Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

От монополии на контент до смерти радио. Шесть мифов современного медиапространства

Эксперты интернет-форума разрушили мифы, появившиеся за 25 лет существования Рунета
Эксперты интернет-форума разрушили мифы, появившиеся за 25 лет существования Рунета

На Российском интернет-форуме эксперты медиаотрасли обсудили, какие стереотипы успели сформироваться в российском сегменте рынка, какие из них мешают работе СМИ, а какие имеют право на существование. Как блогеры влияют на работу традиционных СМИ, тяжело ли сейчас запустить медиастартап и с какими проблемами сталкиваются сотрудники пресс-служб государственных ведомств – в материале «ФедералПресс».

В рамках Российского интернет-форума прошел пабликток «Медиаязычество: разрушение мифов». В ходе него каждому из спикеров предстояло развенчать или подтвердить один из мифов, появившихся за 25 лет существования Рунета.

Миф первый: с развитием соцсетей и блогерства закончилась монополия СМИ на контент

Если раньше любые новости сопровождались подводкой «по сообщениям информагентств», то сейчас инфоповодом может стать пост в соцсетях или высказывание какого-нибудь блогера. Фокус сменился, и СМИ больше не обладают монополией на контент?

Комментарий: у СМИ действительно сейчас нет монополии на контент, но любительской журналистике пока не удалось победить профессиональную

«Традиционные каналы – ТВ, радио и пресса – теряют аудиторию, читатели уходят в соцсети, потому что там есть эмоции. Но вместе с возрастающим информационным давлением растет запрос на качественную информацию. У СМИ сейчас действительно нет монополии на контент. Любой чиновник сейчас может напрямую общаться с публикой», – прокомментировал главный редактор службы интернет-проектов «Интерфакса» Алексей Гапеев.

По его словам, СМИ первого эшелона мониторят сайты ведомств, компаний, надзорных органов, препарируют статистику, посещают форумы и конференции с участием первых лиц государства и бизнеса, общаются с участниками рынка, проводят фактчекинг. Поэтому пока профессиональные журналисты все еще востребованы.

Миф второй: прокуратура – карательный орган, который все запрещает и отказывает в помощи

В российском обществе сложился стереотип, что прокуратура охотнее наказывает граждан и вводит ограничения, чем приходит на помощь гражданам. Поэтому в тяжелых ситуациях люди редко обращаются в надзорный орган, а пытаются самостоятельно решить проблемы.

Комментарий: основная функция прокуратуры – правозащитная

«В последние годы прокуроры на общественные мероприятия стараются не надевать форму, чтобы не давить погонами. Это закостенелый стереотип, с которым мы боремся. Якобы закрытое ведомство с закрытыми полномочиями. Согласитесь, не лучшее амплуа для ведомства, которое во главу сейчас ставит правозащитные функции. Это очень серьезно мешало нам доносить важные сигналы до широкой аудитории, формировать правовое сознание в обществе», – сказала заместитель начальника управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ Татьяна Захарова.

По ее словам, поворотным моментом для надзорного органа стало исследование ВЦИОМ о степени доверия силовым ведомствам, опубликованное в прошлом году. Согласно ему, люди в большинстве своем в случае нарушения своих прав за защитой намерены идти в прокуратуру. Тогда в Генпрокуратуре разработали и запустили проект «Эфир» – серию видео, в которых в том числе в режиме онлайн сотрудники надзорного органа показывают и рассказывают о своей работе, отвечают на вопросы граждан и журналистов.

Миф третий: крупные IT-компании мешают развитию экосистемы издательского рынка

Все больше читателей уходит в соцсети и на площадки агрегаторов («Яндекс.Новости», «Новости Mail.ru»), и теперь традиционные СМИ становятся зависимы от непрямого трафика – со сторонних ресурсов, а потому вынуждены выполнять их условия. В свою очередь площадки с каждым годом ужесточают требования к медиа, в результате часть игроков попросту уходит с рынка.

Комментарий: агрегаторы также заинтересованы в том, чтобы издательский рынок оставался конкурентным

«Яндекс» с помощью партнерских программ приносит миллиарды рублей на издательский рынок. Другое дело, что чтобы получить эти миллиарды рублей, нужно следовать определенным жестким правилам. Но и мы соблюдаем эти правила. Например, мы не разрешаем показывать в нашей сети рекламу, которая перекрывает контент и которую нельзя отключить. Мы не заинтересованы в том, чтобы система не развивалась. Поэтому мы и делаем продукты, которые нам не дают выгоды», – рассказала руководитель отдела разработки партнерских продуктов «Яндекса» Ольга Ерыкалина.

Миф четвертый: деловым СМИ в силу своей специфики сложно переносить цифровую трансформацию

Деловые СМИ тяжелее переживают трансформацию медиарынка, потому что менее охотно идут на эксперименты. Но тем не менее, it-компании заинтересованы в развитии медиа, как была бы для них, как партнерская сеть .

Комментарий: деловые медиа обязаны поддерживать свою репутацию, но это не значит, что они закостенели

«Мне иногда кажется, что медиа как дети: нам показали соцсети – мы побежали в соцсети, нам показали новые площадки – мы побежали туда. Мы все поиграли, попробовали, и работает в этом одно – игра вдолгую. Как только ты работаешь на имидж, исключительно на аудиторию, ты выигрываешь. Конечно, трафик всем нужен; в конце концов, большая часть СМИ живут по рекламной модели. И вот в этой вечной погоне за трафиком нужно не забыть о своем имидже, о читателе», – рассказала заместитель директора по цифровой стратегии ИД «Коммерсант» Анастасия Лобада.

Миф пятый: большинство стартапов не окупаются, а делать медиастартап – вдвойне тяжело

Ведущие игроки медиарынка давно определены. В условиях оттока аудитории в соцсети, от которого страдают даже старейшие СМИ, запускать новые медиа бессмысленно.

Комментарий: даже в текущей ситуации медиастартап может быть успешным

«Миф о том, что стартапы, особенно СМИ, тяжело поднимаются и развиваются, мы опровергли. Еще полтора года назад нас не знали как издание, как работодателя, в нас не верили. Мы сложили голову, много работали и в один момент поняли, что находимся среди топовых изданий. Мы видим тех, кто стартовал одновременно с нами. Не все из них успешные. На мой взгляд, основная причина этого – неверное распределение бюджета», – прокомментировал директор News.ru Мусейб Ильгам оглы Алекперов.

Миф шестой: радио скоро умрет, потому что пришел интернет

Радио сейчас – умирающий тип СМИ, основная аудитория которого – автомобилисты. Возможность в любой момент послушать любую песню онлайн приводит к сокращению радиослушателей.

Комментарий: радио, как и другие медиа, развивается в интернете

«Интернет однозначно не убивает радио, потому что количество интернет-радиостанций с каждым годом все больше. Есть такой стереотип, что радио – это динозавры в мире медиа, но мы сейчас трансформируемся в мире диджитал, и количество интернет-прослушиваний растет», – считает диджитал-директор «Европейской медиагруппы» Дмитрий Лещев.

Мифы будущего

В завершение дискуссии спикерам предложили пофантазировать, какие мифы и стереотипы сформируются в Рунете в следующие 25 лет. Вместо этого эксперты скорее дали некий прогноз того, что ждут от будущего отрасли: газеты никогда не умрут, информация будет доходить до человека напрямую, минуя посредников – сайты, пользователи будут готовы платить за контент, СМИ уйдут в дополненную реальность, а TikTok заберет самые большие рекламные бюджеты.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
16 апреля 2019, 11:29

Российский интернет-форум – 2019

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.