Задержание и арест бывшего вице-премьера правительства Башкортостана Евгения Гурьева может запустить процесс декриминализации республики, считают эксперты. Громкие антикоррупционные дела являются общефедеральным трендом, однако дагестанский сценарий Башкирия, скорее всего, не повторит – масштабы не те. Наблюдатели не исключают, что, если коррупционные цепочки будут вести в «белый дом», возможно, последуют новые громкие отставки. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В среду стало известно, что задержанный в начале недели экс-заместитель председателя правительства Башкирии Евгений Гурьев помещен под стражу на два месяца. Бывшего высокопоставленного и крайне влиятельного чиновника из окружения экс-главы республики Рустэма Хамитова подозревают в махинациях с земельными участками. По данным Следственного комитета, нарушения были допущены еще в 2015 году при распределении земель под жилищную застройку в Уфе.
Пост вице-премьера Евгений Гурьев совмещал с должностью министра земельных и имущественных отношений и, по мнению наблюдателей, сосредоточил в своих руках управление практически всеми государственными активами в регионе.
По данным источников, Гурьеву могут также вменить махинации в деятельности ГУП «Управление административными зданиями». В конце февраля под следствие попала бывшая директор предприятия Эльвира Берг, которую называют прямой подчиненной Гурьева.
С арестом бывшего вице-премьера может начаться полноценная кампания по декриминализации региона. Однако инициатором преследования высокопоставленных чиновников из администрации прежнего главы выступают силовики, а не нынешнее руководство республики, считает политолог Дмитрий Михайличенко.
«Очевидно, что была часть административной элиты, которая укрепилась при Хамитове и которая сейчас не имеет никакой гарантии сохранения своих активов и своего спокойствия. Это касается ряда вице-премьеров, касается, в частности, Филиппова (бывший вице-мэр Уфы, проходящий по уголовному делу. – Прим. ред.) и других чиновников. Процесс довольно тревожный. Но основным субъектом здесь являются скорее не нынешние региональные власти, а силовики. Тот бэкграунд, который был сформирован у Гурьева, Магадеева (бывший вице-премьер правительства Башкирии. – Прим. ред.), не позволял надеяться ни на что, кроме внутриэлитных договоренностей», – говорит эксперт.
Политолог Константин Кузьминых полагает, что уголовное преследование Евгения Гурьева вполне вписывается в общефедеральный тренд на громкие антикоррупционные дела: «Борьба с коррупцией – это общефедеральный тренд. Дагестан, конечно, выступает флагманом со своим губернатором Васильевым, у которого есть большой опыт по этой части. Ожидаемо, что этот тренд будет продолжаться по всей России, и в Башкирии его подхватили. Сейчас есть необходимость в такой работе, учитывая, что общее самочувствие населения не очень хорошее, – падают доходы и так далее».
При этом Кузьминых не склонен считать, что за делом Гурьева в Башкирии начнутся массовые чистки. «Законы у нас для всех равные. Если они (чиновники) честны, то зачем же им опасаться? А если рыльце в пушку, то есть повод задуматься», – говорит политолог.
Наблюдатели сходятся во мнении, что такой же масштабной антикоррупционной кампании, как в Дагестане в 2018 году, в Башкирии ждать не стоит. Но отдельные уголовные дела еще могут последовать.
«Это даже уже не сигнал, это процесс. Я не буду утверждать, что он пойдет по сценарию Дагестана, там другой масштаб и уровень, – говорит Дмитрий Михайличенко. – На мой взгляд, такие фигуры, как Гурьев или Филиппов, собственно, и были главными разрушителями хамитовской системы власти, потому что они больше работали на себя. Я допускаю, что они даже где-то манипулировали Хамитовым, и все это разрушало административную систему республики».
Журналист Рамиль Рахматов, который расследовал деятельность группы Гурьева и связанных с ним бизнесменов, считает, что в ближайшее время стоит ожидать новых арестов, в первую очередь в окружении бывшего вице-премьера. Но лично бывшему главе республики Рустэму Хамитову, как и бывшему премьер-министру Рустэму Марданову, ничего не грозит, уверен Рахматов.
«В любом случае нужно ожидать серии арестов, но я думаю, что самым высокопоставленным из них пока останется Гурьев. В данном случае я не ожидаю каких-либо проблем для Рустэма Закиевича (Хамитова), поскольку он сам в этом напрямую не участвовал. Разве что, возможно, закрывал глаза на действия подчиненных. Во-вторых, мы понимаем, что господина Хамитова не даст сожрать сама вертикаль. Не думаю, что что-то грозит и господину Марданову. Марданов, может, и подписывал какие-то документы ГУП «УАЗ», но они подготавливались профильным министерством, которое возглавлял Гурьев. Да и за Марданова, если честно, есть кому заступиться. Это, например, первые лица банковской системы страны. Поэтому, если говорить о высокопоставленных лицах, то Гурьев будет замыкать эту вершину», – резюмировал Рамиль Рахматов.
По информации источников «ФедералПресс», арест Гурьева не был инициирован администрацией врио главы Башкирии Радия Хабирова. Поэтому говорить о намерении нынешнего руководства республики начинать чистку в рядах бывших высокопоставленных чиновников не приходится. Тем не менее, если коррупционные цепочки будут вести в «белый дом», возможно, последуют новые громкие отставки, задержания и как следствие – репутационные потери для нынешней администрации региона, отмечают собеседники издания.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, ФедералПресс / Елена Мицих