Мусорная реформа ударила не только по карманам простых граждан, но и по малому бизнесу. Для некоторых предпринимателей плата за вывоз отходов выросла в разы, став одной из самых затратных статей расходов. Эксперты отмечают, что в этом виноваты не реформа и не регоператоры, а установленные региональными властями нормативы, которые не учитывают многих нюансов. Подробнее о ситуации – в материале «ФедералПресс».
На что жалуется бизнес?
«ФедералПресс» уже не раз писал, почему выросли тарифы на вывоз мусора. В платежи стали закладывать не только вывоз отходов до ближайшей свалки, но и их сортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение. В тарифах отражены инвестиционные затраты регоператоров на создание цивилизованных систем по обращению с мусором. В ряде случаев выросли расходы на транспортировку.
Малый бизнес столкнулся с ростом тарифа так же, как и население, с той разницей, что платежи у него во много раз больше. Еще одно различие в том, что для разных видов бизнеса и заведений тарифы выросли по-разному. Это связано с тем, что в регионах приняты свои нормативы для каждого типа объектов, которые в зависимости от ситуации умножаются на площадь помещений или число рабочих или посадочных мест.
Как только предпринимателям стали приходить первые платежки, многие из них возмутились. Они утверждают, что не накапливают такого количества мусора, которое им предлагают оплатить. Плата в ряде случаев увеличилась в десятки раз. Особенно остро проблема встала за пределами крупных городов, там, где выручка бизнеса и так невелика. В некоторых регионах жалобы предпринимателей уже привели к тому, что на установленные нормативы и тарифы обратили внимание УФАС и прокуратура.
«Предприниматели работают в разных режимах налогообложения и находятся в разных местах. В процессе исполнения реформы выявляется много несовершенных процедур. В некоторых видах предпринимательской деятельности не производится большого количества мусора, а нормативы серьезно ухудшают ситуацию для них. Например, так происходит с небольшими магазинами, которым выставляют платежи исходя из метража. К сожалению, платежи за мусор иногда превышают налоговые отчисления такого бизнеса», – рассказал «ФедералПресс» уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко.
Неучтенные нюансы
Исполнительный директор Челябинского отделения «Опоры России» Анна Белешева подтвердила, что проблема роста мусорных тарифов для малого бизнеса актуальна: «Мы собирали информацию по муниципалитетам. Чаще всего на рост жаловался мелкий бизнес – не производства, а торговля и сфера услуг».
«Чаще всего с подобными жалобами обращаются представители торгового бизнеса. Во-первых, потому что торгового бизнеса в принципе больше, чем всякого другого. 60 % в структуре малого предпринимательства – это торговля, питание и услуги», – сказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
Кроме того, по словам Артюх, много вопросов поступает также от комплексных деловых центров, в которых могут быть самые разные фирмы – от заведений торговли и гостиниц до автомоек. «Это разные виды объектов, для них должны применяться разные единицы нормирования. Этой дифференциации нет, отсюда и проблема», – сказала бизнес-омбудсмен.
Исполнительный директор Ассоциации ресторанов и отельеров Республики Татарстан Галина Шарафутдинова объяснила, что для предприятий общепита любой рост расходов болезнен: «С 2015 года цены на блюда в ресторанах не меняются, а, напротив, становятся более демократичными, чтобы не снижать потребительский спрос. Каждое повышение цен на услуги или товары ведет за собой сокращение рентабельности ресторана. Коэффициент увеличения платы за вывоз мусора существенный, в ряде случаев кратный. Если ресторан раньше платил за вывоз 3 тысячи рублей, а сейчас нужно платить 25 тысяч, мы говорим о том, что это существенно, по году выходит приличная сумма».
«Рост числа индивидуальных предпринимателей – результат тренда на обеление экономики»
Тенденцию подтвердили во всех регионах, куда «ФедералПресс» обратился за информацией. Возмущены новыми тарифами владельцы киосков – во многих регионах для них установлены повышенные тарифы. Каждый вид бизнеса предусматривает множество нюансов, в которые не захотели вдаваться разработчики нормативов.
«Раньше платили из расчета за кубический метр, сегодня норматив перешел в разряд посадочных мест. Если в ресторане 60 мест, это не говорит о том, что он заполнен целыми днями. Если это банкетный ресторан на 100 человек и у него загрузка два дня в неделю, то тоже получается, что оплата произойдет необъективно. Нужно разработать алгоритм, который позволит защитить и маленькие кафе, и большие рестораны», – считает Шарафутдинова.
Свои перегибы есть и у индивидуальных предпринимателей. Фиксируются случаи, когда фрилансеру, работающему из дома и зарегистрировавшемуся как ИП, приходят две платежки – одна как физлицу, другая как предпринимателю. Из-за этих и других проблем многие бизнесмены просто не заключают договора на вывоз мусора. В Саратовской области, к примеру, только 10 %бизнеса официально оформили отношения с регоператором.
Есть ли решение?
Регоператоры – тоже предприниматели, которые действуют в предлагаемых обстоятельствах, поэтому винить в высоких платежах стоит не их, объясняют эксперты. Следует более детально дифференцировать нормативы, ввести подходы, которые позволят рассчитывать плату за мусор более объективно.
«Основной способ решения проблемы – изменение самих нормативов, видов применения коэффициентов. В этом случае регоператор пытается это делать. Но это точечные вещи, точечно делать это очень долго, потому что предпринимателей у нас несколько десятков тысяч, у каждого есть свои нюансы. Сейчас идет сбор и формализация этих данных. Мы хотим собрать специальную группу, которая займется этими вопросами», – рассказал Петриченко.
«Проблема в том, что региональные органы исполнительной власти не совсем тщательно подошли к проработке этого вопроса, когда формировали нормативно-правовую базу. Регоператор, получив норматив, просто перемножает первое на второе, записывает это в квитанцию и выдает предпринимателю. Самое главное – разобраться с тем, как формировались эти нормативы и единицы расчета, как составлялся перечень объектов», – считает Елена Артюх.
Во многих регионах предпринимательское сообщество также готовит свои инициативы по корректировке нормативов. Хотя неизбежно возникает вопрос: почему этот вопрос обсуждается только сейчас и представителей бизнеса не спросили заранее?
Регоператоры в свою очередь отмечают, что у предпринимателей есть альтернатива для платы за мусор по нормативу, правда, для этого придется выполнить некоторые условия.
«Предприниматели могут оплачивать вывоз отходов по факту образования. В этом случае малый и средний бизнес сам определяет периодичность вывоза, количество и объем контейнеров, что формирует общую стоимость платы за услугу по обращению с отходами. При такой схеме норматив накопления, который бьет по карману бизнес, не применяется и юридические лица оплачивают услугу ориентировочно в той же сумме, что и ранее. Единственное, при таком формате работы предприниматели должны оборудовать свое место сбора отходов, которым не пользуются другие потребители», – сказала председатель комитета «Опоры России» по реформированию отрасли обращения с отходами Полина Вергун.
Воспользоваться такой возможностью смогут не все предприниматели. Отдельный бак, закрытый для остальных, который нужно регулярно опорожнять, могут позволить себе более крупные организации, но для микробизнесов это вряд ли исполнимо, предположил Михаил Петриченко.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин