В Нижнем Новгороде состоялось совещание, посвященное реализации федерального проекта «Оздоровление Волги». Участниками проекта, рассчитанного на 2019–2024 годы, являются 16 регионов, включая Москву. Большими успехами в выполнении «Оздоровления Волги» по истечении четырех с половиной месяцев похвастаться нельзя, но и системного непонимания его задач на местах федеральные власти тоже не видят. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Совещание по вопросам реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» проходило в закрытом режиме. На нем, как узнал «ФедералПресс», заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов напомнил о персональной ответственности, в том числе руководителей региональных органов власти, за достижение результатов проекта, отметив, что президент Владимир Путин на заседании совета по национальным проектам выразил жесткое требование к федеральным, региональным и муниципальным командам. По итогам совещания Сергей Ястребов сказал журналистам, что «мы сегодня не можем похвастаться большими успехами именно в реализации, так как стадия разработки проектно-сметной документации и принятия решения по выбору подрядчика несколько отстает».
В рамках проекта предстоит реконструировать не менее 130 очистных сооружений, все они должны быть спроектированы и реализованы по сути уже не в шестилетний период, а в период 5–5,5 лет, сказал журналистам руководитель Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов. На сегодняшний день для получения федерального финансирования по капитальному строительству объектов обязательна проектно-сметная документация (ПСД). Однако, со слов главы Росводресурсов, есть поручение председателя правительства Дмитрия Медведева рассмотреть целесообразность распространения федеральной поддержки на подготовку ПСД в рамках национального проекта «Экология», в который входит в том числе федеральный проект «Оздоровление Волги». Профильное министерство в рамках исполнения этого поручения занимает ту же позицию. «Это не только в контексте помощи регионам. <…> Это позволит Федерации с первого дня контролировать эффективность принимаемых и проектируемых решений», – уверен Дмитрий Кириллов.
Интересная инициатива поступила от Республики Татарстан. Регион предлагает включить в федеральный проект мероприятия по оснащению водоканалов приборами автоматического учета сбросов, которые сейчас они должны выполнять за свой счет. Это предложение находится в стадии проработки.
Освоение выделенных на «Оздоровление Волги» средств находится на уровне 4 % от запланированного годового объема. Руководитель Федерального агентства согласился, что этого маловато: «Да, все соглашения (с регионами. – Прим. ред.) подписаны, да, деньги доведены, конкурсы объявлены, где-то уже на стадии заключения контракты, некоторые мероприятия начались. Если бы сегодня шел второй или третий год реализации проекта, это можно было бы назвать разгильдяйством, но поскольку это первый год, в который все должны были стартовать с 1 января, ситуация хотя и выглядит напряженной, но приемлемая».
В каждом из регионов – участников федерального проекта своя ситуация: где-то поменялись управленческие команды, где-то идет инвентаризация, которая должна закончиться до 1 сентября. До этого времени регионы еще могут более детально разобраться в задаче, которую им предстоит решать. По этой причине Дмитрий Кириллов не стал называть отстающие регионы, но опыт некоторых он все-таки выделил: «Если мы говорим про работу на Нижней Волге, то Волгоград понимает, что делает в рамках этого проекта, и мог бы быть примером для остальных. Они действительно планируют свои мероприятия на весьма отдаленную перспективу, и каждый год у них соответствующий план мероприятий, они знают, что делают. Если мы говорим про модернизацию очистных сооружений, то Нижегородская область имеет весьма обширную программу – до 88 объектов. Если мы говорим о самых передовых, которые не просят денег, – это, конечно, Москва».
Темпы освоения средств в рамках федеральных проектов в составе нацпроекта «Экология» разнятся. В целом «Экология» выглядит не хуже и не лучше остальных нацпроектов: все находятся примерно в одном положении в силу того, что законодательство обязательно для всех независимо от отрасли, сказал Дмитрий Кириллов.
В первые месяцы реализации федерального проекта исполнители столкнулись с рядом сложностей. Так, из-за отсутствия технической возможности увязать свои действия с системой электронного бюджета, через которую ведется контроль реализации и общее администрирование нацпроектов, много времени было потрачено на оформление и приведение в порядок бумаг.
Свои нюансы есть у направления по ликвидации и предотвращению негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба по берегам Волги. «Они лежали мертвым грузом не только потому, что там, грубо говоря, везде сборище бездельников и тунеядцев, а потому, что каждая такая помойка, к сожалению, – уникальный объект по своему составу накопленных отходов, и у нас технологию под каждую приходится выдумывать, чтобы начать ее реализовывать. Конечно, это сказывается прежде всего на времени и достижении конечного результата. И это объективная реальность», – пояснил Дмитрий Кириллов.
Глава Росводресурсов отметил, что уже есть понимание, какие из заявленных мероприятий в этом году будут или не будут выполнены, какие сэкономленные средства могут быть перенесены на более поздний период. «Мы исходим из того, что внутри федерального проекта вплоть до 2024 года какие-то контрольные точки, целевые показатели мы имеем право сместить, но конечные результаты 2024 года должны быть выполнены», – пояснил Дмитрий Кириллов. Он также подчеркнул персональную ответственность губернаторов за реализацию нацпроектов, но отметил, что системного непонимания задач в регионах нет.
Фото: nnwelcome.ru. Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова