После катастрофы в аэропорту Шереметьево особо актуальным стал вопрос качества подготовки пилотов и иных сотрудников авиации. После крушения самолета в Казани в 2013 году по всем учебным заведениям прошли проверки. Результатом одной из них стал запрет на работу Челябинского летного училища гражданской авиации и аннулирование дипломов всех, кто в нем обучался. ЧЛУГА работало совместно с ЮУрГУ, судебный спор с которым транспортная прокуратура ведет до сих пор. «ФедералПресс» нашел нестыковки в деле о пилотах, узнал о судьбе летчиков, которых лишили неба, а также попытался разобраться, есть ли будущее у российской авиации.
Шокирующее заявление
В Челябинске 14 мая Центральный районный суд возобновит процесс по иску Уральской транспортной прокуратуры к Южно-Уральскому государственному университету о признании незаконной его образовательной деятельности по подготовке пилотов коммерческой авиации. Напомним, десятки летчиков лишились своих дипломов. Они изучали теорию в ЮУрГУ, а практические занятия проходили в ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации». С 2016 года выпускники пытаются доказать в суде, что на законных основаниях прошли обучение и получили свои документы. Некоторые успели начать работать в крупных российских авиакомпаниях и перевозить пассажиров, но вмиг остались без возможности трудиться по профессии.
Павел Семченко почти год посещал лекции и проводил полный рабочий день на занятиях по практической подготовке, уже имея базовое техническое образование и корочки частного пилота. Занятия он оплатил за счет собственных средств – а это почти два миллиона рублей. Слушатель отлично прошел все проверочные испытания, выполнил норматив по часам налета, который, кстати, предусмотрен Международной организацией гражданской авиации. В итоге молодой пилот получил документ о профессиональной переподготовке.
«Мы с этим дипломом шли в Росавиацию, со всеми справками о налетах и прочим. Росавиация оценила этот пакет документов, допустила нас до сдачи тестирования, которое мы успешно прошли. После этого они приняли решение о выдаче нам свидетельств пилотов коммерческой авиации. Мы же все сделали честно!» – вспоминает Павел Семченко.
Однако когда пришло время устраиваться на работу, вышла заминка. Пройдя все собеседования и многоступенчатую проверку, Семченко никак не мог дождаться приглашения на подписание контракта. Вскоре пришел шокирующий ответ: на работу его не примут, а свидетельство коммерческого пилота аннулируется. Молодой специалист не мог поверить, что такое возможно. Выяснилось, что челябинское училище якобы не имеет правильно оформленного сертификата авиационного учебного центра.
Многочисленные переговоры с представителями Росавиации на Урале результатов не давали. Пилоты требовали объяснить, что они нарушили и как должны были догадаться, что у учебного заведения могут быть проблемы с законом. Добиваясь правды и справедливости, Павел Семченко позволил себе неосторожное высказывание в адрес уральского руководства федерального ведомства, после чего ему начали угрожать уголовным преследованием. Скандал удалось сгладить.
Тогда в оформлении диплома нашли формальные ошибки, рассказывает Семченко. Он принял все претензии и внес исправления (буквально иное написание нескольких знаков), но и это не помогло. Ответа просто не дали. Тогда выпускнику пришлось вызвать полицию, чтобы под страхом присутствия стражей порядка в Росавиации согласились выслать мотивированный отказ в выдаче свидетельства.
Правовая коллизия
Вскоре начались суды, но десятки пилотов, как и Павел, проиграли все свои иски, в которых требовали восстановить их в правах. На сторону Росавиации и транспортной прокуратуры, которые вдруг решили, что полученное пилотами в Челябинске образование незаконно, встали и апелляционные инстанции. Причем в качестве аргумента суды учли переименование учебного заведения, якобы это – основание для отзыва «летных» свидетельств пилотов. Напомним, ЧЛУГА ранее называлось «ЧелАвиа». В 2013 году компания получила сертификат авиационного учебного центра, а в 2015-м – лицензию на среднее профессиональное образование. Так появилась Челябинское летное училище гражданской авиации, то есть название юридического лица было приведено в соответствие с реализуемыми видами деятельности.
В ответ на запрос «ФедералПресс» в Росавиации заявили, что выступают в суде в качестве третьей стороны и поддерживают позицию Уральской транспортной прокуратуры.
«Основанием для признания деятельности ЮУрГУ в заявленной части является нарушение университетом требований статей 8 и 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии документа, подтверждающего их соответствие требованиям федеральных авиационных правил», – прокомментировал «ФедералПресс» руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
До 28 июня 2016 года эти требования регулировали правила «Сертификация авиационных учебных центров» от 1999 года. Потом же вступили в силу новые стандарты – те самые требования к образовательным организациям.
«Оба указанных нормативно-правовых акта определяют сертификат авиационного учебного центра как документ, подтверждающий соответствие юридического лица требованиям федеральных авиационных правил. Такого документа у ЮУрГУ не было и нет, за его оформлением в установленном порядке университет в Росавиацию не обращался», – добавил Нерадько.
При этом Росавиация ссылается на нормы закона, которые не позволяют прохождение лишь отдельных этапов профподготовки в аккредитованных образовательных организациях.
«В этой связи привлечение ЮУрГУ к обучению своих студентов на стадии стажировки ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», имеющего выданные Росавиацией сертификаты авиационного учебного центра, не может приравниваться к исполнению требований ВК РФ о профессиональной подготовке авиационного персонала», – заявили в Росавиации.
В ЧЛУГА заявили «ФедералПресс», что проводили для своих студентов не стажировки, а преподавали практику по статье 15 Закона об образовании, в соответствии с сетевым договором с ЮУрГУ.
Кроме отсутствия сертификатов, Росавиация усмотрела и другие нарушения в работе Южно-Уральского государственного университета. К примеру, в вузе не было учебно-тренажерной базы: устройств для имитации полетов, воздушных судов первоначальной подготовки и выпускных судов, аэродромов с необходимой инфраструктурой, навигацией, средствами связи, мест стоянки самолетов, служб ГСМ, квалифицированного инженерно-технического персонала и инструкторского состава. Однако все это было у партнера вуза – челябинского летного училища. В штате работало около ста человек, 16 из которых – инструкторы, которые имели от 10 до 25 тысяч часов налета, один – заслуженный штурман России. Имелись тренажеры, практиковались налеты, соблюдались прочие стандартные требования к подобным учебным заведениям. Однако этого надзорным органам показалось недостаточно.
«Образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» реализовывалась ЮУрГУ совместно с ЧПОУ «ЧЛУГА», не имевшим соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по программе среднего профессионального образования. Выпускники ЮУрГУ при подаче комплекта документов для оказания государственной услуги по выдаче свидетельств коммерческого пилота предоставляли в Росавиацию документы, подтверждающие прохождение обучения в образовательной организации, не имевшей сертификат АУЦ, и представляли недостоверные сведения, в связи с чем их свидетельства были аннулированы», – прокомментировали в Росавиации.
В распоряжении «ФедералПресс» оказались документы, которые опровергают некоторые заявления Росавиации из официального ответа на запрос нашей редакции. Так, в 2013 году Агентство воздушного транспорта направило официальное сообщение ректору ЮУрГУ Александру Шестакову, который, судя по контексту, просил содействия в организации учебного процесса, где говорится, что «деятельность ФГБОУ ВПО ЮУрГУ как образовательного учреждения сертификации не подлежит». Кроме того, ЧЛУГА обращалось за продлением сертификата АУЦ, но в Росавиации заявили, что не уполномочены выполнять такие функции.
Еще одно официальное письмо, которое говорит о противоречиях в спорном деле, – от Уральской транспортной прокуратуры в адрес ректора ЮУрГУ Шестакова. Вуз просил проверить законность прекращения действия сертификата авиационного центра Челябинского летного училища гражданской авиации с 28 августа 2016 года. Так вот, в ответе этом снова говорится, что сертификат АУЦ не требуется.
В 2016 году Челябинская транспортная прокуратура по запросу Росавиации проводила проверку ЧЛУГА, в ходе которой подтвердила право этого частного образовательного учреждения на ведение своей деятельности в соответствии с уставом и лицензией. Организация работала в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации».
«В соответствии с указанной лицензией и уставом ЧПОУ «ЧЛУГА» осуществляет обучение в рамках среднего профессионального образования по профессии «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот». Также учреждение имеет право осуществлять дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки... Таким образом, для осуществления образовательной деятельности получение сертификата АУЦ не требуется», – говорится в сообщении Челябинской транспортной прокуратуры.
Кроме того, Министерство образования и науки РФ сочло договоры между ЮУрГУ и ЧЛУГА не соответствующими требованиям ФЗ «Об образовании». «Вышеуказанные нарушения несомненно повлияли на качество подготовки», – делают вывод в Росавиации. В том числе из-за несоответствия количества часов налета выпускникам отказали в выдаче свидетельств коммерческих пилотов.
Нарушений в организации непосредственно самой образовательной деятельности прокуратура не нашла: студенты зачислены и обучаются на законных основаниях, к программам и системе проверки знаний претензий тоже не было. Кроме того, в документе снова указано, что директор летного училища обратился за сертификатом АУЦ. Однако все это не спасло учебное заведение от запрета ведения образовательной деятельности.
