не фантастика:
«Сейчас часть технической информации не то чтобы засекречена, но помечена грифом «для служебного пользования». Как только они получат к ней доступ – к данным о глубине заложения, пропускной способности линий и прочему – они подготовят нужные документы. И ТИСИЗ им в этом поможет: ведь именно наша компания была разработчиком первой схемы метро. Если перед нами будет поставлена такая задача, мы актуализируем проект. Вообще уверен: если строить в Красноярске метро – оно должно быть самым лучшим: технологичным, надежным, современным, качественным. Poly Group Corporation вполне под силу решить эту задачу», – сообщил Митволь.
«Ждем решения сверху»
Будут ли реализованы планы по строительству красноярского метро именно в том виде, как предлагает Poly Group Corporation? И будет ли именно она заниматься этим проектом?
После выступления представителей корпорации на КЭФ-2019 Александр Усс поблагодарил китайских бизнесменов за желание сотрудничать, однако отметил, что «за этим столом пока нет оснований говорить о конкретных принимаемых решениях».
«Конкретика по техническим решениям и финансовым механизмам, связанным с проектом, – дело будущего, хотя, надеюсь, недалекого», – заметил губернатор. И предложил китайским инвесторам обратить внимание на еще один проект – по созданию мультимодального транспортного узла в аэропорту Красноярска.
В некоторых красноярских СМИ поспешили истолковать эти слова губернатора как вежливый отказ. Однако в региональном правительстве заявляют: это не так.
«Китайские партнеры презентовали губернатору и региональному правительству свои возможности. Но решения будут приниматься позже и не на региональном, а на федеральном уровне, поскольку все этапы, связанные со строительством метро, финансируются из федерального бюджета», – сообщила «ФедералПресс» Елена Уляшева, руководитель пресс-службы губернатора и правительства Красноярского края.
В то же время пока нет и альтернативных предложений по проекту со стороны российских компаний, отметила она.
Фото: пресс-служба краевого правительства
КЭФ-2019