«Во исполнение решения суда в январе 2018 года мы отправили в Росавиацию программу обучения. В мае пришел ответ, что Росавиация не наделена полномочиями по утверждению образовательных программ, в связи с чем нам их возвратили. А утверждение этой программы – обязательное условие получения сертификата», – говорит директор Челябинского летного училища Александр Матусевич.
«Штат пришлось распустить, самолеты на приколе»
В Уральской транспортной прокуратуре отказались давать комментарии. Избегает публично излагать свою позицию и Южно-Уральский государственный университет. Журналисту «ФедералПресс» удалось пообщаться с директором ЧЛУГА Александром Матусевичем. Он дал дорогу в небо сотням пилотов, сегодня же пытается вернуть училищу его доброе имя, а выпорхнувшим из гнезда птенцам – возможность летать. По его словам, в учебном заведении регулярно проходили проверки надзорных органов и претензий никогда не было. Руководитель недоумевает, что могло произойти, что позиция прокуратуры так резко изменилась: сначала ведомство говорило, что сертификат АУЦ училищу не нужен, а потом вдруг обратилось в суд и заявило, что это нарушение.
«В федеральных правилах 289 четко сказано о том, что данные правила регулируют отношения в области обучения специалистов авиационного персонала. Студент – это специалист? Я привел в суде заключение судебного эксперта, что студент – это не специалист. Так нормативно-правовым документом вы, господа истцы, регламентируете свой иск, спрашиваю я. Мне отвечает прокурор в присутствии судьи, что это мнение Росавиации и позиция Генеральной прокуратуры», – рассказывает Александр Матусевич.
Пока идут разборки, самолеты «ЧелАвиа» стоят на приколе, многие из них нуждаются в серьезном ремонте. Штат пришлось распустить, курсантов здесь больше не набирают. По словам Матусевича, многие его выпускники остались без работы, устроиться смогли только те, кто прошел переподготовку в одной из крупнейших компаний России. Некоторых готовы принять в Китае, но Россия не подтверждает легитимность их летных сертификатов.
Павел Семченко не стал терять время: уехал сначала в Израиль, а потом перебрался в Америку. Там он начал обучение заново. Специалист наверняка станет востребованным пилотом, к тому же прошедшим такую серьезную закалку трудностями. Только летать он будет уже не на российских авиалиниях. Аналогичные решения вынуждены принять и другие выпускники летного училища, которые оказались в такой же ситуации.
«Здесь у меня вообще никаких проблем не возникает. Я принес документы, показал свой налет, инструктор уже видит мой уровень и понимает, что мне нужно. Я спокойно прохожу обучение по американским, по мировым стандартам», – рассказывает Павел Семченко.
Ответчики по этому запутанному делу намерены отстаивать пилотские свидетельства ЮУрГУ и ЧЛУГА в Верховном суде. По словам представителей авиационной отрасли, для них сегодня принципиально важно доказать, что обучение в Челябинске было не просто законным, а качественным. Самое главное – пилоты имели реальный опыт самостоятельного управления самолетами, отрабатывали навыки действий в экстренных ситуациях.
«Сегодня же нормальным учебным заведениям работать не дают. В итоге мы видим, что авиация умирает, и мы видим трагедии, как в Шереметьеве. Командир запаниковал – отсюда череда ошибок. Где это видано? Если мы так будем относиться к добросовестным учебным заведениям, самолеты так и будут падать. Частную авиацию задушили. А как Север без авиации? Раньше летали тысячи вертолетов, сейчас нет ничего», – возмущаются представители авиационной отрасли.
К слову, проблемы у учебных заведений России начали появляться в 2013 году, после падения самолета в Казани. На борту тогда оказался родственник местного высокопоставленного чиновника. Расследование показало, что за штурвалом сидел пилот – выпускник одного из летных учебных заведений Санкт-Петербурга, вспоминают адвокаты, которые занимаются делом челябинского вуза. Результаты той проверки запрошены сейчас для изучения в суде Челябинска. Тогда, к слову, выяснилось, что летные документы выдавали людям, которые не имели профильного образования, но работали в авиационной отрасли: были бортпроводниками, летчиками военной авиации и так далее. Выявленные факты и стали поводом для проверок по всей стране, под раздачу попало и Челябинское летное училище гражданской авиации. Вот только основания, как считает сторона защиты, то ли надуманные, то ли слишком формальные.
Фото: ФедералПресс/Виктор Вытольский, личный архив Павла Семченко
РИА «ФедералПресс»: лучшее за год